Управление издержками организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование сущности управления затратами предприятия и дать предложения по повышению ее эффективности для конкретного предприятия
Исходя из вышесказанного в курсовой работе поставлены следующие задачи:
Обоснование сущности управления издержками и его значение на современном этапе.
Изучение действующей системы учета издержек на предприятии и выявление имеющихся недостатков
Проведение детального анализа издержек базового торгового предприятия.
Выявление резервов дальнейшего снижения издержек.
Совершенствование системы управления издержками

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические аспекты управления издержками торговой организации…5
1.1 Особенности управления издержками обращения организации………..5
1.2 Управление издержками обращения………………………………………16
2.Анализ управления издержками и разработка мероприятий по совершенствованию ……………………………………………………………22
2.1 Экономическая характеристика предприятия…………………………….22
2.2 Анализ издержек предприятия……………………………………………..31
2.3 Факторный анализ отдельных статей издержек обращения……………..33
3.Мероприятия по совершенствованию управления издержками и их обоснование…………………………………………………………………….36
3.1 Расчет резервов снижения издержек обращения Ручьевского Райпо…36
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий…………….41
Заключение………………………………………………………………………45
Литература………………………………………………………………………48

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!.docx

— 92.08 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение

высшего профессионального  образования

«Нижегородский коммерческий институт»

 

Факультет экономики и  коммерции

Кафедра «Экономика и финансовый менеджмент»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансовый  менеджмент»

на тему: Управление издержками организации.

 

 

 

Выполнила:

Студентка 4 ЭФ группы

Махова К.О

Научный руководитель:

Демаков И.В

 

 

Нижний Новгород

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Теоретические аспекты  управления издержками торговой  организации…5

1.1 Особенности управления  издержками обращения организации………..5

1.2 Управление издержками  обращения………………………………………16

2.Анализ управления  издержками и разработка мероприятий по совершенствованию ……………………………………………………………22

2.1 Экономическая характеристика  предприятия…………………………….22

2.2 Анализ издержек предприятия……………………………………………..31

2.3 Факторный анализ отдельных  статей издержек обращения……………..33

3.Мероприятия по совершенствованию  управления издержками и их  обоснование…………………………………………………………………….36

3.1 Расчет резервов снижения  издержек обращения Ручьевского Райпо…36

3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий…………….41

Заключение………………………………………………………………………45

Литература………………………………………………………………………48

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость качественных сдвигов в экономике, перехода ее на пути рыночного развития, выдвинуло  в число обязательных условий  повышения эффективности производства экономию и рациональное использование  всех видов ресурсов. Для этого  необходимо привести в действие имеющиеся  организационно – экономические  резервы, вести решительную борьбу с расточительством и потерями.

В связи с этим ведение  действующего контроля затрат с целью  постоянного снижения их величины становиться  одной из важнейших задач системы  управления предприятием.

Изучение управления издержками в сфере торговли в современных  условиях хозяйствования имеет большое  практическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так  как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся  во все большей зависимости от уровня производственных затрат.

Правильная организация  учета издержек дает возможность  выявить резервы их снижения. Необходимо своевременно отражать производственные затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом.

Чтобы усилить контроль за издержками обращения предприятия необходимо проанализировать каждую статью издержек обращения. Такой анализ помогает полнее вскрыть резервы сокращения издержек обращения, способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов, труда, основных фондов, топлива, энергий и материалов.

Целью работы является исследование сущности управления затратами предприятия  и дать предложения по повышению  ее эффективности для конкретного  предприятия

Исходя из вышесказанного в курсовой работе поставлены следующие задачи:

  1. Обоснование сущности управления издержками и его значение на современном этапе.
  2. Изучение действующей системы учета издержек на предприятии и выявление имеющихся недостатков
  3. Проведение детального анализа издержек базового торгового предприятия.
  4. Выявление резервов дальнейшего снижения издержек.
  5. Совершенствование системы управления издержками

 

  1. Теоретические аспекты управления издержками организации

1.1 Сущность, понятие и методы управления издержками. 
 
