Управление стоимостью компании (на примере ОАО "Лукойл")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в разработке рекомендаций новой стратегии роста стоимости предприятия ОАО «Лукойл».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть сущность процесса управления стоимостью, теоретически охарактеризовать методы оценки стоимости и стратегии, позволяющие увеличить стоимость предприятия;
-дать характеристику деятельности ОАО «Лукойл»;
-сформировать операционную, инвестиционную, финансовую стратегии предприятия.
-сформулировать финансовое обоснование реализации стратегии;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы управления стоимостью компании…………..4
1.1. Концепция управления стоимостью …………………………………..4
1.2. Методы оценки стоимости предприятия………………………….......7
Глава 2.Анализ и оценка стоимости компании на примере ОАО «Лукойл»..11
2.1. Краткая характеристика предприятия…..……………...…….…........11
2.2. Анализ финансового состояния предприятия…………………….....15
2.3. Оценка стоимости компании методом DCF…………………………19
2.4. Оценка стоимости компании методом капитализации прибыли…..24
Глава 3. Разработка стратегий увеличения стоимости компании ОАО «Лукойл»………………………………………………………………………....25
3.1. Анализ метода дисконтированных денежных потоков…………….25
3.2. Стратегии развития компании………………………………………..26
Заключение…………………………………...………………………………….30
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсвая Лукойл.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы управления стоимостью компании…………..4

1.1. Концепция управления стоимостью …………………………………..4

1.2. Методы оценки стоимости предприятия………………………….......7

Глава 2.Анализ и оценка стоимости компании на примере  ОАО «Лукойл»..11

2.1. Краткая характеристика  предприятия…..……………...…….…........11

2.2. Анализ финансового состояния предприятия…………………….....15

2.3. Оценка стоимости компании методом DCF…………………………19

2.4. Оценка стоимости  компании методом капитализации прибыли…..24

Глава 3. Разработка стратегий увеличения стоимости компании ОАО «Лукойл»………………………………………………………………………....25

3.1. Анализ метода дисконтированных денежных потоков…………….25

3.2. Стратегии развития компании………………………………………..26

Заключение…………………………………...………………………………….30

Список использованной литературы……………………………………….......32 
Введение

В последние годы в России начала развиваться теоретическая и практическая деятельность, связанная с оценкой предприятий. Эта деятельность базируется как на отечественном, так и на зарубежном опыте оценки предприятий.

Процессы, происходящие на современном  этапе в российской экономике, привели  к возрождению и развитию оценочной  деятельности, актуальность и востребованность результатов которой в условиях рынка фактически неоспоримы. Оценка и ее ключевая категория – «стоимость» являются комплексным показателем целесообразности, полезности и значимости того или иного результата какой-либо деятельности в сфере рыночных отношений.

Цель данной курсовой работы заключается в разработке рекомендаций новой стратегии роста стоимости предприятия ОАО «Лукойл».

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

- раскрыть сущность процесса управления стоимостью, теоретически охарактеризовать методы оценки стоимости и стратегии, позволяющие увеличить стоимость предприятия;

-дать характеристику  деятельности ОАО «Лукойл»;

-сформировать операционную, инвестиционную, финансовую стратегии предприятия.

-сформулировать финансовое обоснование реализации стратегии;

Объектом исследования является  процесс управления стоимостью предприятия.

Предметом исследования является применение методов для оценки стоимости предприятия ОАО «Лукойл»

Для написания курсовой работы использовались учебная литература, материалы периодических изданий, финансовая отчётность предприятия и ресурсы интернета.

 

Глава 1. Теоретические  основы управления стоимостью компании

1.1. Концепция  управления стоимостью

Рост благосостояния владельцев и акционеров измеряется не объемом введенных мощностей, количеством нанятых сотрудников или оборотом компании, а рыночной стоимостью предприятия, которым они владеют.

