Валютная политика и валютное регулирование: понятие и место в экономической политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 13:53, курс лекций

Описание работы

Такое определение действует на уровне национального государства. Однако нужно иметь в виду, что существует еще два уровня рассмотрения валютной политики – это уровень предприятия (корпорации, банка), которые принимают активное участие в валютных отношениях и формируют свою валютную политику, и межгосударственный уровень, где формирование валютной политики государств происходит на основе межгосударственных соглашений в валютной сфере.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:

1.    Выравнивание темпов инфляции в различных странах;

2.    Уравновешивание платежных балансов;

3.    Расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.

4. Ямайская  валютная система

Основные характеристики Ямайской валютной системы следующие:

1)   система полицентрична, то есть не на одной, а на нескольких ключевых валютах;

2)   отменен монетный паритет золота;

3)   основным средством международных расчетов стала свободно конвертируемая валюта, а также СДР и резервные позиции в МВФ;

4)   не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения;

5)   центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют;

6)   страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его через золото;

7)   МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получить односторонние преимущества перед другими странами – членами МВФ.

По классификации МВФ  страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.

Фиксированный валютный курс имеет целый ряд  разновидностей

-     курс национальной валюты фиксирован по отношению к данной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США, английскому фунту стерлингов, французскому франку развивающиеся страны;

-     курс национальной валюты фиксируется к СДР;

-     «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых партнеров данной страны;

-     курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия.

В «свободном плавании»  находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях. Именно поэтому говорят об «управляемом», или «грязном», плавании валютных курсов.

Смешанное плавание также имеет  ряд разновидностей. Во-первых, это групповое плавание. Оно характерно для стран, входящих в Европейскую валютную систему (ЕВС). Для них установлены два режима валютных курсов: внутренний – для операций внутри Сообщества, внешний – для операций с другими странами. Между валютами стран ЕВС действовал твердый паритет, рассчитанный на основе отношения центральных курсов к ЭКЮ с пределом колебаний в +/-15%, установленным с 1993 г. (до этого предел колебаний курсов находился в диапазоне +/-2,25%). Курсы валют совместно «плавали» по отношению к любой другой валюте, не входящей в систему ЕВС. Кроме того, к этой категории валютных режимов принадлежит режим специального валютного курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и другие страны ОПЕК “привязали” курсы своих валют к цене на нефть.

В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся  в чистом или групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета.

Важную роль играют специальные  права заимствования – СДР. В рамках Ямайской валютной системы они являются одним из официальных резервных активов. Вторая поправка к Уставу МВФ, вступившая в силу с 1978 г., закрепила замену золота СДР в качестве масштаба стоимости. СДР стали мерой международной стоимости, важным резервным авуаром, одним из средств международных официальных расчетов.

Участниками системы СДР  могут быть только страны-члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционирует только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями.

Функционирование Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действия стран-участниц, доступных им в рамках этой системы. Режимы обменных курсов в своем чистом виде не практикуются в течение длительного периода. Страны, объявившие о свободном плавании своих валют, поддерживали валютный курс с помощью интервенций, то есть вместо чистого плавания фактически осуществлялось управляемое плавание.

Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих позиций  в Ямайской валютной системе. Объясняется  это рядом обстоятельств:

а) со времен Бреттонвудской валютной системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц и правительств во всем мире;

б) альтернативные к доллару, признанные всеми резервные и трансакционные валюты будут постоянно в дефиците до тех пор, пока платежные балансы стран, валюты которых могут претендовать на эту роль (Германия, Швейцария, Япония), имеют стабильные активные сальдо;

в) евродолларовые рынки создают доллары независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для трансакций.

Для Ямайской валютной системы  характерно сильное колебание валютного  курса для доллара США, что объясняется противоречивой экономической политикой США. Это колебание доллара стало причиной многих валютных кризисов.

 

5. Европейская валютная система

Существование Европейской валютной системы является одной из особенностей современных валютных отношений. На взаимную торговлю стран-членов ЕВС приходится от 55 до 70% от их внешнеторгового оборота. Решение о создании Европейской валютной системы вступило в силу 13 марта 1979 г. Основные цели ЕВС:

1.    Создание зоны стабильных валютных курсов в Европе, отсутствие которой затрудняло сотрудничество стран-членов Европейского сообщества в области выполнения общих программ и во взаимных торговых отношениях;

2.    Сближение экономических и финансовых политик стран-участниц. Выполнение этих задач способствовало бы построению европейской валютной организации, способной отражать спекулятивные атаки рынка, а также сдерживать колебания международной валютной системы.

3.    Активными членами ЕВС являются Бельгия, Люксембург, Дания, Германия, Франция, Нидерланды, Ирландия, Испания, Португалия, Греция. Великобритания и Италия в настоящее время являются пассивными членами Европейской валютной системы. В 1997 г. членами ЕВС стали Финляндия, Швеция и Норвегия.

Основные принципы построения ЕВС:

1)   страны-участницы ЕВС зафиксировали курсы своих валют по отношению к центральному курсу ЭКЮ;

2)   на основе центрального курса к ЭКЮ были рассчитаны все основные паритеты между курсами валют стран-участниц;

3)   страны-участницы ЕВС были обязаны поддерживать фиксированный курс валют с помощью интервенций. В начале создания системы курс валюты мог отклоняться более чем на +/- 2,25% от паритетного, в дальнейшей допускалось колебание в пределах +/-15% от паритета.