           «Одно из главных условий повышения эффективности работы предприятия – снижение расходов предприятия. Оно подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а так же поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции. Речь идет именно об обоснованном снижение издержек производства и обращения. Как правило, в любом крупном предприятии разрабатываются технически (или научно) обоснованные нормативы по отдельным операциям и, кроме того, существуют разнообразные нормы в рамках технологического процесса (состав, структура и виды сырья и материалов, последовательность операций и др.). экономия за счет нарушения технологического процесса, естественно, не может рассматриваться как обоснованная (вряд ли кто-то захочет кушать котлеты, в которых доля мяса занижена в целях экономии затрат и снижения себестоимости). Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку ресурсов предприятия, использованных в процессе производства и реализации данной продукции.»1  
              Когда речь идет об осуществлении конкретного производственного процесса, относительно большую значимость имеют отдельные виды активов, средств, расходов. Так, для изготовления некоторого вида продукции можно использовать ту или иную материально-техническую базу различные виды сырья, материалов и полуфабрикатов, разнообразные технологии производства, схемы снабжения и сбыта и т.п. поэтому очевидно, что в зависимости от выбранной концепции организации и реализации производственного процесса уровень себестоимости может ощутимо варьировать и оказывать существенное влияние на прибыль предприятия. Именно этим определяется значимость методик анализа и управления себестоимостью как в системе управленческого учета, так и с позиции управления деятельностью предприятия в целом.  
             Управление себестоимостью продукции представляет собой рутинный повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно пытаются изыскать возможности обоснованного сокращения расходов и затрат. В рамках одного производственного цикла и в наиболее общем виде этот процесс может быть представлен в виде достаточно очевидных последовательных процедур: 

  • прогнозирование и планирование затрат (определяются долго- и краткосрочные тенденции изменения отдельных видов затрат, задаются их ориентиры, обеспечивающие выход на определенные значения показателей прибыли и рентабельности);
  • нормирование затрат (устанавливается технически обоснованные нормативы в натуральных и стоимостных оценках по отдельным видам затрат, технологическим процессам, центрам ответственности);
  • учет затрат (учитываются затраты в заданной номенклатуре статей);
  • калькулирование себестоимости (распределяются фактические расходы и затраты на объекты калькулирования себестоимости, т.е. исчисляется фактическая себестоимость продукции); 
  • анализ затрат и себестоимости (анализируются фактические затраты в сравнении с плановыми заданиями и нормативами, выявляются факторы, повлекшие значимые отклонения, определяются резервы снижения себестоимости);
  • контроль и регулирование процесса управления затратами (вносятся текущие изменения в систему управления затратами в случае отклонения от запланированной динамики затрат, уточняются системы планирования и нормирования).   
         При анализе и планировании затрат и себестоимости продукции наибольшее распространение получили два классификационных признака: экономический элемент и статья калькуляции. 
          Под экономическим элементом понимается экономически однородный  вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне данного предприятия не представляется целесообразным к более подробной детализации. Например, элемент «амортизация основных средств» обобщает все амортизационные отчисления независимо от того, для каких целей – производственных, социальных, управленческих – использовалось то или иное основное средство; стоимость покупного полуфабриката нельзя разложить на затраты живого и овеществленного труда и т.п.  
             Безусловно, затраты, которые предприятие вынуждено нести в ходе производственного процесса, объективны, и предприятие само определяет себестоимость продукции. Вместе с тем государство в определенной степени регулирует этот процесс путем нормирования затрат, относимых на себестоимость и принимаемых во внимание при исчислении налогооблагаемой прибыли. Данное регулирование осуществляется с помощью постановления Правительства РФ от 5 августа 1992 года № 552 «об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) », в котором приведена единая для предприятий независимо от форм собственности и организационно-правовых форм номенклатура экономических элементов затрат. В п. 5 Положения выделены следующие элементы затрат:  
     
    ·        материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);  
     
    ·        затраты на оплату труда;  
     
    ·        отчисления на социальные нужды;  
     
    ·        амортизация основных фондов;  
     
    ·        прочие затраты.  
     
