Управление финансовыми рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Основная цель исследования состоит в раскрытии содержания проблемы управления рисками предприятия и в разработке механизма управления рисками предприятия в современных условиях хозяйствования.

Содержание работы

Введение
3
1. Организация управления финансовыми рисками на предприятии 6
2. Способы управления финансовыми рисками 11
3. Временная стоимость денег
15
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

refland.ru_finansovye_riski_yura.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

- сбор, анализ, обработку  и хранение информации об окружающей  обстановке;

- определение степени  и стоимости рисков, выработку  стратегии и приемов управления  риском;

- осуществление страховой  деятельности, заключение договоров  страхования и перестрахования;

- выдачу гарантий по  попечительству российских и  иностранных компаний, возмещение  убытков за их счет;

- ведение бухгалтерской,  статистической и оперативной  отчетности по рисковым вложениям  капитала.

Стратегия риск - менеджмента  – это искусство управления риском в неопределенной хозяйственной ситуации, основанное на прогнозировании риска и приемов его снижения. Она включает правила, на основе которых принимаются поисковые решения, и способы выбора варианта решения.

В стратегии риск - менеджмента применяются следующие правила:

1) максимальность выигрыша;

2) оптимальная вероятность  результата;

3) оптимальная колеблемость  результата;

4) оптимальное сочетание  выигрыша и величины риска.

Риск-менеджмент располагает  определенными возможностями управления риском. Они состоят из методов и приемов снижения степени риска, таких, как:

- избежание риска (уклонение  от мероприятия, связанного с  риском);

- удержание риска (оставление  риска за инвестором, т.е. на  его ответственность);

- передача риска (когда инвестор передает ответственность за риск кому-то другому);

- снижение степени  риска (уменьшение вероятности  и объема потерь).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ

 

 

Процесс управления рисками  включает:

- предвидение рисков;

- определение их вероятных размеров и последствий;

- разработку и реализацию  мероприятий по предотвращению  или минимизации связанных с  риском потерь.

Управление рисками  сегодня – один из динамично развивающихся  видов профессиональной деятельности. Управление рисками требует много знаний в области теории фирмы, страхового дела, анализа хозяйственной деятельности предприятия и т.д. Деятельность предприятия в этой области направлена на защиту своей фирмы от действий рисков, угрожающих ее прибыльности, и способствует решению основной задачи предпринимательства: в зависимости от ситуации выбрать из нескольких проектов оптимальный, учитывая при этом, что чем прибыльнее проект, тем выше степень риска для фирмы. Качественное управление риском повышает шансы предпринимательской фирмы добиться успеха в долгосрочной перспективе и уменьшает опасность ухудшения ее финансового положения.

В силу того, что в рыночной экономике хозяйственные риски  неизбежны, первое правило в управлении риском гласит: «не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно низкого уровня».

Политика риска –  это совокупность мероприятий, имеющих  целью снизить опасность ошибки уже в момент принятия решения  и сократить возможные негативные последствия такого решения на других стадиях функционирования фирмы.

Процесс управления рисками  включает следующие стадии:

  1. выявление предполагаемого риска;
  2. оценку риска;
  3. выбор метода управления риском;
  4. применение выбранных методов;
  5. оценку результатов.

Знать о возможном  наступлении риска менеджеру  необходимо, но не достаточно. Важно установить, как влияет на результаты деятельности конкретный вид риска и каковы его последствия. Причем сначала следует оценить вероятность того, что некоторое событие действительно произойдет, а затем сделать вывод о том, как оно повлияет на экономическое положение фирмы.

Риск может повлиять различными способами: от сложного вероятностного анализа в моделях исследования операций до чисто интуитивных догадок. В настоящее время российские предприниматели в управлении рисками  обычно опираются на интуицию, чей-то авторитет  на предыдущий опыт. Лишь незначительный процент руководителей способен оценить риск с применением математических методов.

Наибольших успехов  достигает тот предприниматель, который может одновременно просчитать или интуитивно определить степень риска, и, несмотря на возможность неудачи, пойти на риск.

