Адаптация персонала на рабочем месте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 07:38, реферат

Описание работы

Адаптация персонала на рабочем месте - необходимая связь управления персонала. К сожалению, важность действий для профориентации руководства и адаптации рабочих в нашей стране, в течение длительного периода, не достаточно серьезно воспринята. В данный момент во многих государственных и коммерческих организаций не имеется никаких основных программ адаптации. В то же время имеется большой зарубежный опыт приспосабливания техники, которая только недавно начала заимствоваться. Тем временем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, самофинансирования и самоокупаемости, который сопровождается значительным освобождением и, следовательно, трудовым перераспределением, увеличивает число рабочих, которые должны справляться с новыми отраслями, или менять рабочее место и коллектив. Вследствие этого важность проблемы увеличения программ адаптации даже больше.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………2
ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ ……………………………4

ОРГАНИЗАЦИЯЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ……………….……...….14

ОПЫТ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И АДАПТАЦИИ …..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………30

Файлы: 1 файл

Адаптация персонала на рабочем месте.docx

— 133.89 Кб (Скачать файл)

 Но прежде чем подойти к более детальному рассмотрению адаптации, мы попытаемся найти причины различной интерпретации близких понятий. Невозможно утверждать, что такой "классический" автор учебников по управлению персонала как А.Я.Кибанов, ошибается относительно базовых понятий. Наиболее вероятно, что он просто интерпретирует другие значения слова. Например, его "профориентация" - это то, что дают будущему сотруднику (или участнику) в форме многочисленных профориентационных тестов и программ по подготовке персонала для выбранной области деятельности, но не то, что является «практическим знакомством нового рабочего с обязанностями и требованиями, предъявленные ему со стороны организации», поскольку это интерпретируется в одном из учебников по управлению персоналом.

Таким образом, оба определения  отражают сущность профориентации, но в различных ценностях этого слова. В ходе рассмотрения адаптации мы будем оперировать вторым определением — определение ориентации как стадии адаптации.

Этапы адаптации

 

Согласно учебному пособию «Управление персоналом» под редакцией Т.Ю.Базарова и Б.Л.Еремина, процесс адаптации можно разделить в четыре стадии.

 Стадия 1.

 Оценка трудовой готовности новичка необходима для того, чтобы работать по самой эффективной программе адаптации. Если у служащего не будет специальной подготовки, а также опыта работы в подобных подразделениях других компаний, то период его адаптации будет максимален. Однако необходимо помнить, что даже в этих случаях в организации возможны необычные для этого варианта решения.

Поскольку организационная  структура зависит от ряда параметров, таких как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в неизвестную ему ситуацию. Адаптация должна предполагать собой не только знакомство с индустриальными особенностями организации, но и включение  в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, с корпоративными особенностями  коммуникаций, правилами поведения, и т.д.

Стадия 2.

 Ориентация — практическое  знакомство нового рабочего с обязанностями и требованиями, предъявляемые ему со стороны организации. Значительное внимание, например, в компаниях США, уделяют адаптации новичка к условиям организации. В эту работу вовлечены как руководители новичков, так и сотрудники по управлению персоналом.

Стадия 3.

 Эффективная адаптация. Эта стадия состоит собственно в привыкании новичка к статусу и значительной  степени  определяется его включением в межабонентские отношения с коллегами. В рамках данной стадии необходимо, чтобы дать шанс новичку работать активно в различных  сферах, проверяя себя и обдумывая полученные знания об организации. Самое важное в рамках этой стадии, чтобы дать максимальную поддержку новому служащему, регулярно вместе с ним делать оценку эффективности деятельности и особенностей  взаимодействия с коллегами.

 

Стадия 4.

 Функционирование. Процесс  адаптации заканчивается этой стадией, его характеризует постепенное преодоление индустриальных и межабонентских проблем и переход к устойчивой работе. Как правило, при самопроизвольном процессе адаптации эта стадия наступает после 1—1,5 лет работы. Если процесс адаптации своевременно регулировать, то стадии эффективного функционирование может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение приспосабливаемого периода способно принести значительную финансовую выгоду, особенно если в организации вовлечено значительное количество персонала.

Изменение стадий вызывает трудности, названные “приспосабливаемые кризисы”, поскольку влияние социальной среды обычно резко увеличивается. В результате, у рабочего появляется чувство тревоги, беспокойства, напряжения,  возникновения потребности для более активного освоения до настоящего времени неизвестного.

На каждой из перечисленных  стадий необходима продуманная система управления адаптацией. Об этом также пойдет речь в следующей части.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ

 

Управление  процессом адаптации — это «активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т. п.» .

