Валютное регулирование и валютный контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:08, контрольная работа

Описание работы

Проведенный анализ положений Закона позволяет сделать следующие выводы:
Закон существенно отличается от ныне действующего Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 1992 г. прежде всего подходом к формам и методам валютного контроля. Очевиден отказ от жесткой формы предварительного контроля — разрешительной, т. е. необходимость получения предварительных разрешений, и переход к более маневренной — использование специальных счетов и системы резервирования.

Файлы: 1 файл

цб.docx

— 43.01 Кб (Скачать файл)

Возврат суммы резервирования осуществляется исполняющим банком на счет клиента, с которого вносилась  сумма резервирования. На сумму резерва  проценты не начисляются.

Помимо названной Инструкции следует назвать Указание Центрального банка России от 29.06.2004 г. N31465-У "Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств  на специальные банковские счета  и при списании денежных средств  со специальных банковских счетов". В Инструкции содержится информация о видах специальных счетов, о  размере суммы резервирования в  зависимости от вида специального счета  и о сроке резервирования.

Следует отметить, что за осуществление валютных операций с  невыполнением установленных требований об использовании специального счета  и требований о резервировании, а  равно списание и (или) зачисление денежных средств со специального счета на специальный счет с невыполнением  установленного требования о резервировании ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена  ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.   

В последнее время также  произошли изменения в законодательстве, регулирующем вопросы оформления паспортов  сделки. Эти изменения нашли отражение  в Инструкции Центрального банка  России от 15.06.2004 г. № 117-И "О порядке  представления резидентами и  нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении  валютных операций, порядке учета  уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов  сделок".

В данной Инструкции определены валютные операции, на которые необходимо оформлять паспорта сделки. К ним  относятся валютные операции между  резидентом и нерезидентом, заключающиеся  в осуществлении расчетов и переводов  через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также  через счета в банке-нерезиденте  в случаях, установленных актами валютного законодательства РФ или  актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях на основании  разрешений, выданных Банком России:

- за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможенную территорию РФ товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору, заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом;

- при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в валюте РФ нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте и в валюте РФ от нерезидентов по кредитному договору.

В Инструкции также дан  исчерпывающий перечень операций, при  осуществлении которых оформлять  паспорт сделки не требуется. К ним  отнесены валютные операции, осуществляемые по контракту или кредитному договору, заключенному:

- между нерезидентами и физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;

- между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;

- между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ на осуществление валютных операций;

- между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма контракта (кредитного договора) не превышает в эквиваленте 5 000 долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) с учетом внесенных изменений и дополнений.

Причем к последнему абзацу следует сделать небольшое уточнение: если в контракте не содержится информации о его сумме, то оформление паспорта сделки является обязательным.

Помимо изложенного выше до настоящего времени остается нерешенным вопрос относительно того, следует  ли оформлять паспорт сделки при  заключении договоров займа, то есть относятся ли договоры займа к  понятию "кредитные договоры", данному в Инструкции № 117-Й. На практике банки обязывают оформлять паспорта сделки при заключении договоров  займа.

Паспорт сделки, представляемый в банк паспорта сделки резидентом - юридическим лицом, подписывается  двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним  лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица - резидента лиц, в обязанности  которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с  образцами подписей и оттиска  печати, с приложением оттиска  печати юридического лица - резидента.

Инструкция предусматривает  перечень документов, которые резидент должен представить в банк паспорта сделки для оформления последнего. Представление документов осуществляется в согласованный с банком паспорта сделки срок, не позднее осуществления  первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).

В завершение вопроса о  паспорте сделки следует отметить, что все старые паспорта сделки согласно ныне действующему законодательству необходимо было переоформить до 31 июля 2004 г.

Теперь рассмотрим изменения, которые произошли в сфере  продажи валютной выручки.

Вопросы продажи валютной выручки в настоящее время  регулируются Инструкцией Центрального банка России от 30.03.2004 г. № 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке  Российской Федерации", согласно которой  уполномоченные банки открывают  резидентам (юридическим лицам и  физическим лицам - индивидуальный предпринимателям) на основании договора банковского  счета текущие валютные счета  и в связи с этим одновременно транзитные валютные счета при осуществлении  обязательной продажи части валютной выручки.

