Участие предприятия в финансовом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:53, контрольная работа

Описание работы

С 2000 г. в России стали проявляться тенденции стабилизации экономики: замедление темпов инфляции, отсутствие резких колебаний валютного курса рубля, снижение ставки ссудного процента, повышение покупательной способности населения и многие другие позитивные факторы, способствующие улучшению финансового состояния организации. В этой связи, когда внешние условия становятся более предсказуемыми, для успешного роста предприятия особую актуальность приобретает четкое определение направлений развития как на долгосрочную, так и краткосрочную перспективу, а также поиск внутренних резервов, способствующих более эффективному достижению поставленных целей.

Содержание работы

Участие предприятия в финансовом рынке______________________ 3

Операции по долговым финансовым активам____________________ 11

Список использованных источников___________________________ 15

Файлы: 1 файл

ФИНАИСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

стр.

 

    1. Участие предприятия в финансовом рынке______________________    3

 

    1. Операции по долговым финансовым активам____________________   11

 

    1. Список использованных источников___________________________   15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВАРИАНТ 31

 

 

    1. Участие предприятия в финансовом рынке

 

С 2000 г. в России стали  проявляться тенденции стабилизации экономики: замедление темпов инфляции, отсутствие резких колебаний валютного курса рубля, снижение ставки ссудного процента, повышение покупательной способности населения и многие другие позитивные факторы, способствующие улучшению финансового состояния организации. В этой связи, когда внешние условия становятся более предсказуемыми, для успешного роста предприятия особую актуальность приобретает четкое определение направлений развития как на долгосрочную, так и краткосрочную перспективу, а также поиск внутренних резервов, способствующих более эффективному достижению поставленных целей. Взаимосвязь направлений развития предприятия, а также построение механизма достижения этих целей с помощью финансовых ресурсов реализуется посредством финансовой политики.

Финансовая  политика предприятия – совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия.

Разработанная финансовая политика позволяет предприятию  не снижать темпов развития особенно тогда, когда исчерпаны самые очевидные резервы роста, такие, как неохваченные рынки, дефицитные продукты, пустые ниши. В такой момент на первое место в конкурентной борьбе выходят компании, умеющие, во-первых, верно идентифицировать свою стратегию, и во-вторых, мобилизовать все ресурсы на достижение поставленных стратегических целей.

Финансовая политика – наиболее важный составной элемент общей политики развития предприятия, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и др. Если рассматривать термин «политика» более широко – то это действия, направленные на достижение цели. Так, достижение любой задачи, стоящей перед предприятием, в той или иной мере обязательно связано с финансами – затратами, доходами, денежными потоками – а реализация любого решения в первую очередь требует финансового обеспечения. Таким образом, финансовая политика не ограничена решением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования договоров, организация контроля за процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер.

В настоящее время  для многих предприятий стратегические цели или отсутствуют, или четко не определены критерии и сроки их достижения. Основные ресурсы финансового менеджмента идут на согласование противоречивых задач и устремлений на разных уровнях управления. В этой связи невозможен следующий этап – выбор оптимальных механизмов, позволяющих в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами добиться поставленных целей.

В результате отсутствия заданных стоимостных показателей  и центров финансовой ответственности, отвечающих за их достижение, нереализуема контрольная функция – сравнение фактического и планового параметров.

Основа  финансовой политики – четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.

Финансовая политика дает ответы на вопросы:

  • Как оптимально сочетать стратегические цели финансового развития предприятия?
  • Как в конкретных финансово-экономических условиях достигнуть поставленных целей?
  • Какие механизмы наиболее оптимально подходят для достижения поставленных целей?
  • Стоит ли изменять финансовую структуру предприятия посредством использования финансовых инструментов?
  • Как и какими критериями возможно проконтролировать достижение поставленных целей?

