История развития экономической мысли: школы, направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:33, контрольная работа

Описание работы

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV – III вв. до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551-479 гг. до н.э.), проводилось различение умственного и физического труда, причем первый объявлялся монополией «высших» слоев, а второй – уделом «простолюдинов», основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сынь Цзы (III в. до н.э.) высказывалась мысль, что все люди равны от рождения, что «накопленным богатством» должны пользоваться все, люди из простого народа должны иметь право частной собственности на землю. Поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.

Файлы: 1 файл

контрольная работа ПРМ3йя — копия (2).docx

— 189.80 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ГОРНОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ

(ГОУ СПО НГТК)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Дисциплина: «Основы экономики»

ТЕМА:

1вопрос : История развития экономической мысли: школы, направления.

2 вопрос: Фискальная (налоговая бюджетная политика государства).

3 Организация ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» 

 

 

 

 

Выполнил студент

.

 

Проверил:

преподаватель экономических

дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк 2013

История развития экономической мысли.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV – III вв. до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551-479 гг. до н.э.), проводилось различение умственного и физического труда, причем первый объявлялся монополией «высших» слоев, а второй – уделом «простолюдинов», основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сынь Цзы (III в. до н.э.) высказывалась мысль, что все люди равны от рождения, что «накопленным богатством» должны пользоваться все, люди из простого народа должны иметь право частной собственности на землю. Поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей – Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), можно охарактеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Ксенофонт был учеником Сократа, в работах «Домострой» и «Экономикос» он  раскрыл правила ведения домашнего хозяйства и земледелии. Причем домохозяйства Ксенофонт рассматривал не в ограниченном, как сейчас понимании, а в широком – как рабовладельческое хозяйство.

Сегодня изменилось и понимание термина «экономика». Считается, что этот термин изобрел ещё в VI веке до нашей эры греческий поэт Геспод, соединив два слова «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителя древнегреческой экономической мысли Ксенофонта и Аристотеля. Последний подразделял «экономику» (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продукта) и «хрематистику» (искусство наживать богатство, делать деньги.

Термин «экономика» в современных условиях имеет следующие значения:

  1. Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства и др.), хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т.д.);
  2. Исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, соответствующих данной ступени развития производительных сил и образующих определенную экономическую систему (рабовладельческая, капиталистическая и другие экономики);
  3. Научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, её законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономия), некоторых условий и элементов производства (экономика народонаселения, труда, управления и т.д.), отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности (экономика животноводства, образования и т.п.).

Если же попытаться дать  современное определение экономики одной фразой, то экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Аристотель – первый экономист, ученик Платона, учитель Александра Македонского. Наиболее известны его две работы «Этика» и «Политика». Его заслуги заключаются в том, что он первым выделил отдельные категории экономической теории, поставил вопрос о сравнимости всего, что «подвергается обмену», стремится найти закон образования и изменения (активная деятельность) и производство (продуктивная деятельность); высказал идеи о полезности как об основе ценности хозяйственных благ, правильном обмене хозяйственных благ как об обмене эквивалентов и др. В связи с тем, что в условиях рабовладельчества физический труд считался неприличным для свободного гражданина, продукт он оценивал только с позиции полезности, а не труда.

Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима Варрона (116-27 гг. до н.э.), Катона Старшего (234-149 гг. до н.э.), Калумеллы (I в. до н.э.), Сенеки (4-65 гг. н.э.), Лукреция Кара (99-55 гг. до н.э.) являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь ещё обосновывается необходимость рабства, но в этих высказываниях уже отражается упадок и разложение рабовладельчества. Так, Марк Порций Катон в трактатах «О земледелии» и «Системе уроков» утверждает, что рабы должны трудиться постоянно – и в дождь, и по праздникам, и даёт рекомендации по нормированию их труда, а также по сезонным нормам натурального довольствия. Макрк Теренций Варрон – сторонник мягкого принуждения к труду (его работа «Сельское хозяйство»), а Юний Модерат Калумелла (его работа «О сельском хозяйстве») признавал правильным все методы принуждения негодных работников, т.е. ставит проблему качества труда. Он признавал ограниченные возможности рабского труда. Проблемы собственности исследовались римскими юристами («Институции» Гая, Кодексы Грегория и Гермогена, Сборник императорских институций Феодосия II, Дигесты, Кодекс Юстиниана). Сенека утверждал, что все люди по природе равны, поэтому осуждал рабство. Он писал: «Они рабы, но они люди». Сенека выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат. Его идеи оказали влияние на христианство.

Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь». Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов, собственность, богатство и многие другие экономические проблемы затронуты в той или иной степени в христианском учении (Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам и др.).

Ученые-схоласты (преподаватели университетов) рассматривали экономические проблемы в рамках учения о справедливости с позиций Священного Писания. В то время в экономике превалировал нормативный аспект (моделирование того, что должно быть) над позитивным (изучение реальной действительности), иррациональный (мифотворческий ) – над рациональным (научным). Позднее идея равенства и справедливости в отношениях между людьми трансформировались в идею эквивалентности (равенства) обмена товаров, идея частного труда – в обоснование буржуазного предпринимательства.

