Управление финансами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

Для начала дадим определение финансового менеджмента и рассмотрим систему принципов организации этого вида управленческой деятельности. Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств. Эффективное управление финансовой деятельностью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются:

Содержание работы

1. Управление финансами на предприятии
1.1 Сущность и содержание финансового менеджмента
1.2 Организационная структура системы управления финансами предприятия
1.3 Финансовые ресурсы, капитал, инвестирование капитала.
1.4 Оценка финансовой состоятельности инвестиционного проекта
2. Прикладные информационные технологии рыночной экономики: банковские системы.
Список литературы

Файлы: 1 файл

1111.docx

— 41.15 Кб (Скачать файл)

Денежные средства, авансированные на приобретение основных фондов, называются основными средствами (основной капитал). Следует отметить, что вложения денежных средств в фонды осуществляются авансом, поэтому понятие вложенных средств адекватно понятию авансированных средств.

Нематериальные  активы представляют собой вложение денежных средств предприятия (его затраты) в нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход. Таким образом, нематериальные активы - это стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности и иных имущественных прав. К нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программное обеспечение, авторские права, монопольные права и привилегии (включая права на изобретения, патент, лицензию на определенные виды деятельности, промышленные образцы, модели, использование художественно-конструкторских решений), организационные расходы (включая плату за государственную регистрацию предприятия, брокерское место и т.п.), торговые марки, товарные и фирменные знаки, цена фирмы. Нематериальные активы по характеру применения похожи на основные средства. Они используются длительное время, приносят прибыль и с течением времени большая их часть теряет свою стоимость. Особенностью нематериальных активов является отсутствие материально-вещественной структуры, сложность определения стоимости, неясность при установлении прибыли от их применения.

Оборотные фонды по вещественному содержанию представляют собой запасы сырья, полуфабрикатов, топлива, тару, расходы будущих периодов, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы - это средства труда стоимостью до 1тыс. мин. окл. за единицу оборудования со сроком службы менее одного года. Хозяйствующим субъектам предоставлено право самим устанавливать стоимость средств труда, относимых к малоценным и быстроизнашивающимся предметам, т.е. нижняя граница - по усмотрению хозяйствующего субъекта, верхняя граница - 1 тыс. мин. окл. К малоценным и быстроизнашивающимся предметам, независимо от срока службы и стоимости, относятся также орудия лова, бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу, спецодежда и спецобувь, постельные принадлежности, спецоснастка.

Оборотные производственные фонды принимают однократное участие в производственно-торговом процессе. изменяя при этом свою вещественно-натуральную форму. Их стоимость полностью переносится на вновь произведенный продукт. Основное назначение оборотных фондов заключается в обеспечении непрерывности и ритмичности производства.

Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров. Они включают произведенную, но нереализованную продукцию, запасы товаров, денежные средства в кассе и в расчетах и др. По характеру участия в производственно-торговом процессе оборотные средства и фонды обращения тесно взаимосвязаны и постоянно переходят из сферы производства в сферу обращения и наоборот, т.е. из одних фондов переходят в другие. Поэтому они учитываются как единые оборотные средства. Денежные средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, представляют собой оборотные средства (оборотный капитал).

Уставный капитал представляет собой сумму вкладов учредителей хозяйствующего субъекта для обеспечения его жизнедеятельности. Величина уставного капитала соответствует сумме, зафиксированной в учредительных документах, и является неизменной. Увеличение или уменьшение уставного капитала может производиться в установленном порядке (например, по решению общего собрания) только после перерегистрации хозяйствующего субъекта.

В качестве вкладов в уставный капитал могут быть внесены: здания, сооружения, оборудование, другие материальные ценности, ценные бумаги, права пользования  землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, иные имущественные права (в том  числе на интеллектуальную собственность: ноу-хау, право на использование  изобретений и т.д.), денежные средства в рублях и валюте. Стоимость вкладов  оценивается в рублях совместным решением участников хозяйствующих  субъектов и составляет их доли в  уставном капитале.

В финансовой деятельности хозяйствующего субъекта различаются  активы и пассивы. Активы хозяйствующего субъекта - это совокупность имущественных прав, принадлежащих ему. В состав активов хозяйствующего субъекта входят основные средства, нематериальные активы, оборотные средства. Активы за вычетом долгов (расчеты с кредиторами, заемные средства доходы будущих периодов) представляют чистые активы.