Только с помощью  разработанной финансовой политики можно с наименьшими затратами  и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей. Именно поэтому как алгоритм действий «финансовая политика» все больше применяется в практической сфере управления предприятиями. Руководители хозяйствующих субъектов уже долгое время на практике пытаются создать эффективную налоговую политику, обосновать ценовую политику, регламентировать кредитную политику, валютную и т. д. для того, чтобы избежать метода «черного ящика» применительно к финансовым потокам. Но это лишь частные случаи общей финансовой политики предприятия, которая должна разрабатываться в комплексе и в рамках единых стратегических направлений.

Можно перечислить несколько задач, которые необходимо решить при организации долгосрочной финансовой политики:

  • избежать финансовых трудностей и банкротства;
  • максимально увеличить объем продаж и сектор рынка;
  • минимизировать расходы;
  • максимизировать прибыль;
  • максимизировать рыночную стоимость фирмы.

Приоритетность той  или иной цели по-разному объясняется  в рамках существующих теорий организации бизнеса (theories of the firm).

Наиболее  распространенным является утверждение, что фирма должна работать таким  образом, чтобы обеспечить максимальный доход ее владельцам (Profit Maximisation Theory). Обычно это ассоциируется с рентабельной работой, ростом прибыли и снижением расходов. Однозначен ли такой вывод?

В рамках традиционной неоклассической  экономической модели предполагается, что любая фирма существует для того, чтобы максимизировать прибыль. Однако мы имеем в виду прибыль этого года. Если да, то такие действия, как откладывание на будущее технического обслуживания, невмешательство в постепенное сокращение товарно-материальных запасов и другие краткосрочные меры по сокращению расходов, приведут к увеличению прибыли в настоящем, но такая деятельность не обязательно является желательной.

Цель на максимизацию прибыли может подразумевать  «конечную» или «среднюю» прибыль, но по-прежнему не ясно, что это значит. Во-первых, имеем ли мы в виду учет чистого дохода или прибыли на акцию? Во-вторых, что подразумевать под «конечной» прибылью?

Часто приводится понятие  «нормальной» прибыли, т. е. прибыли, устраивающей владельцев данного бизнеса. Действительно, прибыльность различных видов производств может существенно различаться, что не вызывает тем не менее стремления всех бизнесменов одновременно сменить свой бизнес на более прибыльный. В основе такого подхода лежит и весьма распространенная система ценообразования на производимую продукцию – «себестоимость плюс некая устраивающая производителя надбавка».

Другие исследователи  выдвигают предположение, что в  основе деятельности фирм и их руководства  лежит стремление к наращиванию объемов производства и сбыта. Обосновывается это тем, что многие менеджеры олицетворяют свое положение (заработная плата, статус, положение в обществе) в большей степени, с размерами фирмы, чем с ее прибыльностью.

В рамках данной теории применяются  и другие формальные критерии, в частности, для оценки эффективности данной фирмы в целом очень распространенным является показатель «доход на акцию»; для оценки эффективности инвестиций может применяться показатель «рентабельность инвестиций» (ROI). Однако принятие решений на основе этих и подобных им показателей не всегда очевидно.

Пример. Предположим, что некая фирма достигла значения показателя ROI = 30 %. Означает ли это, что представившуюся возможность размещения капитала с ROI – 25 %, но в гораздо менее рисковое предприятие следует безоговорочно отвергнуть? Выбор не так прост, как кажется. В частности, новое инвестирование следует осуществить, если:

а) затраты на поиск источников финансирования меньше, чем 25 %;

б) фирма имеет временно свободный капитал и не может более выгодно разместить его в предприятие с той же степенью риска.

 

Пример. Предположим, что финансовый менеджер компании А делает выбор между двумя альтернативными инвестиционными проектами Р1 и Р2.

Таблица

Ожидаемый доход  на вложенный капитал (руб.)