Оценивая риск, который  в состоянии принять на себя фирма, менеджер прежде всего исходит из профиля ее деятельности, из наличия  необходимых ресурсов для реализации программы финансирования возможных последствий риска, стремится учесть отношение к риску партнеров по бизнесу и построить свои действия так, чтобы наилучшим образом способствовать реализации основной цели фирмы. Степень допустимого риска определяется с учетом таких параметров. Как размер основных фондов, объем производства, уровень рентабельности и др. Чем большим капиталом обладает предприятие, тем оно менее чувствительно к риску и тем смелее предприниматель может принимать решение в рисковых ситуациях. Комплексный подход к управлению риском позволяет предпринимателю эффективнее использовать ресурсы и распределять ответственность, улучшать результаты работы фирмы и обеспечивать ее безопасность от действия риска.

Для менеджера очень  важно разработать стратегию  управления коммерческим риском, для чего необходимо дать конкретные ответы на следующие вопросы:

- какие именно виды  коммерческих рисков фирма обязана  учитывать в своей деятельности;

- какие способы и  инструменты позволяют управлять  этими рисками;

- какой объем коммерческого риска фирма может взять на себя (приемлемая сумма убытка, которая может быть погашена из собственных средств).

Однако только формулирования стратегии для управления коммерческим риском недостаточно, нежно еще иметь  механизм ее реализации – систему управления коммерческим риском, что в свою очередь предполагает:

- создание эффективной  системы оценки и контроля  принимаемых решений;

- выделение в организации  специального подразделения (работника), которому будет поручено управление  рисками;

- выделение средств и формирование специальных резервов для страхования рисков, покрытия убытков и потерь.

Фирма очень часто  использует трехэтапный подход к  управлению рисками:

Первый этап – определение  типов риска, с которыми сталкивается фирма.

В первую очередь управляющий рисками идентифицирует тип потенциальных рисков для своей фирмы.

Второй этап – измерение  потенциального влияния идентифицированных рисков.

Некоторые риски настолько  малы, что они не ощутимы, в то время как другие имеют гибельное  значение для потенциала фирмы.

Полезно различать риски  по потенциальному значению и затем  сфокусировать ресурсы по управлению рисками на наиболее серьезных направлениях.

Третий этап – решение  вопроса, как следует минимизировать каждый релевантный риск.

В большинстве ситуаций обнаруженный риск можно минимизировать, используя один или несколько из следующих приемов:

1) Перевод риска на  страховую компанию.

2) Перевод фактора,  порождающего данный риск на  третью сторону.

3) Снижение вероятности  наступления неблагоприятных событий.

4) Снижение величины  потерь, связанных с неблагоприятными  событиями.

5) Абсолютный запрет  на деятельность, которая порождает  риск.

Методология управления риска предполагает определение  общих подходов: выявление причин возникновения рисков в экономике вообще и специфических причин возникновения рисков в частности; описание видов рисков, создание их классификации; исследование соотношения неопределенности и риска; оценка степени риска и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВРЕМЕННАЯ СТОИМОСТЬ ДЕНЕГ

 

Различают шесть определений  временной стоимости:

Текущая стоимость (PV) – финансы, имеющиеся, или инвестированные, на текущую дату или текущая стоимость финансовых средств, получаемых в будущем.

 Будущая стоимость  (FV) - финансовые средства к получению в будущем или будущая величина сегодняшних финансовых средств.

Выплаты (PMT)- сумма к получению на конец каждого временного периода.

Процентная ставка (i) – иногда ставка дисконта, % ставка, используемая для исчисления текущей и будущей стоимости. Часто подразумевается в качестве мнимых издержек (упущенная выгода) использования финансовых средств.

Временной период (n) – количество периодов для расчета текущей и будущей стоимости финансовых средств. Обычно берется один год, но может быть сокращен до одного месяца. Годовая % ставка (i) должна быть откорректирована в соответствии продолжительности временного периода. Например, месячная % ставка должна быть использована, если временной период взят за месяц.

Аннуитет – термин, используемый для описания серии равных периодических выплат (PMT). Такие выплаты могут быть как поступлениями, так и выплатами.

