Высшие органы государственной власти управления финансами в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:45, доклад

Описание работы

Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.
Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 37.80 Кб (Скачать файл)

Функции финансов

  1. Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;
  2. Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;
  3. Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
  4. Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

 

Высшие органы государственной власти управления финансами в РФ

Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.

Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так  с согласия Госдумы он назначает  Председателя Правительства РФ, а  по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме  кандидатуру председателя ЦБ РФ.

Президент РФ подписывает  и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом  государственного управления финансами. Обобщая все выше перечисленной  можно сказать, что президент  Рф- это неотъемлемый элемент в системе органов управления финансами РФ.

Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Совет федерации и Госдума  контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава  его аудиторов назначает и  освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и  другую половину состава ее аудиторов  назначает Совет федерации. Таким  образом ГосДума и Совет Федерации выполняют законодательную функцию.

Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.

Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики.

Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического  управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина  и других соответствующих федеральных  ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.

Право на осуществление государственных  внешних заимствований находится  в компетенции Правительства  РФ. К примеру, Минфин разрабатывает  проекты программ внешних заимствований  и с участием заинтересованных федеральных  органов исполнительной власти организует работу по привлечению в экономику  иностранных кредитных ресурсов.

Предельный размер государственных  внешних заимствований ежегодно устанавливается в законе о федеральном  бюджете.

2.2 Министерство  финансов Российской Федерации

Основные положения и  сущность функций и задач МФ РФ, а также МНС РФ были изложены выше. А теперь попытаемся раскрыть механизм реализации этих функций и задач. А него возложены следующие задачи:

- разработка и реализация  единой государственной финансовой  политики;

- составление проекта  и исполнение государственного  бюджета;

- осуществление финансового  контроля за рациональным и  целевым расходованием бюджетных  средств и средств федеральных  бюджетных фондов;

- обеспечение устойчивости  государственных финансови осуществление мер по развитию рынка.

Деятельность Министерства финансов РФ определяется и регулируется положением "О Министерстве финансов" утвержденным постановление Правительства  РФ.

Согласно положению МФ РФ издает в пределах своей компетенции  на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.

Минфин проводит в своей  компетенции комплексные ревизии  и тематические проверки поступлений  и расходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном  порядке рациональное и целевое  использование средств государственных  внебюджетных фондов и других федеральных  средств. Также органы министерства проводят документальные проверки финансово-хозяйственной  деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, организуют ревизии и финансовые проверки в  организациях по обращениям органов  государственной власти и органов  государственной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

Министерство финансов имеет  право:

· ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и  прекращать в соответствии с законодательством  финансирование из федерального бюджета  организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств  федерального бюджета;

· взыскивать в установленном  порядке с организации средства федерального бюджета, израсходованные  ими не по целевому направлению, с  наложением штрафа;

· выдавать ссуды за счет средств федерального бюджета;

· предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в  федеральный бюджет;

· осуществлять лицензионную деятельность.

В соответствии с положением Министерство финансов для осуществления  своих полномочий может создавать  в установленном порядке свои территориальные органы.

Центральный аппарат Министерства финансов включает следующие подразделения:

Департамент бюджетной политики - составляет проект бюджета и организует его исполнение.

Департамент отраслевого  финансирования - определяет направление  финансирования отдельных отраслей промышленности, АПК, выделение инвестиций, финансирование транспорта, связи.

Департамент межбюджетных отношений - регулирует взаимоотношения с бюджетами  субъектов федерации.

Департамент управления государственным  внутренним долгом - занимается эмиссией внутренних государственных займов, выплатой процентов и погашением.

Департамент управления государственным  внешним долгом - производит выпуск внешних займов и их погашение.

Департамент аудита - осуществляет регламентацию и лицензирование аудиторской деятельности, аттестацию аудиторов, а также выполняет  функции упраздненного Контрольно-ревизионного управления.

Департамент бухгалтерского учета и отчетности - разрабатывает  методы, принципы и формы бухгалтерского учета и отчетности, а также  нормативные документы по формам учета и отчетности (План счетов, формы бухгалтерского баланса и  отчет о прибылях и убытках  и др.) и другие департаменты.