          Учет и анализ затрат по элементам позволяет рассчитывать и  оптимизировать плановые и фактические затраты по предприятию в целом по таким крупным позициям как оплата труда, покупные материалы, полуфабрикаты, топливо и энергия и др.   
          Под калькуляцией статей  понимается определенный вид затрат , образующих себестоимость продукции в целом или ее отдельного вида. Обособление таких видов затрат основано на возможности и целесообразности их идентификации, оценки и включения (прямого или косвенного, т.е. путем распределения в соответствии с некоторой базой) в себестоимость конкретного вида продукции.  
           Если группировка затрат по экономическим элементам позволяет выявить отдельные виды затрат за отчетный период безотносительно к тому, закончено ли производство продукции или нет, то группировка по калькуляционным статьям дает возможность определить себестоимость продукции, полностью  прошедшей  производственный цикл и готовой к реализации или реализованной.  
            Состав калькуляционных статей варьирует в зависимости от отраслевой  принадлежности предприятия; в частности, для промышленного предприятия типовая номенклатура статей имеет следующий вид: 
    1. Сырье и материалы.  
    2. Возвратные отходы (вычитаются).  
    3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.   
    4. Топливо и энергия на технологические цели.  
    5. Заработная плата производственных рабочих.  
    6. Отчисления на социальные нужды.  
    7.Расходы на освоение и подготовку производства.  
    8.Общепроизводственные расходы.  
    9.Общехозяйственные расходы.  
    10.Потери от брака.  
    11.Прочие производственные расходы.  
    12.Коммерческие расходы.  
           Первые одиннадцать статей составляют так называемую производственную себестоимость; с добавлением коммерческих расходов, связанных со сбытом продукции, образуется полная себестоимость производства и реализации.  
    «В системе управления затратами важную роль играет подразделение затрат на прямые и косвенные расходы. Прямые расходы – это расходы, которые в  момент  их возникновения можно непосредственно отнести на объект калькулирования на основе первичных документов. К косвенным относятся расходы, которые в момент возникновения не могут быть отнесены на определенный объект калькулирования, и, чтобы попасть в его себестоимость, они должны быть предварительно аккумулированы на определенном счете  и в дальнейшем распределены между всеми объектами пропорционально некоторой базе.»2  
             Примерами прямых расходов являются затраты сырья и материалов, полуфабрикаты, заработная плата работников, занятых производством данного вида продукции, и др. К косвенным относятся расходы на подготовку и освоение производства, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы и др. Базой   для распределения могут служить: прямые затраты, заработная плата производственных рабочих, объем выработанной продукции и т.п. 
     
    Отметим, что подразделение расходов на прямые и косвенные, равно как и выбор базы для распределения последних с целью включения их в себестоимость, всегда имеют определенную долю субъективизма. 
           «Что касается методов калькулирования, используемых в отечественной практике, то число их достаточно велико. В западной практике наиболее распространена система дерект-костинга , подразумевающая подразделение затрат на условно-постоянные и переменные; первые относятся на затраты текущего (отчетного) периода, вторые- на себестоимость.»3  
             Следует подчеркнуть, что фактическая себестоимость продукции  формируется исходя из принципа экономической целесообразности тех или иных расходов и затрат. Увеличение себестоимости, являясь в целом негативных фактом , приводящим к уменьшению прибыли, имеет и некоторый позитивный момент – снижение налога на прибыль. Поэтому в целях противодействия фактам необоснованного занижения налогооблагаемой прибыли некоторые виды расходов регулируются в централизованном порядке путем установления лимитов, норм и нормативов. В частности, прибыль для целей налогообложения увеличивается на суммы:  
    ·Оплаты процентов по полученным рублевым кредитам сверх установленной ставки рефинансирования Центробанка РФ, увеличенной на три процентных пункта; 
    ·  Оплаты процентов по полученным валютным кредитам в размере, превышающем 15% годовых;  
    ·Затрат, превышающих нормативы по командировочным расходам; 
    ·Сверхнормативных представительских расходов (нормативы устанавливаются в процентах от объема выручки);  
    · Сверхнормативных расходов на рекламу (нормативы устанавливаются в процентах от объема выручки);  
     
    ·        Сверхнормативных расходов на подготовку и переподготовку кадров (нормативы устанавливаются в процентах от расходов на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции).  
          «Роль финансовой службы в управлении расходами  уже гораздо более значима по сравнению с управлением доходами. Если уровень доходов в значительной степени определяется конъюнктурой рынка, то видами и уровнем расходов можно управлять путем установления более или менее жестких внутренних нормативов по отдельным статьям расходов. Именно это реализуется в системе систематической себестоимости, анализа отклонений фактических данных от плановых значений, выявления причин произошедших отклонений и разработке мероприятий по устранению причин, обусловивших появление необоснованных расходов.»4

Особенности управления издержками обращения торговой организации

Разработка новых нетрадиционных систем управления издержками, исследования проблем повышения качественных характеристик и информации о них являются одними из наиболее злободневных проблем экономической теории и практики.

В современных условиях уровень  издержек производства и обращения  стал важнейшим объектом управления, значение совершенствования их учета, контроля и анализа бесспорно  возросло.

Однако, как показывают исследования, действующая система управления издержками обращения недостаточно эффективна и не в полной мере способствует решению проблем оптимизации  затрат и эффективности хозяйствования предприятий торговли системы потребительской кооперации. Неудовлетворительно обстоит дело с разработкой методологии планирования, нормирования, учета и анализа издержек обращения в системе комплексного управления издержками обращения.

