Виды и методы финансового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что финансовое планирование представляет собой процесс разработок системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития фирмы необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение видов и методов финансового планирования.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы финансового планирования;
Изучение видов и методов финансового планирования.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.17 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения.

Финансовое планирование – процесс определения финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям целевого использования, согласно производственным и маркетинговым показателям предприятия в плановом периоде. Цель финансового планирования заключается в обеспечении производственного процесса необходимым объемом источников финансирования.

Актуальность темы заключается  в том, что финансовое планирование представляет собой процесс разработок системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития фирмы необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение видов и методов финансового планирования.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

    1. Рассмотреть теоретические основы финансового планирования;
    2. Изучение видов и методов финансового планирования.

Характер решаемой проблемы, цель и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. В данной работе объектом исследования является финансовое планирование. Предметом исследования являются его виды и методы.

Теоретической основой настоящей  работы являются труды специалистов в области экономики и финансов.

Методологической основой  исследования, являются общеизвестные  методы: обобщения, элементы моделирования, элементы исторического, сравнительно-правовой анализ литературных источников и документов, и иные методы научного анализа и исследования.

В соответствии с поставленными  целью и задачами структура работы состоит из введения, двух глав, логически разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

 

    1. Понятие, цели и задачи финансового планирования

 

Финансовое планирование – это планирование всех доходов  и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельность.1

Цель финансового планирования состоит в увязке доходов с  необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами сумма недостатка финансовых средств восполняется за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, получения благотворительных взносов и т.д.

Цели финансового планирования:

  1. Новаторские – творческие, перспективные цели.
  2. Решение проблемы (зачем предприятию нужна прибыль).
  3. Обычные рабочие обязанности (предъявлять требования к работникам, планировать заранее).
  4. Самосовершенствование (личные творческие цели конкретных специалистов).

Задачи финансового планирования:

  1. Определить источники и размеры собственных финансовых ресурсов (прибыль, амортизационного фонда и устойчивые пассивы - кредиторская задолженность, которая законно находится в обороте).
  2. Принятие решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов. Уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций. Развиваться лучше не за счет своих средств, а за счет внешних кредиторов. Главные кредиторы в мире – банки.
  3. Выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности.
  4. Определить финансовые взаимоотношения предприятия с госбюджетом, банками, с вышестоящими организациями. Нужны ли нам эти взаимоотношения? В госбюджете сейчас должна быть проведена оптимизация налогообложения.
  5. Обеспечивается соблюдение интересов акционеров и других инвесторов.
  6. Контролируется финансовое состояние, платежеспособность и кредитоспособность предприятия.

 

    1. Принципы и объекты финансового планирования

 

Финансовое планирование является составной частью внутрифирменного планирования. Оно представляет собой  процесс разработки системы показателей по обеспечению предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде. Финансовое планирование представляет собой одну из основных функций менеджмента, включающую определение необходимого объема ресурсов из различных источников и рациональное распределение этих ресурсов во времени и по структурным подразделениям предприятия.2

Финансовое планирование необходимо для обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами деятельности компании для выбора вариантов эффективного вложения капитала; выявления внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств. Оно способствует контролю финансового состояния, платежеспособности и кредитоспособности предприятия.

Процесс планирования должен осуществляться при использовании  таких принципов как:

- гибкость (постоянная адаптация  к изменениям среды функционирования  предприятия, для чего необходима  корректировка плана при различных  изменениях внешней и внутренней среды);

- непрерывность;

- коммуникативность;

- участие;

- адекватность;

- комплектность;

- многовариантность;

- итеративность (неоднократная  увязка уже составленных разделов  плана 3(итерации), что обуславливает творческий характер процесса планирования).

К объектам финансового планирования относятся:

- выручка от реализации  продукции, услуг и прибыль;

- амортизационные отчисления;

- объем оборотных активов  и их прироста;

- ресурсы в капитальном  строительстве;

- платежи в бюджет;

- взнос во внебюджетные  фонды.

Финансовое планирование – это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах.финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия. Его главными этапами выделяют следующее:

- анализ инвестиционных  возможностей и возможностей  финансирования, которыми располагает компания;

- прогнозирование последствий  текущих решений, чтобы избежать  неожиданностей и понять связь  между текущими  и будущими  решениями;

-  обоснование выбранного  варианта из ряда возможных  решений (этот вариант и будет  представлен в окончательной  редакции плана)

- оценки результатов,  достигнутых компанией, в сравнении  с целями, установленными в финансовом  плане.

Финансовое планирование тесно связано и опирается  на маркетинговый, производственный и  другие планы предприятия, починяется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут  практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых  показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде. Общая идеология финансового планирования представлена на рис. 1.

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Комплексный характер планирования предприятия

 

    1. Организация финансового планирования

 

Организация планирования зависит  от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджета  (планов) должна производить децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Бюджеты подразделений должны разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать  условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях  разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две  схемы организации работ по составлению  бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх).

По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается «сверху», т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом анализируются  финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий - бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о движении денежных средств.

 Они имеют важное  значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причем, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс предприятия входят в состав документов финансового  планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования.4

Второй этап предусматривает  составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством  составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе  осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового  планирования практическим внедрением планов практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

Таким образом,  финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Финансовое планирования является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.

 

ГЛАВА II. ВИДЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Информация о работе Виды и методы финансового планирования