Конкурентноспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:44, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования проявляется в том, что специфика переходного этапа рыночных отношений в России изменяет характер деятельности предприятия в экономической среде. Изменение институциональной среды, а также целевых установок предприятия вызывает необходимость внедрения новых методов управления его внутренними подсистемами (бизнес-процессами), обеспечивающими максимальную адаптацию в конкурентной среде. Осуществление эффективной деятельности в условиях рыночной конкуренции ориентирует промышленные предприятия на реальные потребности в производимой ими продукции и платежеспособный спрос. Экономические реформы в значительной степени ускорили распространение конкурентных отношений на российском рынке.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….……3
1.Конкуренция и конкурентоспособность…………………………..…….4-9
2.Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия…………………………………….10-15
Заключение …………………………………………………………………16
Список литературных источников………………………………….......…17

Файлы: 1 файл

1тюр.docx

— 34.20 Кб (Скачать файл)

 

        МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное Государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Ижевский Государственный  Технический Университет имени  М.Т. Калашникова»

(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М. Т. Калашникова)

Факультет «Экономика право  и гуманитарные науки»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Основы финансового менеджмента»

на тему: «Конкурентноспособность предприятия»

 

 

 

выполнил:   студенты группы Б06-371-1(з)                       Кузнецова Л.А.                                                     

                                                                                

                                                                                                       

                                                                                                       

                                                                                                       

 проверил:                                                                             Тюрев В.К.

                                                                                                    

 

 

 

2014 год

Содержание

 Введение ……………………………………………………………….……3

 1.Конкуренция и конкурентоспособность…………………………..…….4-9

2.Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия…………………………………….10-15

Заключение …………………………………………………………………16

Список литературных источников………………………………….......…17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

Введение

        Актуальность темы исследования проявляется в том, что специфика переходного этапа рыночных отношений в России изменяет характер деятельности предприятия в экономической среде. Изменение институциональной среды, а также целевых установок предприятия вызывает необходимость внедрения новых методов управления его внутренними подсистемами (бизнес-процессами), обеспечивающими максимальную адаптацию в конкурентной среде. Осуществление эффективной деятельности в условиях рыночной конкуренции ориентирует промышленные предприятия на реальные потребности в производимой ими продукции и платежеспособный спрос. Экономические реформы в значительной степени ускорили распространение конкурентных отношений на российском рынке. Государство, предприятия, потребители стали активнее влиять на конкурентную ситуацию. Вместе с тем опыт последних лет показал, что большинство российских предприятий не готово к ведению конкурентной борьбы. Одним из ключевых факторов, определяющих создавшееся положение, является отсутствие на многих предприятиях систематизированных представлений о том, что является конкурентным преимуществом, как его создать и с помощью каких методов реализовать. Особенно недостаточно исследован отраслевой аспект этой проблемы. В этой связи развитие теории и практики управления конкурентоспособностью предприятия в направлении совершенствования методов достижения конкурентных преимуществ с учетом отраслевых условий является актуальной проблемой.

        Цель исследования: анализ влияние факторов, обеспечивающих эффективность и конкурентоспособность предприятия и разработка рекомендаций для повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия.

3

1. Конкуренция и конкурентоспособность

        Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. По мнению автора Азоева Г.Л. [1,с.92] с экономической точки зрения, конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

       В экономической литературе принято разделять конкуренцию по ее методам на:

-ценовую (конкуренцию  на основе цены);

-неценовую (конкуренцию  на основе качества потребительной  стоимости).

       Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.

       В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что «война цен» в открытой форме

 

4

возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает  резервы 

снижения себестоимости  товара. В целом, конкуренция в  открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового  состояния фирм и, как следствие, к разорениям. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в  открытой форме.

        Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).

       К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:

-промышленный шпионаж;

-привлечение к сотрудничеству  специалистов фирм-конкурентов,  владеющих производственными секретами;

-выпуск поддельных товаров,  внешне ничем не отличающихся  от изделий-подлинников, но существенно  худших по качеству, а потому  значительно дешевле;

-закупка образцов с  целью их копирования.

       Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности фирмы.

- Конкуренция на ресурсных  рынках с целью обеспечения  производства необходимыми материальными  ресурсами, высококвалифицированными  специалистами, современной техникой  и технологией для получения  более высокой, чем у конкурентов,  производительности труда. В качестве  конкурентов на ресурсных рынках  выступают в основном фирмы-

5

производители продуктов-аналогов, использующие в своем производстве аналогичные материальные ресурсы, технологию, трудовые ресурсы.

- Конкуренция продавцов  в области сбыта товаров и/или  услуг на рынке;

- Конкуренция покупателей  на сбытовых рынках.

        В зависимости от интенсивности конкуренции в этой среде фирма прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность.

        В условиях насыщенного рынка конкуренция покупателей уступает место конкуренции продавцов. В связи с этим среди этих трех направлений конкурентной деятельности фирмы наибольший интерес, с точки зрения маркетинга, представляет собой конкуренция продавцов в области сбыта товара и/или услуги на рынке. Два оставшихся направления являются конкуренцией покупателей.

        Основным направлением конкурентной деятельности абсолютного большинства российских предприятий, производителей продукции производственно-технического назначения является конкуренция продавцов в области сбыта товаров и услуг на рынке.