Проект

Год 1

Год 2

Год 3

Всего за 3 года

Р1

2,6

1,4

0,5

4,5

Р2

0,8

1,3

2,7

4,8


 

Основываясь на критерии максимизации суммарного дохода на капитал, следует предпочесть проект Р2. Однако безупречен ли такой вывод? Очевидно, что в этом случае не учтена временная ценность денег. Если последнее принять во внимание, первый проект может оказаться более привлекательным, поскольку обеспечивает значительно большее поступление денежных средств в первый год; эти средства могут быть реинвестированы и принести дополнительный доход.

Перечисленные выше цели отличаются, но имеют тенденцию принадлежать к двум классам.

  Первый класс относится к прибыльности. Эта цель включает в себя объем продаж, сектор рынка и контроль над расходами, что относится, по крайней мере, потенциально, к различным способам получения или увеличения прибыли.

Второй класс, включающий избежание банкротства, стабильность и безопасность, относится некоторым образом к контролю над рисками.

К сожалению, эти два  типа целей в некоторой степени  противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с некоторым элементом риска, таким образом, фактически невозможно максимизировать одновременно безопасность и прибыль. Поэтому нам нужна цель, одновременно включающая оба фактора.

Наибольшее распространение в последние годы получила «Теория максимизации богатства акционеров» (Wealth Maximisation Theory). При разработке этой теории исходили из предпосылки, что ни один из существующих критериев – прибыль, рентабельность, объем производства и т. д. – не может рассматриваться в качестве обобщающего критерия эффективности принимаемых решений финансового характера. Такой критерий должен:

а) базироваться на прогнозировании доходов владельцев фирмы;

б) быть обоснованным, ясным и точным;

в) быть приемлемым для  всех аспектов процесса принятия управленческих решений, включая поиск источников средств, собственно инвестирование, распределение доходов (дивидендов).

Считается, что этим условиям в большей степени отвечает критерий максимизации собственного капитала, т. е. рыночной стоимости фирмы. Повышение достатка владельцев фирмы заключается не столько в росте текущих прибылей, сколько в повышении рыночной цены их собственности. Таким образом, любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост стоимости акций, должно приниматься владельцами и/или управленческим персоналом.

Главной целью финансовой политики является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.

Как правило, эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия.

Реализация данного  критерия на практике также не всегда очевидна.

Во-первых, он основан  на вероятностных оценках будущих  доходов, расходов, денежных поступлений и риска, с ними связанного.

Во-вторых, не все фирмы  имеют однозначно понимаемую финансовыми аналитиками рыночную стоимость, в частности, если фирма не котирует свои акции на бирже, определение ее рыночной стоимости затруднено.

В-третьих, данный критерий может не срабатывать в отдельных случаях. В частности, это может иметь место в фирме с единоличным владельцем или ограниченным их числом, которые могут решиться на рисковое вложение капитала с надеждой на фортуну или получение сверхдивидендов в отдаленной перспективе. Действия, предпринимаемые такими фирмами, могут в определенной степени снизить цену их акций ввиду той степени риска, которая присуща их инвестиционной деятельности.

В-четвертых, данный критерий не действует, если перед фирмой ставятся другие задачи, чем получение максимальной прибыли для своих владельцев. Например, приоритет отдается благотворительности и другим социальным целям.

В случае неприменимости критерия максимизации рыночной стоимости  фирмы рекомендуется использовать абсолютные и относительные показатели прибыли и рентабельности. Необходимо лишь помнить основные недостатки критерия «максимизация прибыли» и основанных на этом критерии производных показателей. В наиболее акцентированном виде они могут быть сформулированы следующим образом:

  • существуют различные виды показателя «прибыль» (прибыль от основной деятельности, балансовая, валовая, до уплаты налогов, налогооблагаемая, чистая и др.), поэтому данная неоднозначность должна устраняться при разработке конкретных показателей оценки эффективности финансовых решений;
  • данный критерий не срабатывает, если две альтернативы различаются размером прогнозируемых доходов и временем их генерирования;
  • критерий не учитывает качество ожидаемых доходов, неопределенность и риск, связанный с их получением.

Информация о работе Участие предприятия в финансовом рынке