Потребность управления адаптацией предопределена большим ущербом и для изготовителя, и для рабочих, а его возможность доказана опытом зарубежных и российских предприятий и организаций. Разработка мер, положительно влияющих на адаптацию, принимает субъективные особенности рабочего (пол, возраст, его психофизиологические особенности, и также формирование, опыт и др), и так же факторы промышленной среды, характер их влияния (прямой или косвенный) на индикаторах и результатах адаптации. Поэтому оптимизацию процесса адаптации необходимо начинать с доступных возможностей предприятия (относительно условий труда, гибкие рабочие часы, организация работы и т.д.) И ограничения в изменении рабочего (в развитии тех или других способностей, в избавлении от отрицательных привычек и т.п.), также необходимо рассматривать различия на новом и на прежнем месте работы, особенности новых и прежних отраслей, поскольку они могут быть существенными, что будет служить серьезным барьером к профессиональной подвижности и проведения кадровой политики предприятия.

Цели и проблемы системы управления

 адаптации  рабочего на предприятии, эффективный контроль этого процесса – это большая организационная работа. Поэтому на многих предприятиях страны  созданы специализированные службы, занимающиеся  адаптацией кадров. Однако организационно это делается по-разному : в зависимости от числа персонала на предприятия, структуры управления бизнесом, присутствия и организация системы управления персоналом, нацеленность руководства предприятия на решение социальных задач в сфере управления производством и других моментов.

Службы адаптации работника  могут выступать как самостоятельные  структурные подразделения (отдел, лаборатория) или же входить в  состав других функциональных подразделений (как бюро, группа и отдельные  работники) — в отдел кадров, социологическую  лабораторию, отдел труда и заработной платы и т.п. Иногда должность специалиста по адаптации рабочего может действовать как независимое структурное подразделение (отдел, лаборатория) или быть частью других функциональных подразделений (как бюро, группа и отделить рабочих) — в отделе штата, социологической лаборатории, работе и отделе заработной платы, и т.д. Иногда должность эксперта по адаптации вводиться в штатное расписание цеховых управленческих структур. Важно, чтобы служба адаптации была составным звеном общей систем, управления кадрами на предприятии.

Цели системы управления адаптацией хорошо сформулированы у Кибанова и могут быть представлены в виде схемы:              Таблица 2

 

Проблемами подразделения или эксперта в управлении адаптацией в области организации технологии процесса адаптации, по Кибанову является:

- организация семинаров, курсов о различных вопросах адаптации;

- проведение руководством  индивидуальных бесед;

- интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, наставников новых сотрудников;

- специальные курсы подготовки  наставников;

- использование метода постепенного осложнения выполняемых новичком задач;

- выполнение  общественных поручений для установления контакта нового рабочего с коллективом;

- подготовка к замене при ротации кадров;

- проведение в коллективе  специальных ролевых игр для сплочения служащих.

Функции и направления  деятельности подразделений

Структурное закрепление  функций управления адаптацией могут  проходить в следующих направлениях:

1. выделение соответствующего подразделения (бюро, отдел) в структуре системы управления персоналом. Часто функции по управлению адаптацией - часть подразделения по обучению персонала.

2. Распределение экспертов,  которые заняты управлением  адаптацией, по индустриальным подразделениям предприятия при сокращении, координации их деятельности со стороны службы управления персоналом.

3. Развитие наставничества, о котором на наших предприятиях в последнее время незаслуженно забыли.

Если говорить о конкретных мерах или стадиях  адаптации, необходимо дифференцировать точно функции руководителя и менеджера по персоналу. Непосредственно процесс адаптации также значительно облегчается участием в нём руководителя. В его обязанности входит проведение предварительной работы  с будущими коллегами, так, чтобы новичка хорошо встретили; назначение опекуна, проверка состояния материальных условий труда.

 В течение  первой недели для  руководителя желательно видеть рабочего ежедневно, узнавать об успехах и помогать устранять проблемы. Это позволит как можно скорее (идеально в течение месяца) полностью сделать представление о его слабостях и достоинствах, взаимоотношениях с коллегами, чувстве долга, внешнем виде.

Целесообразно, чтобы руководитель завел карту контроля за  адаптацией и постоянно следил за этим процессом. На первой стадии он должен помочь новому служащему  выбрать наиболее подходящее рабочее место, на второй - помочь разобраться в тонкостях своей профессии, на третьей - смежных профессий, а также вовлечь в дела коллектива.

