Управление стоимостью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины, и развитие практических навыков организации и формирования системы управления стоимостью компании.
В процессе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие основные задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты, касающиеся содержания концепции управления стоимостью предприятия.
Дать характеристику ОАО «Торговый бизнес».
Изучить особенности предприятия как объекта оценки стоимости его бизнеса.
Произвести оценку стоимости бизнеса компании.
Разработать направления повышения стоимости компании.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретическая часть 4
Содержание концепции управления стоимостью предприятия
1.1. Содержание концепции управления стоимостью предприятия 4
1.2. Практическое применение оценки бизнеса в управлении стоимостью предприятия 21
2. Расчетно-практическая часть 29
Оценка стоимости бизнеса компании
2.1. Общая характеристика ОАО «Торговый бизнес» 29
2.2. Особенности предприятия с точки зрения оценки бизнеса 39
2.3. Оценка стоимости бизнеса компании с помощью метода накопления активов 42
2.4. Разработка направлений повышения стоимости компании 46
Заключение 49
Список литературы 50

Файлы: 1 файл

Курсовая Фин.менеджмент.doc

— 655.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Управление стоимостью предприятия  — в настоящее время одна из наиболее популярных концепций менеджмента. В России, как и во многих других странах, в последние годы изменилось понимание оценки бизнеса. Оно расширилось и стало включать в себя оценку не только рыночной стоимости закрытых компаний, но и имущественных комплексов любых фирм, а также имущественных комплексов по отдельным видам их хозяйственной деятельности. Концепция управления стоимостью предприятия ориентирует менеджмент на рост рыночной стоимости компании или рост стоимости имущественного комплекса, создаваемого либо развиваемого в инновационных проектах. Эта концепция в противоположность концепции максимизации текущих и ожидаемых на ближайшее время прибылей предполагает акцент на реализацию проектов, позволяющих наладить для фирмы на будущее стабильные повышенные денежные потоки.

Объектом курсовой работы выступает открытое акционерное общество «Торговый бизнес».

Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины, и развитие практических навыков организации и формирования системы управления стоимостью компании.

В процессе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие основные задачи:

  • Рассмотреть теоретические аспекты, касающиеся содержания концепции управления стоимостью предприятия.
  • Дать характеристику ОАО «Торговый бизнес».
  • Изучить особенности предприятия как объекта оценки стоимости его бизнеса.
  • Произвести оценку стоимости бизнеса компании.
  • Разработать направления повышения стоимости компании.

1. Теоретическая часть

1.1. СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Суть концепции управления стоимостью предприятия сводится к следующему: с точки зрения акционеров (инвесторов) фирмы управление ею должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости  фирмы и ее акций, так как такой  рост позволяет акционерам (инвесторам) получать для них самый значимый по сравнению с другими его формами доход от вложений в фирму — курсовой денежный доход от перепродажи всех или части принадлежащих им акций либо курсовой неденежный доход, выражающийся в увеличении стоимости (ценности) принадлежащих акционерам чистых активов, а значит и суммы их собственного капитала.

Последнее может иметь место  и по отношению к росту ценности долей в фирме либо бизнесе, даже если они не представляют собой пакетов  акций, и существенно для так называемых институциональных инвесторов (тоже фирм, в том числе банков).

Отмеченное справедливо, так как  повышает их собственную инвестиционную привлекательность и кредитоспособность, позволяет легче преодолевать законодательные  ограничения на объем операций, увязанный с размером собственного капитала, поскольку увеличение стоимости инвестиционных портфелей подобных инвесторов (акционеров, пайщиков) повышает стоимость их собственного капитала. В случае банков, пенсионных фондов и страховых компаний, правда, это требует регулярного (раз в 2—4 года) «фиксирования» ими курсового дохода, т.е. продажи акций фирмы по их повысившейся рыночной стоимости, чтобы показать свою действительную денежную прибыль.

Инвестиционная привлекательность  институциональных инвесторов (акционеров, пайщиков), контролирующих фирму, может также обусловливаться их нестандартным доступом к денежным потокам компании, когда такие инвесторы получают возможность приобретать от фирмы по сделкам с назначенными ими менеджерами товары и услуги и по ценам ниже рыночных, на более благоприятных, чем это принято на рынке, условиях поставки и оплаты, оформлять в фирме своих представителей на искусственно повышенную заработную плату и пр.

Конечно, в том, что касается роста  балансовой стоимости собственного капитала, справедливость сказанного обусловливается и тем, что в балансе институциональных инвесторов им будет позволено показывать свои активы (включая инвестиционный портфель) не по первоначальной балансовой стоимости покупки инвестиционных активов за вычетом амортизационных отчислений по изнашиваемым основным фондам, а по их рыночной или оценочной рыночной стоимости, переоценка которой регулярно происходит с привлечением аттестованных оценщиков.