Основной инструмент ЕВС – европейская валютная единица – ЭКЮ. Ее стоимость определяли через валютную корзину, состоящую из валют стран-участниц Доля каждого участника зависела от веса страны в совокупном валовом продукте и взаимной торговле. Квоты распределялись следующим образом:

-   32,7 %    Немецкая марка;

-    20,8 %    Французский франк;

-    11,2 %    Английский фунт;

-    10,2 %    Голландский гульден;

-    7,2 %      Итальянская лира;

-    8,7 %      Бельгийский и люксембурский франк;

-    4,2 %      Испанская песета;

-    2,7 %      Датская крона;

-    1,1 %      Ирландский фунт;

-    0,7 %      Португальское эскудо;

-    0,5 %      Греческая драхма.

Европейская комиссия каждый день рассчитывала стоимость ЭКЮ в различных валютах стран-членов Европейского союза (ЕС) на основе обменных курсов. Пересмотр состава валютной корзины проводится один раз в 5 лет, а также по требованию страны, курс валюты которой изменился больше, чем на 25%.

В рамках ЕВС  европейская валютная единица выполняла  ряд функций:

1)   счетной единицы, так как с помощью ЭКЮ определяются взаимные паритеты валют Сообщества. Кроме того, она делала возможным определение величины бюджета ЕС, сельскохозяйственных цен, расходов и т.п.;

2)   платежного инструмента, так как ЭКЮ позволяла центральным банкам определять и оплачивать взаимные долги, выраженные в ЭКЮ;

3)   инструмента резервирования, так как каждый центральный банк вносил 20% своих авуаров золотом и долларами в Европейский фонд валютной кооперации, который, в свою очередь, снабжает банк суммой в ЭКЮ, соответствующей внесенным авуарам. С 1999 г. вместо ЭКЮ основной валютой ЕВС является евро.

4)   благодаря введению фиксированных курсов валют на территории Западной Европы появился так называемый феномен валютной змеи. Валютная змея – кривая, описывающая совместные колебания курсов валют стран Европейского сообщества относительно курсов других валют, которые не входят в данную валютную группировку

5)   роль МВФ по отношению к ЕВС выполняет Европейский фонд валютного сотрудничества. Долларовые накопления образуют кредитный фонд ЕВС. Его объем для краткосрочного кредитования составляет 14 млрд. ЭКЮ, а для среднесрочного кредитования-11 млрд. ЭКЮ.

Несмотря на имеющиеся  в функционировании ЕВС противоречия, она выполнила поставленную перед ней задачу. До 1992 г. в ЕС наблюдалась стабильность обменных курсов. За 5 лет (1987-1992 гг.) центральные курсы основных валют не изменились, тогда как в это же время доллар успел потерять и снова набрать 30% от своей стоимости по отношению к французскому франку и немецкой марке. К началу 1990-х гг. предполагалось перейти от зоны стабильности в Европе к более высокому уровню интеграции. Эти настроения получили свое выражение в тексте Маастрихтского договора, который предусматривал переход к Валютно-экономическому союзу к 1999 г.

Однако надежды на быстрое  создание Валютно-экономического союза  не оправдались. Причиной явились кризисные  ситуации в Европе 1992-1993 гг. и жесткость требований к показателям, необходимым для перехода к ВЭС:

- стабильность обменных курсов;

- стабильность цен: уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 средний уровень инфляции трех государств, наиболее благополучных в этом отношении;

- дефицит государственного бюджета не более 3% от ВВП;

- государственный долг ниже 60% от ВВП;

- процентная ставка в длительном периоде превышает не более чем на 2% ставку трех стран, имеющих наименьший уровень инфляции.

Создание Валютно-экономического союза должно было обеспечить странам-участницам множество неоспоримых преимуществ: упразднение обменных институтов и комиссионных; отмену оплаты банковских переводов между странами; упрощение управления предприятиями в разных государствах союза; уравнивание номинальных и реальных ставок процента ЭКЮ и т.д. Именно поэтому, несмотря на период длительной нестабильности в Европе после упомянутого кризиса, в Мадриде был разработан новый перспективный план перехода к Валютно-экономическому союзу, состоящий из 3 этапов:

1.    Конец 1998 г. Совет Европы определяет по итогам 1997 г. количество стран, соответствующих установленным критериям. Начинается организация Центрального банка Европы;

2.    Январь 1999 г. переход к ВЭС: окончательная фиксация обменных курсов между валютами и между ними и евро; определение операций, проводимых в европейской валюте. Банки еще не обязаны пересчитывать все переводы в евровалюте; начинает действовать Центральный банк Европы;

3.    Введение единой валюты. 1999 г.: снижение сроков и стоимости банковских переводов. Потребители получают возможность доступа к операциям в европейской валюте -евро. Пересчет национальных цен в евро. Создание сети обменных пунктов (национальной валюты в евро). 2002 г. - введение единой валюты (введение в обращение ее банкнот и монет).

Быстрое изъятие из обращения национальной валюты. Потребители в течение длительного периода могут обменивать национальную валюту на евро. Банковские счета, заработная плата, пенсии-все денежные операции пересчитываются в европейскую валюту.

Переход на единые деньги требует принесения в жертву валютному союзу, пожалуй, самого важного атрибута национальной государственности – права самостоятельно печатать денежные знаки. Отныне эта функция перешла к Центральному банку Европы, который собственно, и определяет всю монетарную политику нового альянса. Кроме того, страны-члены союза одновременно утратили еще два мощных рычага спасительного воздействия на хозяйственное развитие – право девальвации денег, как средство решения экономических проблем, и право наращивать бюджетный дефицит, как способ избежать массовой безработицы.

Информация о работе Валютная политика и валютное регулирование: понятие и место в экономической политике