Исследование новых правовых форм бюджетных учреждений и особенности их финансирования (автономные, бюджетные, казенные учреждения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с финансово-правовым регулированием деятельности бюджетных учреждений в бюджетно-налоговой сфере. Данные отношения весьма многогранны и поэтому нуждаются в комплексном изучении.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты различных отраслей законодательства, в том числе финансового, административного, гражданского, которые регулируют отношения с участием бюджетных учреждений, их права и обязанности, обусловленные общим финансово-правовым статусом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы финансовой деятельности бюджетных учреждений…………………………………………………………………5
1.1. Понятие и виды учреждений как субъектов финансового права…………………………………………………………………..
1.2. Финансово-правовые основы деятельности государственных, муниципальных учреждений ……………………………..………
1.3. Сравнительная характеристика казенного, бюджетного и автономного учреждений……………………………………………
Глава 2. Особенности организации учёта и финансового обеспечения казенных, бюджетных и автономных учреждений …………………….
2.1. Основные изменения правового положения государственных учреждений……………………………………………………………..
2.2. Особенности финансового обеспечения и налогооблажения государственных (муниципальных) учреждений…………………….
2.3. Особенности финансового обеспечения казённых учреждений …
2.4. Особенности финансового обеспечения бюджетных учреждений..
2.5. Особенности финансового обеспечения автономных учреждений.
Глава 3. Итоги изменения правового положения бюджетных учреждений…………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список используемой литературы…

Файлы: 1 файл

Курсач 3 курс.docx

— 90.12 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Особенности финансового обеспечения и налогооблажения государственных (муниципальных) учреждений

Переход от сметного финансирования к предоставлению субсидий на государственное задание для бюджетных учреждений, включающих:

      1. субсидию на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с государственным заданием (ст.78.1 БК РФ) – обязательная субсидия;
      2. субсидии на иные цели (ст.78.1 БК РФ) – могут предоставляться;
      3. бюджетные инвестиции (ст.79 БК РФ) – могут предоставляться.

При этом необходимо помнить о том, что первоначальные нормативы затрат индивидуализированы: субсидия рассчитывается исходя из фактически сложившихся расходов Учреждения (п.8 ст.31 ФЗ-83). Затем последовала постепенная унификация по группам однопрофильных учреждений с учетом различных факторов.

Операции со средствами бюджетных учреждений, полученными в виде Субсидий на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства, осуществляются:

1.по субсидиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ):

      • без предоставления в Казначейство (финансовый орган) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств;
      • остатки неиспользованных на начало финансового года средств используются на те же цели в следующем финансовом году (п.17 ст.30 83 - ФЗ).
      1. по иным целевым субсидиям:
      • с представлением в Казначейство (финансовый орган) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств;
      • остатки неиспользованных на начало финансового года средств используются на те же цели при наличии потребности в них в соответствии с решением учредителя (п.18 ст. 30 83 -ФЗ).

Что касается налогооблажения, то стоит отметить, что с 1 января 2011 года в силу вступил пакет поправок, внесенных во 2 часть Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), устанавливающих особенности налогообложения государственных (муниципальных) учреждений. (Приложение 3)

Основными изменениями, которые были  внесены в порядок исчисления и уплаты отдельных налогов выделяют:

    1. Налог на добавленную стоимость. Внесено дополнение в п. 3 ст. 161 НК РФ, предусматривающее, что при предоставлении на территории Российской Федерации казенными учреждениями в аренду федерального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом НДС. В этом случае налоговыми агентами будут являться арендаторы указанного имущества, которые определяют налоговую базу отдельно по каждому арендованному объекту, исчисляют и уплачивают в бюджет соответствующую сумму налога, которую впоследствии можно принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).
    2. Налог на прибыль организаций. К средствам целевого финансирования, не включаемым в налоговую базу по налогу на прибыль, отнесены доходы в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
    3. Также не подлежат включению в налоговую базу доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).
    4. К расходам, не учитываемые в целях налогообложения, отнесены расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (п. 48.1 ст. 270 НК РФ).
    5. Автономные учреждения, так же как и бюджетные, с 01.01.2011 г. будут вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ). Статья 321.1 НК РФ, регулировавшая особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями, утрачивает силу.
    6. Государственная пошлина. Казенные учреждения освобождаются от уплаты государственной пошлины, установленной главой 25.3 НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

При этом, казенные, бюджетные и автономные учреждения не вправе применять систему налогообложения в виде единого сельхозналога (ЕСХН) (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ).