Управление стоимостью - это управление будущим компании, следовательно, это неотъемлемая составляющая стратегии компании и бизнес-плана  ее развития. Содержание концепции управления стоимостью компании заключается в том, что управление должно быть нацелено на обеспечение роста ее рыночной стоимости и акций.1

Таким образом цель финансового  менеджмента – увеличение стоимости капитала.

Научные разработки и практики последний лет позволили не только использовать это утверждение как лозунг, но и превратить его в сильный управленческий инструмент, привить финансовый образ мышления руководству многих компаний. Так называемый стоимостный подход к управлению считается самой «горячей» финансовой идеей последнего десятилетия2.

Важнейшим понятием в  теории управления стоимостью фирмы  является Value Based Management (далее VBM) - управление нацеленное на стоимость, концепция, направленная на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации усилий всех лиц, принимающих решения, на ключевых факторах стоимости. Из всего множества альтернативных целевых функций в рамках концепции VBM выбирается максимизация стоимости компании. Стоимость же компании определяется ее дисконтированными будущими денежными потоками., и новая стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала.

Для того чтобы управлять чем-либо необходимо уметь это измерять. В приложении к VBM это означает, что необходим инструмент, позволяющий оценить отдачу от инвестированного в компанию капитала. Таким образом, можно выделить основные факторы, влияющие на стоимость компании, которые обязательно должны учитываться в показателе, отражающем создание стоимости — затраты на собственный и заемный капитал и доходы, генерируемые существующими активами (при этом доход может выражаться в различных формах: прибыль, денежный поток и т.д.).

Концепция управления стоимостью компании базируется на следующих принципах:

  • Наиболее приемлемый показатель, позволяющий адекватно оценить деятельность компании, это поток денежных средств, генерируемый компанией.
  • Новые капитальные вложения компании должны осуществляться только при условии, что они создают новую стоимость. При этом создают стоимость новые инвестиции только тогда, когда рентабельность вложений выше затрат на привлечение капитала.
  • В изменяющихся условиях окружающей экономической среды сочетание активов компании (ее инвестиционный портфель) также должно меняться с целью обеспечения максимального роста стоимости компании.3

При переходе к концепции  управления стоимостью необходимо выявление  факторов роста стоимости компании, воздействуя на которые, менеджеры могли бы существенно повысить стоимость. Факторы стоимости можно разделить на две группы: внешние (не поддающиеся воздействию со стороны менеджмента компании) и внутренние (поддающиеся воздействию менеджмента).

Невозможность воздействия на внешние факторы (например, законодательные ограничения, изменение налогового законодательства, инфляционные риски и т.д.) не означает, что менеджеры не могут предвидеть их изменение и минимизировать негативные последствия либо максимизировать выгоды. Задача менеджмента состоит в том, чтобы «защитить» стоимость своей компании от колебания внешних факторов как можно в большей степени. Система внутренних факторов стоимости представляет собой совокупность показателей деятельности компании и отдельных ее единиц. Показатели детализируются для каждого уровня управления, при этом каждое подразделение отвечает за те факторы стоимости, на которые оно может воздействовать.

Для того чтобы управлять  чем-либо, необходимо уметь это измерить. Для того, чтобы измерить необходима полная информация о предприятии. При оценке стоимости следующая информация о предприятии:

  • Информация о рынке, об отрасли предприятия, о главных конкурентах
  • Краткая характеристика предприятия.
  • Инвестиционный проект развития предприятия
  • Бухгалтерский баланс предприятия
  • Отчет о прибылях и убытках
  • Отчет о движении денежных средств

При оценке стоимости  компании учитываются долгосрочные перспективы деятельности, так как  в основе концепции управления стоимостью – прогнозирование денежных потоков, которые в будущем принесут активы компании.4

 

1.2.  Методы  оценки стоимости предприятия

Для определения рыночного  или другого вида стоимости менеджеры (оценщики) применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методы оценки. Каждый метод оценки предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость предприятия.

Менеджер обязан внимательно  изучить всю требующую для  оценки стоимости предприятия.

