Управление финансовыми ресурсами региона и муниципалитета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:52, научная работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются вопросы совершенствования и проблемы управления финансами регионов и муниципалитетов. Характеризуются региональные финансовые ресурсы, совокупность денежных средств, созданных и используемых на экономическое и социальное развитие территорий.

Файлы: 1 файл

Унирс.docx

— 178.05 Кб (Скачать файл)

Как мы знаем, бюджетным законодательством предусмотрены три варианта выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов поселенческого уровня:

  • путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений (ст. 137 БК РФ);
  • путем наделения органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений, находящихся на территории соответствующего муниципального района (п. 5 ст. 137 БК РФ);
  • путем предоставления дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений (ст. 142.1 БК РФ).

В Ставропольском крае реализуется третий из приведенных вариантов. При этом муниципальным районам в соответствии с возможностью, предоставленной ст. 139 БК РФ, из краевого бюджета предоставляются субсидии для формирования районных фондов финансовой поддержки поселений, а методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, находящихся на территории соответствующего муниципального района, утверждена Законом Ставропольского края «О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае». Однако при применении схемы выравнивания бюджетной обеспеченности поселений по первым двум вариантам указанными нормами бюджетного законодательства предусмотрена возможность замены дотации на дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, по третьему - нет. В силу того что основное выравнивание бюджетной обеспеченности поселений осуществляется в крае именно через районные фонды финансовой поддержки поселений (объем дотации, предоставляемой из регионального фонда финансовой поддержки поселений, распределяется на душу населения, является минимальным и не оказывает влияния на результаты межбюджетного регулирования), подобное ограничение делает невозможным для поселений применение такого инструмента, как замена дотации на дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ. Учитывая изложенное, представляется целесообразным дать право органам местного самоуправления муниципальных районов осуществлять замену дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, предоставляемой из районного фонда финансовой поддержки поселений, на дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ по согласованию с представительными органами муниципалитетов поселенческого уровня. Для этого необходимо внести соответствующие корректировки в ст.142.1 БК РФ.

Можно, конечно, использовать и другой вариант: осуществлять выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, исходя из уровня развития налоговой базы муниципалитетов, с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, иных факторов, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг за счет средств регионального фонда финансовой поддержки поселений. Однако возникает вопрос: почему должно существовать различие в законодательстве в части финансового обеспечения расходных обязательств поселений в зависимости от выбранного способа межбюджетного регулирования? Ведь органу местного самоуправления поселенческого уровня абсолютно безразлично, из краевого или районного бюджета будет предоставляться дотация. Важно, чтобы были предоставлены равные возможности для укрепления финансовой самостоятельности местных бюджетов независимо от движения финансовых потоков.

Оказать влияние на принятие решения органами местного самоуправления муниципальных образований о замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ возможно, изменив некоторые нормы бюджетного законодательства РФ. Статьей 136 БК РФ установлены дополнительные ограничения для муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ составляет более 10 % собственных доходов местного бюджета. При этом доходы, полученные по дополнительным нормативам отчислений в результате замены дотации, не уменьшают объем межбюджетных трансфертов, которые учитываются при определении уровня финансовой автономии муниципалитетов. Ввиду того что закрепление налогов по единым нормативам отчислений ограничено существенным различием уровня налогового потенциала в муниципальных образованиях, но при этом налоговый потенциал муниципального образования может быть достаточно высок для замены дотации на дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, можно сделать вывод о том, что доля межбюджетных трансфертов в этом случае увеличивается искусственно. Исправить ситуацию представляется возможным благодаря изменению норм ст. 136 БК РФ в части исключения доходов, полученных местными бюджетами в результате замены дотации на дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, из объема межбюджетных трансфертов. Реализация указанных изменений окажет стимулирующий эффект при принятии органами местного самоуправления муниципальных образований решения о замене дотации на дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ.

Грантовая поддержка  для муниципалитетов:

Законодательством Ставропольского  края предусмотрена возможность  использования еще одного способа  стимулирования деятельности муниципальных  образований в сфере администрирования поступлений в местные бюджеты. В текущем году предусмотрена грантовая поддержка муниципалитетам, обеспечившим выполнение плана по мобилизации доходов в консолидированный бюджет края. Средства в объеме 60 млн руб. будут распределены между муниципальными образованиями края по итогам работы за девять месяцев 2011 года. Применение всей совокупности указанных инструментов для построения межбюджетных отношений на субрегиональном уровне способствует укреплению финансовых основ местного самоуправления, а также повышению налогового потенциала не только муниципальных образований, но и региона в целом.

 

 

Заключение

В заключение данной работы можно  сказать, что: региональные финансы  являются неотъемлемой частью финансовой системы Российской Федерации, и  в последние годы их роль значительно  возрастает. Но, однако, нужно отметить, что еще не сложилась универсальная  модель системы управления региональными  финансами. Остаются не решенными многие проблемы региональных бюджетов, основным из них являются:

    • ограниченность источников формирования доходов бюджета;
    • зависимость от поступлений из федерального бюджета;
    • зависимость от числа крупных налогоплательщиков в регионе;
    • увеличивается финансовая помощь муниципальным образованиям в структуре расходов федерального бюджета;
    • несбалансированность консолидированного бюджета;
    • несовершенство бюджетного планирования.

Но также и наблюдаются положительные  тенденции, оказывающие благоприятное  влияние на динамику и структуру  бюджета. К ним относят: совершенствование  нормативно-правовой базы организации  бюджетного процесса; создание системы  мониторинга региональных финансов, целью которой является обеспечение  прозрачности региональной финансовой политики; внедрение передовых методов  управления государственными и муниципальными финансами; принятие мер по реструктуризации кредиторской задолженности и оптимизации  бюджетных расходов; формирование объективного и прозрачного механизма распределения  финансовой помощи муниципальным образованиям; совершенствование государственной  политики в сфере управления государственным  имуществом.

Основными целями Правительства субъектов  РФ в области реформирования системы  управления региональными финансами  являются: достижение стабилизации бюджетной  системы региона, максимальной мобилизации финансовых ресурсов для обеспечения дальнейшего социального развития региона, повышение качества предоставляемых населению бюджетных услуг и уровня жизни населения региона, создание благоприятных условий для экономического развития региона и привлечения инвестиций, получение положительных оценок проводимой органами государственной власти региона бюджетной политики со стороны налогоплательщиков и населения.

Дальнейшее реформирование системы  региональных общественных финансов будет  сориентировано на закрепление достигнутых  результатов и направлено на дальнейшее повышение качества управления и  развитие финансовой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники

  1. Боровиковой Е.В. «Управление муниципальными финансами», опубликованной в журнале «Финансовый менеджмент» №5, 2006.
  2.  
    2. Заседание муниципальных финансистов
  3. 16.05.2011. ©:  Бюджет  Тема:  Государство  Автор:  Стрельникова Светлана Александровна 
  4. <*> Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России. - М., 2001. С. 547.
  5. <**> А. Линьков, С. Трусевич. Первое чтение бюджета-2001: торг не уместен // Парламентская газета. 07.10.2000.
  6. Статья: Кредит и оборотный капитал ("Финансы", 2003, N 2) 
  7. Коломниец А. Л., Новикова А. И. О соотношении финансового и налогового потенциалов в региональном разрезе // Налоговый вестник. – 2000. – № 3. – С. 4–7.
  8. Менькова К. М. Теоретические и методологические подходы к оценке финансового потенциала муниципальных образований в условиях реформирования территориальной организации местного самоуправл</span

Информация о работе Управление финансовыми ресурсами региона и муниципалитета