Концепция управления стоимостью предприятия предполагает, что менеджеры фирмы нацеливаются на действия и управленческие решения, которые не столько увеличивают текущие либо надежно планируемые на ближайшие периоды прибыли фирмы, сколько создают основу для получения гораздо больших и даже, возможно, четко не прогнозируемых прибылей в более отдаленном будущем, что, однако, способно резко повысить текущую или будущую рыночную стоимость компании. Причем курсовой доход от роста в будущем рыночной стоимости фирмы может иметь место после того, как пока закрытая компания разместит свои акции на фондовом рынке и прогнозы рыночной стоимости ее акций подтвердятся. Подобное характерно для жизненного цикла многих молодых, учрежденных под конкретные проекты и лишь временно закрытых компаний, которым в целях привлечения финансирования для разворачивания своих успешно начатых проектов неминуемо придется размещать вновь выпускаемые акции на фондовом (не обязательно биржевом) рынке.

Статистические исследования мирового фондового рынка показывают, что  с точки зрения влияния разных факторов на уровень рыночной стоимости акций современная экономика как бы делится на два сектора — «традиционную» и «новую» экономику.

В «новой», как правило, высокотехнологичной  экономике (в таких отраслях, как  информационные технологии, компьютеры, аэрокосмическая промышленность и т.д.), на рыночную стоимость акций относящихся к ней фирм решающее влияние (по результатам многофакторного корреляционного анализа — на 70% и более) в основном влияет появляющаяся подтвержденная информация, которая свидетельствует о реальных перспективах получения соответствующими компаниями существенных будущих прибылей (точнее, денежных потоков).

Другим типом проектов, которые  способны существенно повлиять на уровень  текущих и особенно ожидаемых  измененных издержек и прибылей компании, выступают проекты по реорганизации (более широко — реструктуризации) компании с целью, например, увеличить степень ее вертикальной и горизонтальной интегрированности в отношении выпускаемой профильной продукции либо повысить ее (или выделяемых из нее структур) инвестиционную привлекательность, кредитоспособность, надежность в качестве делового партнера.

Если бы участники фондового  рынка с самого начала реализации таких проектов знали о них  и о том, с каким успехом (сначала  техническим) они осуществляются в компании, и если компания является открытой (с размещенными и торгуемыми на рынке акциями), то фондовый рынок сам реагировал бы изменением рыночной стоимости акций компании на факт проведения и степень продвинутости этих проектов в фирме.

Однако так построить деятельность менеджмента фирмы, к сожалению, невозможно по двум причинам.

Во-первых, даже если компания уже  является открытой, она не может  позволить себе раньше времени публиковать  сведения о своих инновационных  и реорганизационных проектах, так как это может служить сигналом для контрдействий конкурентов. Они могут начать разработку аналогичных продуктов и процессов, препятствовать реорганизации компании, осуществляя скупку акций фирм — объектов поглощения, и т.п.

Во-вторых, компания вообще может быть формально или фактически закрытой — либо это закрытое акционерное общество (ЗАО) или, тем более, общество с ограниченной ответственностью (ООО), не имеющие права размещать свои акции на фондовом рынке, либо это только формально «открытое акционерное общество» (ОАО), акции которого, тем не менее, фактически не размещены на фондовом рынке (не котируются, не торгуются). В частности, молодые (недавно учрежденные) фирмы в России, как и в других странах, как раз и являются закрытыми компаниями.

Следовательно, задачами менеджмента  тогда могут стать:

• для открытых компаний — обеспечение  владельцам компании будущего курсового  дохода, который в результате роста  стоимости акций должен быть получен  после того, как фирма сочтет возможным опубликовать сведения об инновационных и/или реорганизационных проектах, когда они уже настолько продвинуты, что подобная публикация не повредит самим этим проектам;

• для закрытых компаний — то же, но с той разницей, что в планы  менеджмента тогда должно еще войти преобразование фирмы к указанному будущему моменту времени в открытую компанию с обеспечением минимально требуемой степени ликвидности ее акций, чтобы владельцам компании, если они того захотят, стало бы реально без чрезвычайных издержек трансакций продать свое долевое участие в фирме [10, с. 316].

В целях решения этих задач менеджерам придется постоянно прибегать к  оценке того, как реализуемые проекты (каждый по отдельности) влияют на текущую  оценочную (обоснованную рыночную) и, применительно  к разным будущим моментам времени, прогнозируемую действительную рыночную стоимость компании и ее акций. Именно эти оценки, вместо котировок фондового рынка, и должны будут определять управленческие решения по развитию либо остановке соответствующих инновационных и реорганизационных проектов.

