Американская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 05:56, контрольная работа

Описание работы

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили
значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стане господствовала административно-командная система управления, направленная в основном свои усилия на критик зарубежного опыта управления.

Файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

                   Один из важнейших выводов  в рамках «школы человеческих  отношений» состоит  в том,  что руководителю необходимо  иметь профессиональную подготовку, которая  включает наряду с другими и  «человеческие» дисциплины – психологию управления, социологию менеджмента, деловой этикет и др.

                    Большое место в исследованиях  ученых, примыкающих к школе   психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу  исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести : А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера. Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Корпорация как основная форма предпринимательства.

 

           Корпорации  пришли на смену небольшим  предприятиям, в которых  вся  собственность принадлежала владельцам  капитала, и они  полностью   контролировали деятельность рабочих.

           По мнению теоретиков менеджмента, создания корпораций  повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т.е. от власти. Американский профессор отмечал возникновение «новой  управленческой элиты, чья мощь основывается уже не на собственности, а скорее на контроле за процессом в целом». Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.

            Начиная с середины 80-х гг. в  США интерес к корпоративному  управлению стал  возрастать.  Этому способствовал ряд факторов: увеличение институциональных инвестиций  в стране, усиление  государственного контроля в США с предоставлением права голоса на ежегодных общих собраниях акционеров некоторым институциональным инвесторам; деятельность по поглощению корпораций во  второй половине 80-х; чрезмерно высокие оклады исполнительных  директоров во многих американских  корпорациях и растущее чувство утраты конкурентоспособности по отношению к немецким и японским  корпорациям.

              Американская модель применяется  в корпорациях Великобритании, США, Австрии, Новой Зеландии, Канады  некоторых других странах. Она  характеризуется  наличием индивидуальных  акционеров и постоянно растущим числом независимых т.е. не связанных  с корпорацией акционеров (они называются «внешние» акционеры или «аутсайдеры»), а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров и сравнительно простым механизмом взаимодействия между  корпорацией  и акционерами, и  между акционерами как на ежегодных  общих собраниях, так и в промежутках между ними.

               Акционирование – это обычный  способ накопления каптала корпорациями  Великобритании и  США.  Поэтому  неудивительно, что в США образовался  крупнейший в мире рынок   капитала, а Лондонская биржа  – третья в мире по капитализации рынка после Нью-Йорка и Токио. Более того, существует  причинно-следственная связь между преобладанием акционерного  финансирования, размерами рынка каптала и развитостью системы корпоративного управления. США являются  крупнейшим рынком капитала и одновременно местом наиболее развитой системы голосования  по доверенности и небывалой активности независимых (институциональных) инвесторов, последние также  играют  важную роль на рынке капитала и в корпоративном управлении Великобритании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Стратегическое управление, его содержание.

 

         Современная  американская модель менеджмента  ориентирована на такую  организационно-правовую  форму частного предпринимательства,  как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в.  Американские корпорации широко  используют в своей деятельности стратегическое  управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60-70-х гг.,  а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.

          Стратегический  менеджмент – обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

          Слово  «стратегия» произошло от греческого  strategos, «искусство генерала». В общем виде стратегия – это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение  поставленных целей. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты  проблем и ресурсов для достижения главной цели корпорации.

            Стратегия формулирует  главные  цели и основные пути  их  достижения таким образом, что   корпорация получает единое направление  действий. Появление новых целей,  как правило, требует  поиска  и выработки новых стратегий.

            Содержание  стратегического управления  заключается, во – первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для обеды в конкурентной борьбе, и во-вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени. Разработанная стратегия корпораций, впоследствии превращается в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике.

              Концепция стратегического управления  основана на системном и ситуационном  подходах к управлению. Предприятие  рассматривается как «открытая»  система. Основой стратегического управления является системный и ситуационный  анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные  исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.

             Стратегическое управление требует  создания организационной стратегической  структуры, в состав которой  входит отдел  стратегического  развития  на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры  (СХЦ). Каждый СХЦ объединяет несколько  производственных  подразделений фирмы, выпускающих однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий и имеющую общих  конкурентов.