Трудно не согласиться со всеми этими заключениями, так как в современных российских условиях, когда большая часть организаций не способна не то, что организовать отдельное подразделение, которое выполняет исключительно функции адаптации персонала, а даже нормально функционирующий отдел кадров, который состоял бы из компетентных служащих, в таких условиях на плечи руководителя взваливается намного больше функций.

Трудно подтвердить, является ли концентрация адаптационных функций в руках руководителя положительным или отрицательным моментом. Делегируя ему эти функции, необходимо помнить, что руководитель  также  объект адаптации, и что ему нужно некоторое время для адаптации с подчиненными.

 

В учебнике у Кибанова представлена  фактически идеализированная схема распределения функций по адаптации персонала между подразделениями. Но это необходимо изучить и попытаться к этому в максимально возможной степени подойти как можно ближе.

Для достижения целей адаптации в организациях целесообразно, чтобы в операционных подразделениях существовали специалисты по управлению персоналом или независимое подразделение по управлению профориентацией  и адаптацией сотрудников. Штат такого подразделения должен состоять, по крайней мере, из двух человек:

Профконсультанта (профессиональная ориентация) и менеджера по персоналу (выбор, подготовка и адаптация рабочих).

 Функции этого подразделения должны быть сосредоточены на рабочих, которым необходима  помощь  в  профессиональной  ориентации и переориентации, а  также дипломированным  специалистам подшефных школ, и на новых рабочих, прибывших в организацию или изменивших место работы в ней.

Подразделение на управлении профориентацией и адаптацией должно выполнять следующие функции:

- Изучение и прогнозирование состояния рынка труда, проведение мероприятий для адаптации к нему, реализация соответствующей переструктуризации потенциала персонала;

- приём  и выбор персонала с использованием профессиограмм и тестирования, проверяя рабочих с целью их лучшей профориентации;

- Размещение персонала на подразделениях, участках, местах работы, закрепление ротаций и внутрепроизводственого перемещения  кадров, формирования устойчивого трудового коллектива;

- выбор лидеров из числа молодых рабочих, обладающих талантом организатора;

- организация взаимодействия с региональной системой управления профориентацией и адаптацией на взаимно выгодных условиях.

 В обязанности профконсультанта входят:

1. Профессиональная консультация  рабочих предприятия. 

2. Сбор информации, изучение и прогнозирование состояния рынка, престижности профессии.

3. Участие в найме и  выборе персонала. 

4. Организация (вместе  с правительством школ) работы по профориентации школьников.

5. Регулирование коммуникаций  с ПТУ.

6. Организация оборудованного  офиса профориентации на предприятии.

7. Предоставление помощи  ПТУ и школам в оборудовании тематических стендов по профориентации.

8. Организация разработки профессиограмм.

9. Организация тематических  вечеров для школьников.

10. Проведение в школах лекций, семинаров с приглашением рабочих, руководителей, экспертов управления предприятием.

11. Организация в школах  выставок литературы по выбору профессии.

12. Проведение группового обследования профессиональной направленности  школьников.

13. Организация лекционного  зала для родителей школьников  относительно профориентации.

14. Проведение открытых дверей в организации.

 В обязанности менеджера по персоналу входят:

1. Знакомство с организацией; её особенности; условия найма; оплата труда.

2. Представление руководству, непосредственному начальнику, преподавателю по обучению.

3. Организация экскурсии  по рабочим местам.

4. Объяснение условий  труда, знакомства с функциями (совместно с начальником).

5. Учебная организация  (вместе с учебным отделом).

6. Введение в коллектив, представление служащих (вместе с руководителем).

Программы адаптации

Так же как  и в наборе персонала, и во введении в должность новичков, важно понять основные побуждения, вызывающие у них потребность работать, а также надежды и страхи, связанные с этим. Большинство людей, начиная работать, желают быстрее  с ней справиться и показать, что они могут делать это хорошо. Однако независимо от того, первой является их работа или нет, новые служащие приходят в свой первый рабочий день с определенными опасениями и страхами. Для предотвращения таких ситуаций необходима продуманная процедура введения в должность или, иными словами, программа адаптации персонала.

Программа адаптации представляет ряд конкретных действий, которые  должны быть сделаны служащим, ответственным за адаптацию. В различных руководствах есть различные синонимы программ адаптации — они также называют программы ориентации или просто ориентации. Сущность этих явлений приблизительно то же самое. Мы используем термин «программа адаптации», поскольку мы рассматриваем адаптацию как основной  и всесторонний  процесс, подчиняющий себе введение в должность и ориентацию.

Информация о работе Адаптация персонала на рабочем месте