Затраты как управляемая экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:33, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение практики и разработки пути совершенствования системы управления затратами.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
-изучены теоретические основы управления затрата
-проведем краткий анализ производственно-финансовой деятельности предприятия;
-дан анализ управления затратами;
-разработаны основные направления совершенствования управления затратами.

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 144.49 Кб (Скачать файл)

Введение

Управление затратами  является важнейшим направлением управленческой деятельности, поскольку именно соотношение  между доходами и расходами предприятия  определяет в конечном счете его  финансовое состояние, прибыльность и  перспективы развития.

Организационная деятельность любого предприятия связана с  использованием ресурсов земли, рабочей  силы, средств производства (капитала) и предпринимательских способностей, что, очевидно, влечет за собой возникновение  затрат, перерабатывая эти ресурсы, предприятие производит, а затем  реализует продукцию, получая (в  большинстве случаев) прибыль. Степень удовлетворения интересов фирмы прежде всего зависит от результатов его хозяйственной деятельности, которые включают не просто получение доходов и прибыли от реализации продукции, но и обеспечение стабильного развития производства с учетом выплат необходимых налогов.

В различных условиях достижение этих целей зависит как от окружающей предприятие среды (запросов потребителей, поведения конкурентов, поставщиков  и состояния торговли), так и  от внутренних факторов (ресурсов предприятия, качества продукции объема производственных мощностей).

В настоящее время на российских предприятиях не уделяют должного внимания управлению затратами. Но даже среди  тех руководителей, которым на практике пришлось убедиться, что управление затратами необходимый элемент  деятельности предприятия, не все понимают, насколько. А ведь известны примеры, когда при снижении издержек на несколько  процентов прибыль возрастает так  же, как при увеличении объема продаж на треть. При этом, компания не несет  дополнительных затрат, связанных с  расширением производства, менеджеры  не ломают голову насчет новых способов продвижения продукции, наконец, появляется возможность более гибкого ценообразования. Ведь хорошие показатели по затратам можно получить не только, снизив их (что, обычно, делают на большинстве  сельскохозяйственных предприятий), но и увеличив отдачу от этих затрат.

Поскольку на предприятиях в последнее время управлению затратами на производство и реализацию продукции не уделяется достаточного внимания данная тема курсовой работы является актуальной и своевременной. Становление рыночных отношений  требует совершенствования практики управления издержками производства с  учетом особенностей переходного к рыночной экономики периода и международного опыта. Это позволит предприятию обеспечить оптимальный уровень издержек производства, максимизировать прибыль, повысить конкурентоспособность. Управление затратами - это сложный процесс, который означает по своей сущности управление всей деятельностью предприятия, так как охватывает все стороны происходящих производственных процессов.

Целью дипломной работы является изучение практики и разработки пути совершенствования системы управления затратами.

Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

-изучены теоретические  основы управления затрата

-проведем краткий анализ  производственно-финансовой деятельности  предприятия;

-дан анализ управления  затратами;

-разработаны основные  направления совершенствования  управления затратами.

Объектом исследования затраты  предприятия на производство продукции  в ООО «ПСК «Красная Звезда».

Методы исследований, используемые в работе: метод изучение литературных источников и документов, метод наблюдения, теоретический анализ и синтез, логический метод, метод формализации (выделение главного при намеренном игнорировании второстепенных качеств и связей), сравнительный метод, количественные методы, метод прогнозирования, социально-качественные методы исследования.

 

Глава 1. Теоретические основы управления затратами

1.1 Затраты как управляемая  экономическая категория

В экономической литературе издержки производства и обращения  промышленного предприятия рассматривают  как денежное выражение затрат

производственных факторов, необходимых для осуществления  предприятием своей производственной и коммерческой деятельности. Эту  же категорию

характеризуют как затраты  живого и овеществленного труда  предприятия на изготовление продукции, выполнения работ и оказания услуг  и их реализацию (сбыт). На практике при характеристике всех издержек производства и обращения используют термин «затраты на производство».