Для финансового менеджмента  концепция альтернативных издержек имеет особенно важное значение еще  и потому что она составляет методическую основу непосредственной оценки величины денежных потоков. Выполняя функцию всеобщего эквивалента, при помощи которого осуществляется стоимостная оценка любых активов и пассивов предприятия, деньги имеют и собственную стоимость. Во 2-й главе были подробно рассмотрены принципы измерения временной ценности денег. Развивая основные положения этой главы, можно прийти к выводу, что стоимость денег, которыми обладает экономический субъект, определяется для него той потенциальной выгодой, которую он упускает, не вкладывая деньги в приносящие доход операции. Можно предположить, что существует некая возможность абсолютно безопасного инвестирования денег под определенный процент – например, положить их на депозит в солидном банке или приобрести государственные ценные бумаги. Процентная ставка, по которой инвестору будет выплачиваться доход по таким вложениям и составит альтернативные издержки пассивного владения деньгами. Тысяча рублей, не положенная в надежный банк под 10% годовых, к концу года станет дешевле именно на эти 10% (если не существовало возможности разместить эти средства на еще более выгодных условиях). Вспомним, что процесс удешевления денег с течением времени моделируется посредством дисконтирования первоначальной суммы по заданной процентной ставке. Это означает, что в финансовом менеджменте процентная ставка, под которую инвестор может с абсолютной надежностью и безопасностью для своих денег разместить их на определенный срок, представляет собой альтернативные издержки владения денежными средствами, а процедура дисконтирования позволяет определить реальную стоимость денег на любой момент времени.

Таким образом, дисконтируя  будущие денежные потоки, финансист  просто уменьшает их на величину альтернативных издержек, связанных с этими потоками. Другими словами, он вычитает из суммы  доходов расходы по их получению. Обычно эти расходы не являются единственными издержками по осуществлению финансовой операции, к ним добавляются различные другие затраты, порождаемые данным решением (например, комиссионные, уплачиваемые биржевому брокеру при покупке ценных бумаг, или трудовые и материальные затраты по реализации реального инвестиционного проекта). Вычитая сумму и тех и других издержек из суммы ожидаемых в будущем денежных притоков, получают чистую приведенную стоимость (NPV) этих притоков. Признавая временную стоимость денег, финансисты вынуждены учитывать ее в своих расчетах, увеличивая на ее величину сумму расходов по планируемым ими операциям. Измерителем этой стоимости служит процентная ставка.

Следует совершенно четко  уяснить, что так же как и сама концепция альтернативных издержек, данное ее приложение оставалось бы не более чем смелой игрой экономической мысли, если бы оно не находило практического подтверждения на протяжении всей истории человеческого общества. Не надо быть выпускником престижного университета, чтобы понять, почему повышение центральным банком любого государства своей ставки рефинансирования означает почти пропорциональное падение курсов акций предприятий и снижение экономической активности. Увеличение альтернативных издержек (то есть, цены) денег обесценивает все будущие доходы, в том числе и дивиденды по акциям. Значительно удобнее и безопаснее становится получение возросшего гарантированного банковского или ссудного процента, чем ожидание отдачи от реальных инвестиций. Деньги становятся более дорогим товаром и в обмен на них владелец желает получить больше, чем он имел раньше. А так как повышение процентной ставки ЦБ производится чаще всего в ответ на инфляционные процессы, становится понятно, почему высокая инфляция несовместима со стабильным экономическим ростом: пытаясь противостоять объективному инфляционному обесценению денег, правительство и центральный банк увеличивают их альтернативную стоимость, как бы заманивая их на банковские депозиты. Прежде чем деньги (точнее, их владельцы) “клюнут” на эту приманку и схлынут с товарных и валютных рынков, ослабив тем самым давление на уровень цен; они сначала покинут более рискованные фондовые рынки, т.е. обесценят корпоративные ценные бумаги, обращающиеся на этих рынках. При благоприятном стечении обстоятельств и технически грамотных действиях финансовых властей, их цели могут быть достигнуты: снижение цен на фондовом рынке обернется ростом доходности вложений, успокоившиеся инвесторы снова понесут туда свои деньги. Если же будет допущен какой-либо просчет, то ситуация выйдет из-под контроля: повышение процентной ставки лишь подстегнет темпы инфляции и деньги, ушедшие с фондовых рынков, не захотят на них возвращаться; чтобы удержать эти деньги в банках придется снова повышать процентную ставку и т.д. вплоть до “черного понедельника”.

Информация о работе Управление финансовыми рисками