Введение в принятие управленческих решений на основе анализа финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:17, реферат

Описание работы

Управленческое решение (как явление) - директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели. Управленческие решения различаются:
по времени управления на стратегические, тактические, оперативные
по степени участия специалистов на индивидуальные, коллективные, коллегиальные
по содержанию управленческого процесса на социальные, экономические, организационные, технические

Файлы: 1 файл

АФО.docx

— 382.36 Кб (Скачать файл)

Введение в принятие управленческих решений на основе анализа  финансовой отчетности.

Содержание управленческих решений. Решения по использованию и привлечению  ресурсов. Инвестиционно-финансовые решения. Финансовый анализ и принятие инвестиционно-финансовых решений. Представление отчетности инвесторам и кредиторам.

Управленческое решение (как явление) – набор мероприятий, направленных на разрешение рассматриваемой проблемы в форме постановления, приказа, в устном и письменном виде.

Управленческое решение (как явление) - директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели. Управленческие решения различаются:

  • по времени управления на стратегические, тактические, оперативные
  • по степени участия специалистов на индивидуальные, коллективные, коллегиальные
  • по содержанию управленческого процесса на социальные, экономические, организационные, технические

Управленческое решение (как процесс) – выполнение восьми основных процедур:

  1. Информационная подготовка
  2. Разработка вариантов УР
  3. Согласование вариантов УР
  4. Выбор одного из вариантов УР
  5. Утверждение УР
  6. Реализация УР
  7. Контроль за выполнением УР
  8. Информирование инициатора решения.

 

 

Разбиение финансового анализа  по областям деятельности (декомпозиция до видов решений)

Цели анализа финансовой отчетности в оперативной деятельности компании:

  • оценка финансового состояния компании
  • установление ограничений при формировании планов и бюджетов (например, тагет-костинг)
  • оценка прогнозируемых и достигнутых результатов деятельности
  • принятие инвестиционно-финансовых  решений и т.п.

Стратегические цели:

  • реструктуризация компании
  • оценка стоимости бизнеса
  • получение кредита/привлечение инвестора
  • выход на фондовую биржу и т.п.

 

Горизонтальный и вертикальный анализ

Горизонтальный  анализ (метод  динамических  коэффициентов) -  определение временных тенденций изменения экономических и финансовых показателей деятельности. Позволяет определить абсолютные и относительные отклонения отдельных статей отчетности по сравнению с предшествующим периодом.

 

Темп роста:  

Темп прироста: 

 

  • Преимущество метода в том, что он показывает изменение как в денежном, так и в процентном выражении. Следует учитывать оба измерителя, т.к. абсолютная величина может обусловливать большие изменения в процентах, не соотносимые с реальной значимостью изменения для компании.

Например: изменение на 50% базовой суммы в $1000 гораздо менее значимое событие, чем изменение на 50% суммы в $100 000.

  • Когда в базисном году приведена отрицательная сумма, а в следующем – положительная – изменение в % посчитать нельзя.
  • Когда в базисном году есть определённая сумма, а в следующем году 0 – снижение составляет 100%.
  • Если в базисном году показатель равен 0, то % прирост не рассчитывается

Вертикальный  анализ (метод структурных коэффициентов) - расчет удельных весов частных показателей, которые образуют некоторый агрегатный  показатель (определение структуры). Структура - строение  системы, часто выражаемое через удельные  веса составляющих  её элементов.

Фокусируется на двух аспектах:

  1. Каковы источники капитала, т.е. каким образом он распределяется между долгосрочной и краткосрочной задолженностью и собственными средствами? (Т.е. структура пассивов)
  2. Какова структура активов, во что вложены средства?

- структурный  коэффициент характеризующий долю i-го показателя в сумме других показателей.

Пример вертикального анализа:

Показатель

Сумма, тыс.руб.

%

Выручка от продажи

190 554

100

Себестоимость проданных товаров

77741

40,8

Валовая прибыль

112813

59,2

Коммерческие и управленческие расходы

90377

47,4

Прибыль до начисления износа

22436

11,8

Амортизация

6316

3.3

Прибыль от продаж

16120

8,5

Процентные платежи

0

 

Прочие операционные и внереализационные  доходы и расходы

2930

1,5

Прибыль до налогообложения

19050

10.0

Налоги

7811

4,1

Чистая прибыль

11239

5,9


Удобно также для сравнения  одного предприятия с другим, т.к. устраняется влияние абсолютных величин сопоставляемых сумм.

Индексный анализ

Индекс - это относительный показатель, характеризующий соотношение значений рассматриваемых показателей во времени и в пространстве.

  1. Индивидуальные (=простые, частные) индексы – если индекс берётся без учёта его связи с другими признаками. Пример - темпы роста, соотношения показателей на данном предприятии и в среднем по группе и др.

, где  - сравниваемый уровень, - базисный уровень.

  1. Сводные (общие, аналитические) индексы – если индекс берётся не изолированно, а в связи с несколькими другими признаками. Характеризуют динамику сложных явлений, позволяет выделить  влияние отдельных факторов на динамику агрегатного показателя. Необходимость расчёта обусловлена тем, что большинство экономических явлений многоаспектны и сложны. Наиболее распространённый сводный индекс – агрегатный индекс.