В составе Министерства финансов на основании Указа президента РФ "О Федеральном казначействе", Постановления Правительства РФ "О Федеральном казначействе Российской Федерации", утвердившим Положение  о нем действует Федеральное казначейство РФ, которое представляет собой единую централизованную систему.

Структура территориальных  органов казначейства является трехуровневой:

Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций и управление движением средств на счетах казначейства, информирует высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.

Управления  федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и С.-Петербургу. Обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходованию средств федерального бюджета.

Отделения федерального казначейства (ОФК) по городам, районам и районам в городах, кроме городов районного подчинения. Осуществляют формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Выполняют учет операций по движению средств на счетах в банках и лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в органах казначейства, и представляют вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов федерального бюджета на территории. ОФК осуществляют текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета бюджетополучателями.

Исполнение бюджетов органами федерального казначейства происходит на основании закона о федеральном (или иного уровня) бюджете на соответствующий год и представляет собой два параллельно осуществляемых процесса: исполнение бюджета по доходам  и исполнение бюджета по расходам.

Основными задачами органов  Федерального Казначейства являются:

-организация, осуществление  и контроль исполнение бюджета  РФ;

-управление доходами  и расходами бюджета на счетах  Федерального казначейства в  банках, исходя из принципа единства  кассы;

- финансовое исполнение  государственных внебюджетных фондов;

- краткосрочное прогнозирование  объемов государственных финансовых  ресурсов и оперативное управление  ими;

-управление совместно  с Банком России государственным  внутренним и внешним долгом  и его обслуживание;

-предоставление законодательным  и исполнительным органам отчетности  о финансовых операциях правительства  РФ по бюджету, а также о  состоянии бюджетной системы  Российской Федерации в целом.

Безусловно данный орган  управления финансов имеет некоторые  недостатки, связанные с выполнение некоторых функции. Одна из наиболее актуальных проблем нынешнего периода- недостаточное финансирование отдельных отраслей экономики РФ, частично берет своё начало именно в МинФине РФ. Т.к. данный орган осуществляет распределение финансов. Еще не менее важной проблемой сегодня считается формирование рынка, но данный вопрос как мы видим из некоторого ряда событий решается весь и весьма успешно.

2.3 Счетная палата РФ

Счетная палата является органом  государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием  Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами счетной палаты являются:

-организация и осуществление  контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей государственного бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему и целевому назначению;

-определение эффективности  и целесообразности расходов  государственных средств и использования  средств федеральной собственности;

- финансовая экспертиза  проектов федеральных законов,  нормативных правовых актов федеральных  органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые  за счет средств федерального  бюджета, или влияющих на формирование  и исполнение федерального бюджета,  или влияющих на формирование  и исполнение федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

- регулярное предоставление  Совету Федерации и Государственной  думе информации о ходе исполнения  федерального бюджета и результатов  проводимых контрольных мероприятий.

2.4 Налоговые органы РФ

Налоговые органы РФ - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства.

Деятельность налоговых  органов регламентируется и определяется на основании закона "О налоговых  органах РФ" и Налогового кодекса.

Задачи контроля со стороны  налоговых органов:

Выявление суммы сокрытого  от налогообложения дохода, сокрытой (заниженной) прибыли.

Изыскание дополнительных платежей в доходы бюджета.

Налоговые органы обязаны  вести в установленном порядке  учет налогоплательщиков, проводить  разъяснительную работу по применению налогового законодательства, информировать  налогоплательщиков о действующих  налогах и сборах; обязаны осуществлять возврат или зачет излишне  уплаченных и взысканных сумм налогов  пеней и.

Налоговые органы вправе:

Производить в органах  государственной власти и органах  местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан  и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских  книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением  и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые сведения по вопросам возникающим при проверках.

Обследовать любые используемые для извлечения доходов либо связанные  с содержанием объектов налогообложения  производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, организаций  и граждан.

Требовать от руководителей  и других должностных лиц, а также  граждан устранения выявленных нарушений.

Информация о работе Высшие органы государственной власти управления финансами в РФ