Но все эти взгляды и высказывания даже в совокупности не представляли собой систематизированное учение об экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные школы экономической мысли

 

  • Меркантилизм

Как наука, то есть систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI – XVII вв. Это период становления капитализма, зарождение мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширение внутренних и внешних рынков, интенсификация денежного обращения. На эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма.

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатств (и в этом заслуга, ибо они первыми заговорили об этом). Но трактовали они этот вопрос неправильно, ибо источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо «меркантильный» в переводе означает «денежный». Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы

Различают ранний и поздний меркантилизм. В основе раннего меркантилизма лежала система денежного баланса, увеличение денежного баланса чисто законодательным путём. Так, англичанин У.Стаффорд (1554 - 1612) в своём памфлите «Краткое изложение некоторых обычных жалоб различных наших соотечественников»(1581) отмечал, что решение многих экономических проблем основано на запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег. В основе позднего меркантилизма лежала система активного торгового баланса, то есть продавать больше, а покупать меньше.

Идейно близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путём введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов. Наиболее известными представителями меркантилизма были Т.Ман (1571 - 1641), А.М. де Ваттевиль (1575 - 1622), Г.Скаруффи (1519 - 1584),  Д.Норе (1641 - 1691), Д.Юм (1711 - 1776). Особую популярность среди меркантилистов имели Т.Ман и А.Монкретьен де Ваттевиль.

Особое место в развитии экономической теории как науки занимает У.Петти (1623 - 1686) в Англии и П.Буагильбер (1646 - 1714) во Франции. Их учение является переходным мостиком от меркантилистов к классической (подлинной) науке – политической экономии. Работы У.Петти – «Трактат и налогах и сборах» (1662), «Слово мудрым» (1665), «Политическая арифметика» (1646), «Кое-что о деньгах» (1682). Последнюю работу Ф.Энгельс оценил как шедевр политической экономии. Заслуга У.Петти состоит  в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать». П.Буагильбер также предпринял попытку свести стоимость к труду и тем самым сделал решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости, искавшей источник богатства в сфере производства.

  • Физиократия

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые являлись выразителями интересов крупных землевладельцев. Термин «физиократы» образован от греческих слов phisis и kratos и дословно означает «власть природы». Главным представителем и основателем этого направления был Ф.Кенэ (1694-1774). Ф.Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создаёт богатство; источником богатства он объявляет не просто труд в земледелии, а именно превышение производственного продукта над потребленным в сельском хозяйстве; ограниченность его учения в том, что источником богатства он считал труд только в земледелии.

  • Английская классическая политэкономия.

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах А.Смита (1723-1790) и Д.Рикардо (1772-1823).

А.Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии. В возрасте 44 лет он решил исполнить грандиозный и даже чудовищный, по выражению некоторых биографов, план – дать миру теорию социально – экономического устройства. Через 10 лет полного отшельничества он выпустил книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1777). Систематизировав в этой книге всю сумму накопленных к тому времени экономических знаний, А.Смит тем самым выполнил историческую задачу. Основная идея в его учении – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он назвал «невидимой рукой». А.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение общественного разделения труда как условие повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало настольной книгой ученых-экономистов Запада.

Последователи классической политэкономии Р.Торренс, Дж.С.Милль, Д.Р.Мак-Куллох и противники Д.Рикардо – Т.Р.Мальтус, С.Бейли, Н.У.Сениор по существу осуществили переход от теории стоимости к теории спроса и предложения. Теория цены у них вытесняет теорию стоимости, анализ конкретных ситуаций – теоретические абстракции.

  • Марксизм

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм. Их идеи в той или иной степени были дополнены и несколько переработаны В.И.Лениным (1870-1924), а также русскими и советскими экономистами вплоть до 80-х годов ХХ века.

Марксизм, или политическая экономия труда, представляет собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества с позиции пролетариата и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Последняя представлена совокупностью социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость, ведение хозяйства по единому плану.

Необходимо отметить, что впервые попытка рассмотреть капиталистическое богатство с позиции пролетариата была предпринята социалистам – рикардианцами (Т.Годскин, У.Томпсон и др.).К.Марксом и Ф.Энгельсом она была осуществлена более последовательно и глубоко.

Главный труд К.Маркс – «Капитал» (1867), сделавший его одним из величайших экономистов мира. Ф.Энгельс называл «Капитал» библией рабочего класса.. Главные открытия, сделанные К.Марксом: было сформулировано учение об общественно – экономических формациях, составляющих их элементах, причинах смены формаций; были раскрыты законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения – противоречие, исторически переходящий характер капитализма как формации; были разработаны теория воспроизводства и экономических кризисов, цены производства, учения о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, о противоречиях товара, о прибавочной стоимости; была раскрыта сущность абсолютной ренты, наемного труда; была дана характеристика капиталистической эксплуатации.

Идеи, изложенные в работах К.Маркса, нашли отдельных последователей среди известных западных экономистов. В то же время марксизм подвергался и подвергается сейчас самой суровой критике.

  • Маржинализм

Во второй половине ХIХ века была сформулирована теория маржинализма. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы К.Менгер (1840-1921), Ф. фон Визер (1851-1926), Е. фон Бём-Баверк (1851 - 1914), а также английский экономист У.С. Джевонс (1835-1882).

Информация о работе История развития экономической мысли: школы, направления