        Смит А. [12,с.115] впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Она должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность и, в этом смысле, А.Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка – автоматически равновесным механизмом рынка. Если учесть, что центральным мотивом знаменитого труда ученого «Исследование о природе и причине богатства народов» является действие «невидимой руки», понятно, какое большое значение Смит А. уделял конкуренции как фактору, регулирующему соответствие частных и общественных интересов. На

6

примере ценовой конкуренции он убедительно доказал ряд существенных положений, ставших впоследствии постулатами доктрины «максимального удовлетворения потребностей». К ним в первую очередь необходимо отнести понимание того, что совокупность действий отдельных производителей на рынке устанавливает цены; каждый отдельный потребитель подчиняется ценам, а сами цены подчиняются совокупности всех индивидуальных реакций. Таким образом, обеспечивается результат, не зависящий от воли и намерений индивида. Более того, из данного положения следует, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее следует строгим правилам поведения. В соответствие с ними свободная конкуренция на рынках факторов производства стремится уравнять преимущества этих факторов во всех отраслях и тем самым устанавливает оптимальное распределение ресурсов между отраслями.

        Несмотря на то, что Смит А. не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, которые часто мешают достижению оптимума, он действительно сделал первый шаг к пониманию конкуренции как эффективного средства ценового регулирования:

-  на основе теории  конкурентной цены сформулировал  понятие конкуренции как соперничества,  повышающего цены (при сокращении  предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения);

-  определил основные  условия эффективной конкуренции,  включающие наличие большого  количества продавцов, исчерпывающую  информацию о них, мобильность  используемых ресурсов;

-  впервые показал,  каким образом конкуренция, уравнивая  нормы прибыли, приводит к оптимальному  распределению труда и капиталов  между

отраслями;

7

-  разработал элементы  модели совершенной конкуренции  и теоретически доказал, что  в ее условиях возможно максимальное  удовлетворение потребностей;

-  сделал существенный  шаг к формированию теории  оптимального распределения ресурсов  в условиях совершенной конкуренции.

        В целом весь конец 19 и начало 20 веков явились периодом, изменившим многие устоявшиеся взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике. Недовольство существовавшей моделью совершенной конкуренции, главным образом, было вызвано чрезмерным вниманием только одному виду конкуренции – ценовой и невозможности раскрыть с ее помощью сущности конкурентной деятельности.

        А уже к середине 20 века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии.

Совершенная конкуренция: очень большое количество предприятий, реализующих стандартизованную продукцию; контроль над ценой отсутствует; очень эластичный спрос; неценовые методы конкуренции не практикуются; отсутствуют препятствия для организации бизнеса.  

Монополистическая конкуренция: большое количество предприятий, реализующих дифференцированную продукцию; диапазон цен узкий; эластичный спрос; входной барьер в отрасль незначительный.  

Олигополистическая  конкуренция: небольшое количество предприятий; диапазон контроля цен зависит от уровня согласованности действий предприятий; преимущественно не ценовая конкуренция; наличие

8

существенных препятствий  для организации бизнеса.

Чистая  монополия: предприятие, выпускающее уникальную продукцию, не имеющее эффективных заменителей; контроль над ценами значительный; спрос неэластичный; вход в отрасль для других фирм заблокирован.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

2. Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия

       К числу внешних факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности предприятия, относятся отраслевые и рыночные факторы, а также факторы макросреды.

      Анализ способствует пониманию стратегической ситуации в отрасли и позволяет сделать вывод о степени привлекательности рассматриваемой отрасли для организации и ведения эффективного бизнеса. Анализ отрасли и конкуренции предполагает получение ответов на следующие вопросы: каковы основные экономические черты отрасли; какие конкурентные силы действуют в отрасли и какова мощность каждой из них; что движет изменениями в отрасли и какое влияние они на нее оказывают; какие предприятия в отрасли имеют сильные и слабые конкурентные позиции; возможные стратегические действия отраслевых конкурентов; какова привлекательность отрасли с точки зрения перспектив получения прибыли.

       К основным показателям, характеризующим отрасль промышленности, следует отнести: размер рынка; масштаб конкуренции (региональная, национальная, международная или глобальная); стадия роста рынка и развития отрасли; число конкурентов в отрасли и их относительная величина; количество покупателей; степень интеграции производителей; барьеры на входе-выходе; темп изменений продукции и технологии; возможность использования эффекта масштаба в ресурсном обеспечении, производстве, маркетинге; степень загрузки производственных мощностей; эффективность производства и продаж; средняя норма прибыли в отрасли; капиталоемкость, требуемая для эффективной работы в отрасли.

       Состояние конкуренции в отрасли является результатом действия конкурентных сил, концепцию учета конкурентных сил предложил Портер

10

[8,с.162]. Эта концепция соперничества  исходит их того, что способность  фирмы реализовать свое конкурентное  преимущество на базовом рынке  зависит не только от уровня  прямой конкуренции, но также  от роли конкурентных сил. Проявление  конкурентных сил определяется  действиями потенциальных конкурентов  на этом рынке, появлением или  наличием продуктов-заменителей,  потребителями, поставщиками и  действиями конкурентов внутри  отрасли. Именно взаимодействие  этих сил, по Портеру М., определяет  потенциал рентабельности товарного  рынка. 

Информация о работе Конкурентноспособность предприятия