Надо будет также прогнозировать как таковую величину будущей  рыночной стоимости компании и ее акций.

И для того, и для другого менеджеры  тогда оказываются вынуждены  либо сами использовать методы оценки бизнеса, либо регулярно прибегать к услугам сторонних независимых оценщиков бизнеса.

Конечно, при этом для постоянного  мониторинга влияния проектов на изменение текущей оценочной  и будущей рыночных стоимостей компании было бы разумно применять достаточно простые и дешевые в использовании методы. Более же основательную оценку конкретных цифр указанных стоимостей целесообразно осуществлять спустя и более значительные периоды времени.

Современное развитие методов оценки бизнеса как раз и идет в  таком направлении, чтобы приспособиться к указанным требованиям, вытекающим из интересов применения в менеджменте концепции управления стоимостью предприятия.

Менеджмент, ориентированный на управление стоимостью предприятия, в разной мере соответствует интересам различных  инвесторов (акционеров, пайщиков) фирмы. В этом смысле всех инвесторов компании можно классифицировать на следующие три группы:

1) инвесторы, приобретающие (скупающие  по частям) контрольные пакеты  фирм; фактически — с учетом  распределения обыкновенных акций  между крупными и мелкими акционерами, в том числе работниками, а также возможностей передачи голосующих акций в доверительное управление более крупным акционерам — контрольным пакетом не обязательно является пакет в 50% обыкновенных акций плюс одна акция; так, в России в настоящее время 100%-ный контроль над менеджментом акционерных обществ в среднем обеспечивают 35% обыкновенных акций.

2) акционеры (пайщики) заведомого  меньшинства (миноритарные инвесторы), которые не могут быть представлены  в совете директоров, правлении и менеджменте (ими совсем не обязательно выступают не очень состоятельные физические лица, это могут быть, например, состоятельные инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании, в целях снижения инвестиционного риска диверсифицирующие свои инвестиционные портфели);

3) инвесторы, имеющие крупные,  но не контрольные пакеты акций  (паи) и представленные все  же в совете директоров, правлении  компании (в том числе, возможно, инвесторы, которым не удалось  скупить контрольный пакет акций  фирмы).

Перечисленные три группы инвесторов характеризуются весьма разными предпочтениями и интересами.

С точки зрения предпочтений между  временем и уровнем получаемого  с инвестиции дохода эти инвесторы, как правило, различаются следующим:

• миноритарные инвесторы вкладывают средства на небольшой промежуток времени, вынужденно удовлетворяясь небольшой нормой дохода на рубль капиталовложения (что объясняется, например, либо нехваткой средств для текущего потребления у инвесторов — физических лиц, либо законодательными ограничениями по поводу времени связывания своих резервов в не абсолютно ликвидных активах пенсионными фондами или страховыми компаниями; так, пенсионные фонды и страховые компании не имеют права вкладывать накапливаемые в них денежные средства соответственно более чем на 5 лет и 3 года);

• инвесторы, обладающие в обмен  на уплаченную ими в качестве добавки  к обычной цене акций «премию  за контроль» контрольным пакетом  акций в фирме, могут характеризоваться  практически любыми рассматриваемыми предпочтениями, потому что они имеют возможность такого нестандартного доступа к денежным потокам (чистым денежным доходам) предприятия, который,* будучи нереален для остальных инвесторов компании, позволяет им получить адекватную отдачу на сделанные капиталовложения в любой момент времени;

• акционеры (пайщики), не располагающие  контрольным пакетом акций (паем) в компании, которые тем не менее  вложили в нее столько средств  или имущества, что имеют долевое  участие в фирме на уровне чаще всего более 10% уставного капитала и поэтому представлены в совете директоров (правлении) компании, готовы относительно длительное время ожидать значительного дохода с вложенного в фирму капитала, активно воздействуя в своих интересах на менеджмент компании, который должен обеспечить им этот доход.

Интересы указанных трех групп  инвесторов предприятия таковы, что:

• инвесторы, приобретающие контрольный пакет акций, зачастую склонны к тому, чтобы оставаться в компании неопределенно длительное время, так как они получают возможность отмеченных выше «нестандартных» форм доступа к денежным потокам с бизнеса (например, в виде завышения, что характерно для мелкого и среднего бизнеса, заработной платы оформляемых на работу в фирму акционеров или аффилированных с ними физических лиц либо «снятия» денежных потоков с бизнеса контролируемых компаний в результате того, что их менеджеров заставляют продавать продукцию по низким ценам фирмам, полностью принадлежащим институциональным совладельцам этих компаний, которые будут продавать такую продукцию по действительно рыночным ценам, в том числе экспортируя продукцию);

Информация о работе Управление стоимостью предприятия