На транзитный валютный счет уполномоченным банком зачисляются  в полном объеме все поступления  иностранной валюты в пользу резидента, за исключениями, предусмотренными названной  Инструкцией.

Согласно данной Инструкции обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в размере 25% суммы валютной выручки.

Обязательная продажа  части валютной выручки резидента  теперь осуществляется только по распоряжению последнего не позднее чем через  семь рабочих дней со дня ее поступления  на банковский счет резидента в уполномоченном банке.

По ранее действующему законодательству если клиент не давал  своего распоряжения банку на продажу  части поступившей клиенту валютной выручки, то банк самостоятельно осуществлял  ее продажу.

Согласно п. 3 ст.15.25 Кодекса  об административных правонарушениях  установлена ответственность за невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно за нарушение установленного порядка обязательной продажи части  валютной выручки в виде наложения  административного штрафа на должностных  и юридических лиц в размере  от трех четвертых до одного размера  суммы валютной выручки, не проданной  в установленном порядке.

Объектом обязательной продажи  является валютная выручка резидентов, включающая в себя поступления иностранной  валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами  или от их имени сделкам, предусматривающим  передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов  интеллектуальной деятельности, в том  числе исключительных прав на них, в  пользу нерезидентов, за исключением  определенных сумм, перечень которых  указан в Законе № 173-ФЗ.

Так, для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки учитываются следующие  расходы и иные платежи:

- оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

- уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;

- выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;

- иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется Центральным банком Российской Федерации.

Следует отметить, что также  изменился порядок продажи валютной выручки для посредников. В Инструкции № 111-И предусмотрена обязательная продажа суммы комиссионного  вознаграждения по договорам с нерезидентами-комитентами. Если же комитентом является резидент РФ, то сумма комиссионного вознаграждения обязательной продаже не подлежит.

В связи с вступлением  в силу Закона № 173-ФЗ был отменен  ряд нормативных документов, регулирующих вопросы осуществления валютных операций, а новые документы, регулирующие те или иные вопросы валютного  законодательства, пока не приняты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенный анализ положений  Закона позволяет сделать следующие  выводы:

Закон существенно отличается от ныне действующего Закона Российской Федерации «О валютном регулировании  и валютном контроле» от 1992 г. прежде всего подходом к формам и методам  валютного контроля. Очевиден отказ  от жесткой формы предварительного контроля — разрешительной, т. е. необходимость  получения предварительных разрешений, и переход к более маневренной  — использование специальных  счетов и системы резервирования.

Четко разграничены функции  Правительства и Банка России

Разрешено открытие резидентам счетов в банках - нерезидентах.

Прописаны права и обязанности  резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций.

Сохранено требование обязательной продажи части валютной выручки.

Сохранен институт уполномоченных банков. Валютные операции по-прежнему могут осуществляться только через  банки, имеющие специальную валютную лицензию Банка России.

Сохранено требование для  резидентов перевода в страну доходов, полученных за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Закон РФ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

2. Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле".

3. Бурмистрова И. О валютном регулировании и валютном контроле.

4. Верченко А.Л. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ. // Банковское дело.-2005.-№4.-С.10-15.

5. Володин Ф.Г. Валютная политика ЦБ: структурный анализ и новации. // Банковские услуги.-2004.-№5.-С.2-10.

6. Носик А.Р. Изменение валютного законодательства в РФ. // Бухгалтерский учет.-2002.-№5.-С.51-58.

7. Селивановский А.С. Изменения валютного законодательства. // Бухгалтерские вести.- 24.09.03.

8. Стадничук И. Особенности валютной политики ЦБ РФ на современном этапе. // Валютный спекулянт.-2003.-№03.-С.20-24.

9. Шумилина Е. Новое в валютном регулировании. // Аудит и налогообложение.-2004.-№11.-С.2-5.

10. Якимовский Ю.Д. Валютное законодательство: за и против. // Эксперт.-2003.-№20.-С.50-51.

11. http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000117

 


Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль в РФ