            Количество СХЦ в фирме, как  правило, значительно меньше количества  производственных подразделений. При создании СХЦ большое значение имеет правильный выбор области деятельности. СХЦ отвечают за своевременную разработку конкурентоспособной  продукции и ее сбыт,  формирование производственной программы выпуска продукции по  номенклатуре.

           Самыми  главными, перспективными вопросами  должен заниматься непосредственно  генеральный директор или хозяин  фирмы, которому могут помогать  референты (штаб). В противном  случае ему придется, в конце  концов,  уступить место другому  лицу, фактически выполняющему данные функции.

           Стратегический  менеджмент предполагает  реализацию  следующих функций:

           а)  определение целей фирмы с  учетом рыночно ситуации;

          б)  определение  средств достижение этих целей;

           в)  сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;

           г)  разработка  соответствующих перспективных  планов и программ.

           Все  виды менеджмента взаимосвязаны.  Любой менеджер выполняет административные  функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все  или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако в всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы.

            Для того, чтобы наиболее правильно  выбрать стратегию для корпорации необходимо учесть  следующие ее составляющие:

  • маркетинг,
  • НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы),
  • производство,
  • финансы,
  • работа с персоналом,
  • а также уровень менеджмента на предприятии

 

                   Следует отметить, что знание перечня функциональных областей обеспечивает руководство фирмы еще и полезным инструментом по претворению в жизнь намеченных стратегических изменений.

     Стратегическое  управление  выполняет функцию целеполагания  в системе управления предприятием. Эта подсистема корпоративного  управления вырабатывает цели организации и критерии их достижения. Предприятие без стратегии – это набор активов, отягощенных  обязательствами. Наличие  стратегии  создает «силовое поле», в котором движение каждого «элемента» организационной структуры приобретает направленность и смысл.

                   Стратегический менеджмент  - основа  управления предприятием. Установление  целей развития и средств их  достижения определяет задачи  всех видов менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Партисипативное  управление, формы привлечения рабочих  к управлению.

 

                   Управление, основанное  на принципе  участия, называют партисипативным.  Такая идея могла  возникнуть  только в Америке, стремящейся к демократии или  к наибольшей, максимальной выгоде.

                   Партисипативное  управление  предполагает расширение привлечения работников к управлению по следующим направлениям:

  • предоставление работникам права самостоятельного принятия решений;
  • привлечение работников к процессу принятия решений (сбор  необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения  приятого решения, организация работ и т.п.);
  • предоставление работникам контроля за качеством и количеством выполнено ими работы;
  • участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений;
  • предоставление работникам  права создавать рабочие группы по привязанностям  и пр. с целью более эффективного  выполнения решений   в настоящее время  в США получили  распространение  четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:
  1. Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на  уровне цеха,
  1. Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих.
  2. Разработка систем  участия в прибыли.
  3. Привлечение  представителей рабочих в советы директоров корпораций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

                             Во всем  многообразии теорий  и явлений живой практики американский менеджмент был и остается  наиболее мощной  «управленческой цивилизацией». Его ведущее значение  в мире сегодня  неоспоримо, а влияние  на развитие теории, практики, а тем более обучения управлению наиболее велико. Нет нужды слепо следовать  выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать  их идеи, безусловно, необходимо.

                             В качестве вывода наиболее  предпочтительным  является  выделение  двух основных школ:  школа  «научного менеджмента», основоположником  которой был Ф. Тейлор, и школа «человеческих отношений», возникновение которой  связано с именами Э. Мэйо Ф. Ротлисбергера. Полемика между  этими двумя доминирующими концепциями, так же  как и попытки синтезировать выдаваемые ими  принципы, способствовали  возникновению и развитию  новых течений. Школа «научного менеджмента» явилась исторически первым  направлением развития  американской теории управления и именуется как «классическая» или «традиционная» школа, о возникновении которой говорилось чуть ранее.

                             Именно в американской  модели  менеджмента возникает идея стратегического  управления и  планирования  в организации, не менее важная  мысль о привлечении работников  к управлению -  партисипативный  менеджмент, именно в США впервые появляются крупные корпорации с наемными  менеджерами, возникает   и сама наука управления.

Информация о работе Американская модель менеджмента