Пассивы хозяйствующего субъекта - это совокупность его долгов и  обязательств, состоящих из заемных  и привлеченных средств, включая  кредиторскую задолженность. К пассивам не относятся дотации, субвенции, собственные  средства и другие источники.

Субвенция - вид денежного пособия со стороны государства из внебюджетных фондов. Субвенция в отличие от дотации предоставляется на финансирование определенного мероприятия и подлежит возврату в случае нарушения ее целевого использования.

1.4 Оценка финансовой состоятельности инвестиционного проекта

Инвестиционный проект – это план вложения средств с целью дальнейшего получения прибыли. На любой стадии жизни компаниям приходится рассматривать различные инвестиционные идеи, связанные с долгосрочным вложением средств. В частности, это могут быть идеи создания новых объектов (строительство предприятий, открытие фирм), планы расширения или сокращения производственных мощностей (выпуск нового вида продукции, расширение сбытовой сети, вложения в торговую марку; переход на аутсорсинг и т.д.).

Для принятия решения о реализации того или иного проекта – о  долгосрочном вложении средств –  необходимо располагать информацией, обосновывающей целесообразность и  возможность таких вложений. Задачей  коммерческой оценки проектов является получение информации для принятия решений. При этом для принятия положительного решения о реализации проекта  необходимо, чтобы полученная информация подтверждала следующие базовые  предположения:

  • вложенные средства должны быть полностью возмещены;
  • прибыль, полученная в результате данной операции, должна быть достаточно велика, чтобы компенсировать временный отказ от использования средств, а также риск, возникающий в силу неопределенности конечного результата.

В общем случае, комплексная оценка проекта предполагает оценку финансовой состоятельности проекта и оценку его экономической эффективности. Финансовая оценка направлена на выбор схемы финансирования проекта и тем самым характеризует возможности по реализации имеющегося у проекта экономического потенциала.

Основная задача, решаемая при определении  финансовой состоятельности проекта  – оценка его ликвидности. Подликвидностью понимается способность проекта (предприятия) своевременно и в полном объеме отвечать по имеющимся финансовым обязательствам.

Оценка ликвидности инвестиционного  проекта должна основываться на «бюджетном подходе», то есть планировании движения денежных средств. Для этого весь срок жизни проекта разбивается  на несколько временных отрезков – «интервалов планирования», каждый из которых затем рассматривается  в отдельности с точки зрения соотношения притоков и оттоков  денежных средств [cash flows = потоки наличности]. Продолжительность интервалов планирования определяется уровнем предынвестиционных исследований, возможностью подготовки исходной информации и сроком жизни  проекта.

 

2. Прикладные информационные технологии рыночной экономики: банковские системы.

 

Для поддержки новых хозяйственных  механизмов должны быть разработаны  адекватные рыночным отношениям НИТ. В  частности, в современных условиях изменениям подвергаются банковская и  инвестиционная деятельность, совершенствуется налогообложение, появляются новые виды управленческой деятельности и субъекты рынка, что требует эффективных прикладных информационных технологий.

Банковские системы. Развитие и совершенствование банковских структур порождает потребность  в новых услугах финансовых учреждений. Децентрализация банковской системы  ведет к принципиально новой  организации, требующей разработки концепции комплексной информатизации отдельных учреждений для повышения  эффективности их собственного функционирования, а также для взаимодействия между  собой, с ЦБ РФ и с зарубежными  партнерами. Банковские информационные технологии должны обеспечивать достаточную  оперативность при организации  расчетов. Кроме того, эта сфера  банковской деятельности наиболее трудоемка, содержит большой объем вычислений и характеризуется как рутинная.

Применение имитационного  моделирования для построения банковских технологий - один из наиболее перспективных  подходов к решению стратегических проблем. Банкир может имитировать  финансовые показатели банка, оценивать  эффективность и последствия  принимаемых решений и таким  образом определять свою политику на финансовом рынке. К этому направлению  тесно примыкает разработка экспертных систем, ориентированных как на клиентов банка, так и на банковских специалистов.

Чрезвычайно важным вопросом информатизации банковской деятельности остается организация связи между  банками России. Существующая бумажная технология обычно требует 2-3 дней для  перевода денег. При этом задержка может  быть обусловлена как самой формой организации расчетов, так и состоянием коммуникаций. Внедрение НИТ может  способствовать выходу из этого кризиса. Поскольку самостоятельно разрабатываемые  и модернизируемые программные  комплексы стоят слишком дорого, усиливается роль организаций, специализирующихся в области банковских технологий и способных решать банковские проблемы комплексно. Появившиеся продукты, называемые «банковскими платформами», дающие, с точки зрения единой унифицированной функциональной базы, общее решение всех банковских задач, будут определять стандарты качества и функциональные возможности автоматизированных систем обработки банковской информации. 