Выделим одно из направлений  развития учета по центрам ответственности  и дифференцированного учета  как эффективного средства для повышения  точности исчисления издержек, а также  поиска путей снижения затрат. Группировка  расходов по центрам ответственности, применение усовершенствованной классификации  затрат обеспечивают контроль плановых заданий, нормативных затрат, углубление хозяйственного расчета, эффективность  управления издержками на различных  иерархических уровнях. Новое содержание такой организации учета, контроля, анализа заключается в установлении персональной ответственности за определенную группу затрат, всестороннем анализе  расходов, возможности оценки эффективности  управленческой деятельности.

Рассматривая дифференцированный учет, ознакомимся с дифференцированными  издержками и поступлениями.

Дифференцированными издержками называются такие издержки, величина которых при определенных условиях может быть отличной от той величины, которая была бы при других условиях. Дифференцированные издержки всегда относятся  к какой-либо конкретной ситуации.

Концепция дифференцирования  применяется также и к поступлениям. Дифференцированными поступлениями  называются такие поступления, величина которых при определенных условиях может быть отличной от той величины, которая была бы при других условиях.

Следующим направлением, которое  следует выделить – это создание информационной модели конкретного  объекта управления.

Интеграция в одном  подотделе вопросов планирования, нормирования, учета и анализа исходит из необходимости создания рационально  организованной системы информационного обеспечения с полной целенаправленной достоверной и оперативной информацией об объекте управления. Если в условиях традиционных линейно-функциональных структур каждое подразделение имеет только часть информации об объекте, то в новых условиях стоит проблема создания полной информационной модели управления издержками обращения. При определяющей роли учетной системы с целью оптимизации издержек обращения необходимо обеспечить сопряженность и взаимосвязь различных информационных систем как основы для взаимодействия всех функций управления: планирования и организации, учета и контроля, анализа и регулирования.

Задачей планирования издержек обращения является расчет суммы  и уровня расходов, необходимых для  выполнения плана товарооборота  и прибыли.

Предоставленное в настоящее  время предприятиям право самостоятельно планировать издержки обращения  не должно привести к отказу от планирования и нормирования издержек обращения, что наблюдается в практике работы предприятий потребительской кооперации, наоборот ответственность за качество работы и конечные результаты деятельности должна повышаться.

Планирование издержек обращения  тесно связано с планом товарооборота, с планом образования и использования  финансовых ресурсов.

При планировании издержек обращения в экономический литературе рекомендовано два метода: метод  технико-экономических расчетов и  экономико-статистический метод. Планирование методом технико-экономических расчетов производится на основе проектируемых  показателей хозяйственной деятельности по установленным нормативам, тарифам  в соответствии с объемом товарооборота, договорами на аренду, коммунальными  услугами и другими исходными  данными. При планировании издержек обращения методом экономико-статистических расчетов сначала определяется их уровень, исходя из уровня в предшествующие периоды (месяцы, кварталы), и учитывается влияние различных факторов в планируемом периоде. Расчет издержек обращения производят по статьям расходов, сумма всех статей определяет плановую величину издержек обращения. Расчетным путем определяют расходы по каждой статье, общую сумму издержек обращения, а также уровень издержек в процентах к товарообороту по каждой статье и в целом по структурной единице.

План издержек обращения  считается экономически обоснованным в том случае, если при расчетах учитываются все особенности  работы в текущем и планируемом  периодах. Следует учитывать:

– материалы анализа издержек обращения за предшествующие 
периоды, годы;

– проектируемый объем товарооборота, его структуру;

– действующие цены, тарифы, ставки за услуги, материалы и т.д.;

– нормативы товарных запасов и товарно-материальных ценностей;

– планы технического оснащения предприятия, переход на прогрессивные формы обслуживания и т.д.;

– опыт по внедрению режима экономии, развитие внутрихозяйственного расчета и другие;

– учет сезонности продаж, изменение отдельных затрат в весенне-летний и осенне-зимний периоды;

– планы ремонта.

В магазинах, находящихся  на внутреннем хозрасчете, рекомендуется  применять экономико-статистический метод планирования издержек обращения в сочетании с прямыми расчетами по отдельным статьям, что позволяет более полно выявлять влияние отдельных факторов и изменений условий работы, учитывать внутренние резервы снижения издержек обращения.

Информация о работе Управление издержками организации