Понятие «затраты» более  емкое, чем понятие «издержки  производства и обращения». При характеристике последних в их состав не включают затраты, связанные с упущениями в хозяйственной деятельности, и  расходы будущих периодов[16, с.77].

Затраты, относящиеся к  выпущенной продукции, характеризуют  ее

себестоимость. Их еще называют текущими издержками производства и  обращения. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, рабочей силы, а также затраты на производство и реализацию. Этот показатель характеризует во что обходится каждому предприятию производство и сбыт продукции (работ, услуг).

Затраты представляют собой  средства, израсходованные в целях

обеспечения реализации продукции, получения доходов и прибыли. В

себестоимости продукции, как  синтетическом показателе, находят  отражение различные стороны  производственно-хозяйственной деятельности предприятия[14, с.602].

Поэтому экономное использование  материальных, трудовых, финансовых ресурсов при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг является условием повышения эффективности производственных процессов и улучшения прибыли.

Различные экономические  дисциплины рассматривают понятие  «затраты» отлично друг от друга. Так, с точки зрения дисциплины «Экономика промышленного предприятия» все  затраты предприятия приравниваются к его издержкам, последние из которых делятся на две группы: издержки обращения и издержки производства.

Издержки обращения - суммарные  затраты живого и прошлого труда, выраженные в денежной форме, возникающие  в процессе обращения материальных ценностей, включая транспортировку, хранение и т.п.

Издержки производства –  совокупные затраты живого труда  и труда, осуществленного в средствах  производства, используемые при изготовлении товаров. Под управлением затратами, в данном случае, понимают их планирование, учет и анализ[3, с.54].

Шуляк П.Н. раскрывает понятие «затрат» следующим образом: в процессе предпринимательской деятельности предприятие несет так называемые денежные затраты. Исходя из  экономического  содержания   все денежные затраты делятся на три группы:  затраты,  связанные  с  извлечением прибыли; затраты, не  связанные  с  извлечением  прибыли,  и  принудительные затраты.

К первым относятся затраты  на обслуживание производственного  процесса, затраты на реализацию продукции. Ко вторым относятся расходы

Потребительского характера, а также на благотворительные и гуманитарные

цели. К третьему типу затрат относятся налоги и налоговые  платежи, различные отчисления, расходы  по обязательному страхованию и  др[7,с.69].

Кондраков Н.П. под управлением  затратами понимает комплексный  процесс, охватывающий операции нормирования и планирования, учета и анализа  производственных расходов, контроль за процессом их формирования[9, с.73].

Взгляды некоторых авторов  как Крейнина М.Н., Поляк Г.Б. И Стоянова Е.С. на изучаемую проблему не совпадают. Так, с точки зрения Крейниной М.Н. затратами надо управлять с учетом изменения именно спроса на продукцию предприятия. В случае прогнозируемого снижения спроса единственным способом сохранения необходимых размеров прибыли является целенаправленное уменьшение затрат. При повышении спроса, которое не сопровождается ростом затрат, правильная финансовая оценка последствий этого повышения может обеспечить значительное увеличение прибыли[8,с.162].

Стоянова Е.С., Поляк Г.Б., Быков Е.В. предлагают управлять  затратами предприятия, используя  инструменты операционного анализа.

Таким образом, выше были рассмотрены  различные взгляды на понятие  «затраты» и «управление затратами».

Затраты – это стоимостная  оценка производственных ресурсов предприятия, израсходованных в процессе производства и реализации продукции. Будем считать, что расходы = затратам.

1.Классификация по элементам  затрат в соответствии с их  экономическим содержанием:

-материальные затраты;

-затраты на оплату  труда;

-амортизация основных  фондов;

-отчисления на социальные  нужды;

-прочие затраты (налоги, сборы, платежи).

2.По роли в процессе  производства затраты подразделяются  на основные и накладные.

