Управление финансовыми ресурсами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение понятия финансов, финансовых ресурсов предприятия, механизма их формирования и использования, а также эффективных методов управления финансами, которые предопределяют хорошее финансовое положение предприятия.
В соответствии с заданной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
дать определение понятию финансы, выявить их функции;
исследовать сущность финансовых ресурсов как экономической категории, определить источники их формирования;
проанализировать систему и методы управления финансами предприятия;
изложить методологические основы и показатели оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия;
сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.

Файлы: 1 файл

управление финансовыми ресурсами на предприятии.docx

— 73.45 Кб (Скачать файл)

В рыночной практике хозяйствования встречаются самые различные  формы проявления экономической  эффективности. Технические и экономические  аспекты эффективности характеризуют  развитие основных факторов производства и результативность их использования. Социальная эффективность отражает решение конкретных социальных задач (например, улучшение условий труда, охрану окружающей среды и т.д.). Обычно социальные результаты тесно связаны  с экономическими, поскольку основу всякого прогресса составляет развитие материального производства.

В условиях рынка каждое предприятие, будучи экономически самостоятельным  товаропроизводителем, вправе использовать любые оценки эффективности развития собственного производства в рамках установленных государством налоговых  отчислений и социальных ограничений. Особенности функционирования рынка (субъективность интересов различных участников рыночного процесса, неопределенность достижения конечных результатов, подвижность параметров производства и сбыта продукции, множественность критериев оценки и проч.) также отторгают деление эффективности на общую и сравнительную, характерную для отечественной теории и практики, поскольку возможности способа развития производства и выбор наилучшего варианта зависят от рыночной конъюнктуры. Рыночная же стихия весьма сложна, и переход к рынку обусловливает важность разработки единых подходов к измерению затрат и результатов для отбора и реализации подлинно эффективных решений на всех уровнях управления производством, которые превращают расчет экономической эффективности из формальной хозяйственной процедуры в жизненную необходимость.

Определение эффективности производства начинается с установления критериев эффективности, т.е. главного признака оценки эффективности, раскрывающего его сущность. Смысл критерия эффективности производства вытекает из необходимости максимизации получаемых результатов или минимизации производимых затрат исходя из поставленных целей развития предприятия. Такими целями могут быть обеспечение выживаемости, достижение устойчивого роста, структурная перестройка, социальная стратегия и т.п.

При всем многообразии этих целей  доминирующим становится достижение наилучших  экономических результатов, стремление к извлечению наибольшей массы прибыли  с учетом долговременной перспективы  развития. Отсюда в качестве исходного  количественного критерия эффективности производства должна выступать годовая норма прибыли на вложенный капитал:

где Е - норма прибыли на вложенный капитал, %; П - чистая прибыль (годовая) за вычетом налогов, руб.; К - вложения в капитал, обеспечивающие получение прибыли, руб.; Ц - годовой объем производства продукции в продажных ценах, руб.; С - полная себестоимость годового выпуска продукции, руб.

Расчетные значения нормы прибыли  могут изменяться в зависимости  от структуры капитала, уровня прогнозируемых цен на продукцию, объема спроса и  других факторов. Выбранный критерий эффективности производства в виде нормы прибыли на капитал применяется  как для сравнения различных  вариантов развития предприятия, так  и для оценки единственного варианта рынком. В соответствии с принятым критерием определяются конкретные показатели эффективности производства, отражающие основные характеристики затрат и результатов.

В международной практике обоснования  эффективности инвестиционных проектов используются следующие обобщающие показатели эффективности производства: чистая текущая стоимость, рентабельность капитала, внутренний коэффициент эффективности, период возврата капитальных вложений, максимальный денежный отток, точка  безубыточности.

Показатель чистой текущей стоимости определяется как разность между поступлением и расходом денежных средств за весь период предполагаемого функционирования предприятия с учетом фактора времени. Обычно чистая текущая стоимость рассматривается как норма инвестирования капитала (норма минимального дохода), подтверждающая целесообразность осуществления капитальных вложений.