2а) Агрегатный индекс состоит из двух компонент – индексируемого признака , т.е. признака, динамика которого исследуется, и весового признака . Пример – индекс цен, при расчёте которого помимо индексируемого признака (цена) используется и весовой признак (объём продаж в натуральных показателях).

С помощью  индексного метода решаются следующие  задачи:

  • Оценка изменения уровня явления
  • Выявление роли отдельных факторов в изменении результативного показателя
  • Оценка влияния изменения структуры совокупности на динамику среднего уровня анализируемого показателя
  • Пересчёт показателей для сравнения и др.

Регрессионный анализ

Регрессионный анализ – это метод установления  аналитического выражения стохастической зависимости между исследуемыми признаками. Уравнение регрессии показывает, как в среднем изменяется результатный (зависимый) показатель при изменении любого из независимых показателей (факторов) , и имеет вид:

 

Если независимая  переменная одна – простой регрессионный  анализ. Если их несколько, т.е. , то многофакторый анализ.

Две основные задачи регрессионного анализа:

  • Построение уравнения регрессии, т.е. нахождение вида зависимости между результатным показателем и независимыми факторами
  • Оценка значимости полученного уравнения, т.е. определение того, насколько выбранные факторы объясняют вариацию признака.

Для реализации регрессионного анализа необходимо выполнение требований - должны быть независимыми, нормально распределёнными СВ с постоянными дисперсиями (в реальной жизни строгое соответствие редко).

Чаще всего используются линейные модели вида:

 

Построение уравнения регрессии  осуществляется, как правило, методом наименьших квадратов, суть которого состоит в минимизации квадратов отклонений фактических значений результатного признака от его расчётных значений, т.к.:

 

Где m – число наблюдений,

- расчётное значение результатного  показателя.

Уравнения строятся с помощью ПК или финансового  калькулятора. После построения –  проводим проверку его значимости.

Трендовый анализ

Трендовый анализ - позволяет выявить тенденции  изменений важнейших показателей  деятельности компании за ряд лет. Применяется  вместо цепного анализа, когда наблюдение за слишком большой период.

Пример. Установить тип тренда и вычислить параметры тренда для выручки ОАО «Автомир» (млн.руб.).

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

220

229

242

262

246

251

259

258

310

288

300

326


Уравнение тренда у = 265,92 + 4,22t

 

Аддитивные и  мультипликативные модели анализа

Аддитивная факторная  модель (метод расширения факторной модели) - представление показателя в виде суммы других показателей. Исходный показатель исчисляется отношением двух показателей, затем проводится разложение числителя полученного отношения в виде суммы нескольких слагаемых с последующим делением каждого слагаемого на знаменатель. Пример:

 

Где:

- затраты,  - объём выпускаемой продукции , - материалоёмкость, -зарплатоёмкость ,

-амортизациеёмкость.

 

Мультипликативная факторная  модель -  аналитическая форма, в которой некоторый показатель представляется как произведение других частных показателей. Модель строится посредством умножения и деления рассматриваемого показателя на другой показатель с последующим выделением в полученном выражении нескольких новых показателей.

    1. Состав и содержание финансовой отчетности.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность показывает финансовое состояние фирмы на определенную дату, а также результаты деятельности фирмы за определенный период. Отчетность должна содержать информацию о активах и обязательствах компании, о результатах операций, событиях и обстоятельствах, которые изменяют активы и обязательства.

Составляющие отчетности по РСБУ:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1),
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2),
  • Отчет об изменениях капитала (форма № 3),
  • Отчет о движении денежных средств (форма № 4),
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5),
  • Отчет о целевом использовании денежных средств (форма № 6),
  • пояснительная записка (краткая характеристика деятельности организации, основные показатели деятельности и факторы, оказавшие влияние на хозяйственные и финансовые результаты, а также данные, полезные для получения более полной и объективной оценки имущественного и финансового положения организации);
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законодательством подлежит аудиту.

Составляющие отчетности по МСФО:

  • Бухгалтерский баланс,
  • Отчет о совокупном доходе,
  • Отчет о движении денежных средств,
  • Отчет об изменениях в капитале,
  • Примечания (дополнительная информация о дочерних компаниях крупных сделках, расшифровка долгосрочной задолженности, инвестиций и т.д.)

Все элементы финансовой отчетности связаны между собой и отражают разные аспекты одних и тех  же хозяйственных операций и явлений.

 

Финансовая отчетность предназначена  для отражения достоверных и  полных сведений об имущественном и  финансовом состоянии организации  и о финансовых результатах ее деятельности. Эта информация необходима внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации) для принятия экономически обоснованных решений при осуществлении хозяйственной деятельности, а также внешним пользователям (инвесторам, кредиторам, государственным органам исполнительной власти и др.). Кредиторы используют отчетность для оценки платежеспособности организации, ее надежности как клиента и при определении условий выдачи кредитов. Инвесторы рассматривают отчетность с позиции выгодности и надежности вложения своих средств в данную организацию. Налоговые учреждения осуществляют контроль над данными о начисленных, уплаченных налогах. Потенциальные партнеры по бизнесу, а также уже имеющие деловые отношения с данной организацией компании оценивают ее финансовое положение, изучают отчетность с целью прогнозирования динамики цен, поиска новых возможностей сотрудничества.

Информация о работе Введение в принятие управленческих решений на основе анализа финансовой отчетности