В теории и практике оценки бизнеса существует классификация  подходов к оценке бизнеса по принципу используемых исходных данных:

- доходный подход –  общий способ определения стоимости  предприятия и (или) его собственного  капитала, в рамках которого используется один или более методов, основанных на пересчете ожидаемых доходов;

- затратный подход  общий способ определения стоимости  предприятия и (или) его собственного  капитала, в рамках которого используется  один или более методов, основанных на исчислении стоимости активов за вычетом обязательств;

- рыночный подход –  общий способ определения стоимости  предприятия и (или) его собственного  капитала, в рамках которого используется  один или более методов, основанных  на сравнении данного предприятия а аналогичными.

Каждый подход позволяет  «уловить» определенный факторы  стоимости. В данной работе для оценки стоимости предприятия был использован доходный подход Так при оценке стоимости с позиции доходного подхода, во главу ставится доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях.

 

 



 

 

 

Суть метода дисконтирования  денежного потока состоит в определении будущих денежных поступлений в течение прогнозного периода  и определения текущей стоимости этого денежного потока. Стоимость компании равна текущей стоимости денежных поступлений плюс текущая стоимость активов минус все обязательства, которые останутся невыплаченными. Если предприятие перестанет функционировать по окончании срока прогноза.5

Основными этапами оценки компании  методом  дисконтированного  денежного подхода являются:

  • Сбор необходимой информации
  • Выбор модели денежного потока
  • Определение длительности прогнозного периода и его единицы измерения
  • Проведение ретроспективного анализа
  • Проведение анализа и подготовка прогноза
  • Расчет величины денежного потока для каждого года
  • Определение ставки дисконтирования
  • Расчет стоимости величины компании в постпрогнозный период
  • Расчет текущей стоимости будущих денежных потоков.
  • Внесение итоговых поправок
  • Согласование полученных результатов

Главным этапом является обоснование той или иной ставки дисконтирования, что представляет собой ахиллесову пяту в оценки стоимости  предприятия.6

Ставка дисконтирования - это ставка дохода на вложенный  капитал, требуемая инвесторами  в сопоставимые по уровню риска объекты  инвестирования. Другими словами  ставка дисконтирования - это требуемая ставка дохода по имеющимся альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска на дату оценки.

В данной курсовой работе ставка дисконта производится на базе денежного потока для собственного капитала, то используем модель оценки капитальных активов(capital asset pricing model, CAPM)

Правильно оценить стоимость денежного потока постпрогнозного периода- очень важный момент, так как на ее долю приходится 80% и выше совокупной стоимости компании.

Если же говорить о  методе капитализации доходов, то он основан на базовом предположении, в соответствии в которым стоимость доли собственности в предприятии равна текущей стоимости будущих доходов, которые принесет эта собственность.

Метод капитализации  дохода в наибольшей степени подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение  длительного срока будет получать примерно одинаковые величины дохода (или темпы его роста будут постоянными).

Применение метода капитализации  доходов обычно предусматривает  такие основные этапы:

  1. Анализ финансовой отчетности, ее нормализация и трансформация (при необходимости).
  2. Выбор величины прибыли, которая будет капитализирована.

 

  1. Расчет ставки капитализации.
  2. Определение предварительной величины стоимости.
  3. Проведение поправок на наличие нефункционирующих активов (если таковые имеются).
  4. Проведение поправок на контрольный или неконтрольный характер оцениваемой доли, а также на недостаток ликвидности (если они необходимы).

Расчет ставки капитализации обычно производится исходя из ставки дисконта путем вычета ожидаемых среднегодовых темпов роста прибыли.

Rk = Rd – g , где Rk – ставка капитализации, Rd – ставка дисконта, g – долгосрочные темпы роста прибыли.

Определение предварительной величины стоимости бизнеса производится по формуле:

V=I/R, где V – стоимость, I – величина прибыли, R – ставка  капитализации.

Самой большой трудностью в применении этого метода является получение данных для рыночного и финансового анализа ставок капитализации по компаниям –аналогам открытого типа.

Информация о работе Управление стоимостью компании (на примере ОАО "Лукойл")