Рентабельность капитала - это отношение чистой прибыли (за вычетом налогов) к собственному капиталу. В условиях рынка рентабельность капитала характеризует минимальную норму прибыльности капитальных вложений и является более стабильным показателем, чем рентабельность продукции [24, с.278].

Внутренний коэффициент эффективности представляет собой такое пороговое значение рентабельности капитала, при котором становится возможным равенство притоков-оттоков наличных средств, а сама текущая стоимость превращается в нулевую величину. Проект развития предприятия считается рентабельным, когда внутренний коэффициент эффективности не опускается ниже этой исходной нормы окупаемости вложений. На практике для более точного расчета внутреннего коэффициента эффективности используется метод итерационного подбора его численных значений во времени.

Период возврата капитальных вложений (срок окупаемости) - это период времени, который необходим для того, чтобы будущая прибыль предприятия достигла величины осуществленных капитальных вложений. Показатель срока окупаемости характеризует интенсивность возврата затраченных средств на определенном интервале времени после их вложения:

где Т - срок окупаемости капитальных вложений, лет; П - чистая годовая прибыль за вычетом налогов, но с учетом амортизации, руб.

Максимальный денежный отток - это наиболее отрицательное значение чистой текущей стоимости, рассчитанной нарастающим итогом. Этот показатель отражает общую стоимость предпринимательского проекта и увязывает ее с источниками финансирования затрат.

Точка (норма) безубыточности - это минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором достигается «нулевая прибыль», т.е. равенство доходов от продаж и издержек производства. Дальнейшее увеличение объема продаж приводит к появлению прибыли [15,с.256]. Точка безубыточности находится графическим и аналитическим способами.

Графически точка безубыточности находится на пересечении линий  объема продаж и полных издержек производства (в разбивке последних на постоянные и переменные). Аналитически точка  безубыточности определяется по формуле:

 

где Н0 - точка (норма) безубыточности по объему реализации продукции в натуральных единицах; ИПОСТ - суммарные издержки производства; Цед - удельная цена продукции, руб.; Цпер - удельные переменные издержки производства, руб.

Развитие любого производства всегда требует определенного времени. Количественное определение экономического значения фактора времени основывается на соизмерении затрат и результатов  со временем и опирается на приведение (дисконтирование) стоимости будущих  затрат (капитальных вложений) и  результатов (прибыли) к единому  моменту времени - начальному или  конечному, т.е. к началу осуществления  или к моменту завершения проекта. На практике учет фактора времени  связан с использованием коэффициента приведения (дисконтирования), рассчитываемого по формуле сложных процентов:

где Ввр - коэффициент приведения разновременных затрат и результатов в сопоставимый вид с целью измерения; Ед - норма дисконта для соизмерения разновременных затрат и результатов, равная ставке банковского процента за кредитные ресурсы или внутреннему коэффициенту эффективности предприятия, %; t- год приведения.

Другим не менее известным методом  оценки денежных доходов является метод рентабельности, характеризующий размер полученной прибыли в зависимости от объема продаж и стоимости активов предприятия.

К экономическим методам регулирования рентабельности предприятия относится рентабельность капитала, рентабельность продукции, рентабельность активов (фондоотдача).

На основе прибыли рассчитываются относительные показатели:

• рентабельность общая (Робщ) рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных производственных фондов:

где; Пб - балансовая прибыль; с и б - среднегодовая стоимость основных и нормированных оборотных производственных фондов;

• фондоотдача

Ф/о = ТП,

         ОПФ

где ТП - стоимость товарной или реализованной продукции произведенной за год, руб.;

ОПФ - среднегодовая  стоимость основных производственных фондов, руб.

• фондоемкость

Фондоемкость показывает долю стоимости основных фондов, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции. Если фондоотдача должна иметь тенденцию к увеличению, то фондоемкость - к снижению.