Основные - это затраты  обусловленные непосредственно  процессом производства продукции.

Накладные - это затраты  на обслуживание производственного  процесса и создание условий для  работы предприятия в целом.

По месту возникновению  накладные расходы, в свою очередь, подразделяются на:

-общецеховые;

-общепроизводственные;

-общехозяйственные.

Общецеховые затраты - это  затраты, связанные с функционированием  цеха как элемента производственного  процесса, как места, где осуществляется процесс по изготовлению продукции (расходы на управление цехом, амортизацию, отопление, освещение, ремонт помещений  цеха).

Общепроизводственные затраты - затраты, направленные на обеспечение  производственной деятельности предприятия  в целом (амортизация, производство испытаний, опытов, исследований, содержание научно-исследовательских подразделений, подготовка кадров).

Общехозяйственные затраты - затраты обеспечивающие функционирование предприятия как целого. 3 основных группы затрат:

-расходы на управление  предприятием (заработная плата  аппарата управления, командировки);

-непроизводственные расходы  (потери от простоев, от порчи,  от хищений);

-коммерческие или внепроизводственные  расходы (расходы на тару, на  упаковку, на транспортировку).

В зависимости от степени  включения в себестоимость продукции  накладных расходов различают:

-цеховую себестоимость,  если включены только общецеховые  расходы,

-производственную, если  включены также и общепроизводственные;

-полную, если в нее  включены все затраты предприятия  (в том числе и общехозяйственные).

3. По характеру отнесения  на продукцию затраты подразделяются  на прямые и косвенные.

Прямые затраты - это затраты, которые прямо могут быть отнесены на себестоимость производимого  продукта, так как они связаны  с производством именно данного  конкретного продукта и ни с чем  больше не связаны.

Косвенные затраты - это затраты, которые невозможно прямо отнести  на производство конкретного продукта, так как они связаны с производством  многих продуктов. Их приходится распределять.

4.По характеру зависимости  от объема выпускаемой продукции все затраты предприятия подразделяются на постоянные и переменные.

Постоянные затраты - это  затраты, в широких пределах не зависящие  от объемов производства (арендная плата, амортизация оборудования, заработная плата руководства предприятия, расходы на охрану). Даже если производство какой-то период не ведётся, постоянные затраты не равны нулю.

Переменные затраты - это  затраты, прямо связанные с объемом  производимой продукции (затраты на материал, расход топлива и энергии, сдельная заработная плата основных рабочих). В случае, если в какой-то период производство не ведется, в этот период переменные затраты равны  нулю.

TC = FC + VC * V, где V — объем  производимой продукции.

TC/V = FC/V + VC - затраты на  единицу продукции[4,с.11].

1.2 Концептуальные основы  управления затратами

Прямая связь общих функций управления затратами в последовательности:  планирование,  организация и контроль,  так и обратная связь этих функций. По результатам контроля вносятся изменения в планирование и организацию затрат на предприятии.

На стадии планирования и  калькулирования затрат прежде всего определяются с объемами производства продукции. Затем рассчитывают нормы расхода сырья, материалов, энергоносителей по каждой единице продукции. Устанавливают расценки по видам работ. Все это позволяет рассчитать переменные затраты на производство продукции,  т.е.  те, которые

будут изменяться пропорционально  объемам производства. 

Далее определяют неизбежные (постоянные) затраты. Будет предприятие производить продукцию или нет, все равно придется освещать и отапливать здания, охранять склады, выплачивать зарплату управленческому персоналу, начислять амортизацию на основные средства, платить налог на имущество и т.д. Величина этих затрат зависит от производственной мощности предприятия, которая была сформирована, возможно, много лет назад. В краткосрочном периоде руководство не в состоянии изменить производственную мощность предприятия и оно как бы является  «заложником» неизбежных затрат, которые нужно покрывать маржинальным доходом,  т.е.  выручкой за вычетом переменных затрат. Маржинальный до-

Информация о работе Затраты как управляемая экономическая категория