Биржевые технологии. Опыт показал, что проектирование биржевых компьютерных комплексов - это логически  сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой  квалификации всех участвующих в  ее выполнении специалистов. Проектирование таких комплексов традиционно основывается на интуиции, экспертных оценках, дорогостоящих  экспериментальных проверках функционирования комплекса и практическом опыте. Кроме того, с ростом числа пользователей  биржевой технологии усиливается роль высокой производительности ее функционирования, которая существенно зависит  от идеологии проектирования.

Внедрение  современных биржевых информационных технологий в практику должно способствовать повышению экономической эффективности работы биржи за счет расширения сферы ее деятельности по регионам страны, ускорения оборачиваемости оборотных средств, вовлечения в биржевой процесс массовых поставщиков, посредников и покупателей, обеспечения возможности активного совершения не только крупномасштабных, но и средне- и мало масштабных сделок в массовом количестве, автоматизации трудоемких и продолжительных рутинных процессов, сбора и анализа заявок от брокерских фирм на покупку-продажу компьютерным способом, проведения автоматизированных торгов (расчет курса, заключение сделок, оформление торговых контрактов и проведение клиринговых расчетов) по единым правилам, обеспечивающим защиту интересов инвестора, равные права всех участников торгов и т.п.

Технологии менеджмента. В условиях рынка новым содержанием  наполняются все процедуры производственного  менеджмента. Любое производство связано  с потоками как внутренней, так  и внешней информации. Среди многообразия поступающих сведений менеджеру для принятия решения нужны лишь строго определенные, а все остальные представляют собой информационный шум. Кроме того, большая часть информации возникает не там, где в ней нуждаются, поэтому для успешного решения возникающих задач большое значение приобретает умение преодолеть эту дистанцию. Разрешение проблемы коммуникации оказывает влияние на скорость поступления информации и ее своевременность, что способствует более эффективной работе предприятия. Этот далеко не полный круг проблем выявляет необходимость построения специальной управляющей информационной системы, которая способствует их оптимальному решению. В настоящее время существует два основных подхода к построению таких систем. Это МIS-системы (Management Information Systems), которые к нужному моменту времени в наиболее удобной форме с учетом общепринятого принципа экономичности предоставляют необходимую для менеджера информацию о прошлом, настоящем и будущем в соответствии с возникшей ситуацией. Второй подход базируется на DSS-системах (Decision Support Systems), которые ориентированы на интеллектуальное обеспечение процессов принятия решений и ставят своей целью поддержку принимаемых решений. 

Принцип избирательного распределения  информации предполагает систематизацию информации в соответствии со следующими требованиями:

информация должна соответствовать  уровню управления, что выражается в ее укрупнении и уплотнении при  продвижении от нижнего к верхнему уровню;

информация должна отвечать характеру менеджмента и соответствовать  совокупности целей управления, т.е. для каждого уровня управления предоставляется  информация, позволяющая выполнить  все функции процесса управления. Например, на стадии анализа используются не только текущие, но и прошлые и  прогнозные данные, выполняется сравнение фактических величин с плановыми и выявляются причины возникших отклонении.

Технологии маркетинга. Комплексное  изучение информационных потоков маркетинга требует анализа крупных массивов сведений коммерческого и статистического  характера. Маркетинговая информационная технология - это совокупность процедур и методов, предназначенных для  организации перспективных и  текущих маркетинговых исследований.

Налоговые информационные системы. Преобразование налоговой системы  вызывает необходимость в модификации, а порой и в кардинальной перестройке  соответствующих информационных технологий. Поскольку налоговая система  современной России не имеет аналогов, то в решении проблемы информатизации деятельности налоговых служб не приходится рассчитывать на заимствование  зарубежной программно-математической продукции. Поэтому, если для реализации официальной налоговой политики и созданы эффективные технологии сбора и обработки необходимой  информации, то такая политика, какой  бы удачной и перспективной она  ни была, обречена на неуспех. Идеологам  реформ, желающим путем справедливого  распределения налогового бремени  стимулировать производство и накопление капитала, необходимо четко представлять возможности НИТ.

Информация о работе Управление финансами на предприятии