 Фондоемкость рассчитывается как отношение стоимости основных производственных фондов к объему выпускаемой продукции по следующей формуле:

Ф/е = ОПФ ,

            ТП

• рентабельность продаж (оборота):

Прибыль (валовая или чистая) и  объем продаж берутся за один и  тот же отчетный период, как правило, за год;

• рентабельность основного капитала:

• рентабельность собственного капитала:

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования  капитала, инвестированного в производство за счет собственных источников финансирования.

Важным показателем является, и объем продаж. По объему продаж судят о масштабах деятельности фирмы, ее производственных возможностях. Анализ объема продаж за ряд лет дает представление о темпах роста производства фирмы. Объем продаж используется для определения оборачиваемости активов предприятия (Коа) и оборачиваемости основного капитала (Кок)

Конкурентоспособность фирмы связана  с конкурентоспособностью ее продукции. Увеличение объема продаж, как правило, ведет к увеличению прибыли, росту  показателей рентабельности. Загрузка производственных мощностей, увеличение портфеля заказов, увеличение капиталовложений в производство свидетельствуют  о повышении конкурентоспособности  предприятия.

Финансовое состояние предприятия  характеризуется платежеспособностью, прибыльностью, эффективностью использования  активов и собственного (акционерного) капитала, ликвидностью.

Платежеспособность предприятия - способность выполнять свои внешние (краткосрочные и долгосрочные) обязательства, используя свои активы. Коэффициент платежеспособности (Кп) определяется соотношением:

Коэффициент измеряет финансовый риск, т.е. вероятность банкротства. Высокий  коэффициент платежеспособности отражает минимальный финансовый риск и хорошие возможности для привлечения дополнительных средств со стороны.

Ликвидность предприятия отражает его способность вовремя оплатить предстоящие долги (обязательства), или возможность превратить статьи актива баланса (основные и оборотные средства, включая ценные бумаги и прочие активы) в деньги для оплаты обязательств.

Коэффициент общей ликвидности (Кол) определяется отношением:

Чем выше Кол, тем выше платежеспособность фирмы.

Коэффициент покрытия (Кпо) определяется отношением:

Коэффициент показывает, в какой  мере краткосрочная задолженность  предприятия покрывается его  оборотными активами. Выбор и использование  тех или иных показателей диктуется  целями проводимого анализа. Следует  отметить, что для определения  реального состояния дел предприятия  необходим анализ его баланса  и основных показателей не менее  чем за три года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Заключение.

 

На основании  исследования можно сделать следующие  выводы:

Финансовые ресурсы предприятий - это денежные фонды целевого назначения, которые формируются в процессе распределения и перераспределения  национального богатства, валового внутреннего продукта, национального  дохода и используются для осуществления  уставных целей предприятия.

Источники финансовых ресурсов подразделяются на собственные (внутренние) и заемные (внешние).

Собственный капитал - основной рисковый капитал  предприятия, т.е. это средства, которые  предприятие может с наибольшей уверенностью инвестировать на долгосрочной основе и подвергнуть наибольшему  риску. Состоит из уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли (убытков), прочих резервов. К собственному капиталу относятся также доходы будущих  периодов (временно законсервированная прибыль отчетного года).

Среди внутренних источников финансовых ресурсов, используемых для целей инвестирования, важнейшими являются прибыль и амортизационные отчисления.

Предприятие не может обойтись без привлечения  заемных средств, способствующих повышению  эффективности производства и необходимых  для его расширения. К источникам заемных средств можно отнести  кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг, прочих кредиторов.

Коммерческий  кредит предприятие может получить при закупке товаров или создании производственного запаса у поставщика. Кредиты коммерческих банков наиболее часто используются предприятиями  в качестве источников краткосрочных  и долгосрочных ресурсов. Банковское кредитование предприятий осуществляется при строгом соблюдении принципов, которые являются главным элементом системы кредитования, так как отражают сущность и содержание кредита: возвратности, платное и срочности.

Информация о работе Управление финансовыми ресурсами на предприятии