 А также, казенные и бюджетные учреждения не вправе применять упрощенную систему налогообложения (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), но для автономных учреждений возможность применения УСН сохраняется.

 

2.3. Особенности финансового обеспечения казённых учреждений

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В свою очередь, бюджетная смета - смета казенного учреждения, устанавливающая в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными в рамках сметного финансирования. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Также оно не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества, не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются. Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Любые средства, полученные казенными учреждениями от приносящей доходы деятельности (которую они могут осуществлять только в случаях, предусмотренных их учредительными документами) поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) законопроектом предлагается относить, в том числе, ассигнования на обеспечение выполнения функций казенных учреждений.

Единственное существенное отличие казенного учреждения от «бывших» бюджетных учреждений заключается в том, что они не, должны получать государственные (муниципальные) задания, тогда как согласно ст. 69.2 действующего Бюджетного кодекса РФ, «старые» бюджетные учреждения должны иметь такие задания.

Перечень казенных учреждений ограничен. В их число входят разнообразные военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические больницы, лепрозории, учреждения ряда федеральных ведомств, в т. ч. противопожарной, миграционной и таможенной служб, Федеральной службы безопасности и т. д.

Все остальные госучреждения получили статус автономных и так называемых новых бюджетных учреждений. Для этого был введен упрощенный порядок изменения типа государственного и муниципального учреждения, не требующий реорганизации и предусматривающий лишь внесение соответствующих изменений в учредительные документы.

 

2.4. Особенности финансового обеспечения бюджетных учреждений

Бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. 6

Новые бюджетные учреждения финансируются на основе государственного задания в форме субсидии, а заключать крупные сделки смогут только с согласия учредителя (государства или региональной власти, муниципалитета.

Сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Однако, в отличие от автономного учреждения, такие субсидии могут поступать только на лицевой счет бюджетного учреждения, открытый в органе казначейства.

Субсидии будут выделяться с подразделением на различные коды и подкоды бюджетной классификации, которые по-прежнему определяет Минфин России.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания (то есть формирование субсидии) осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Закон также лишает бюджетные учреждения права распоряжения недвижимым или особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением, а также тем имуществом, которое было приобретено за счет средств, выделенных учредителем на покупку такого имущества.

При этом, к бюджетным учреждениям отнесены: медицинские учреждения, школы, музеи, театры и другие государственные (муниципальные) учреждения.

Установлено, что бюджетное учреждение не может быть подвергнуто банкротству, но при накоплении долгов его руководитель может быть уволен.

2.5. Особенности финансового обеспечения автономных учреждений

Автономное  учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Следует заметить, что определение автономного учреждения практически полностью совпадает с приведенным выше понятием бюджетного учреждения.

Создавая автономное учреждение, собственник имущества (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование), закрепляет за ним на праве оперативного управления недвижимое и особо ценное движимое имущество, необходимое автономному учреждению для осуществления целей, ради которых оно создано.

При этом режим использования в рамках оперативного управления этого имущества совпадает с режимом, определенным для бюджетных учреждений: имуществом, закрепленным или приобретенным на средства собственника, автономное учреждение без согласия собственника распоряжаться не вправе.

Одним из  направлений контроля является контроль за  выполнением автономными учреждениями государственного задания.

Государственное задание – это ключевой управленческий и мотивирующий инструмент учредителя и основа для финансового обеспечения деятельности учреждений. Объем государственного задания становится переменной величиной и зависит не от исторически сложившихся объемов сметного финансирования, а от планируемых результатов деятельности учреждений, качества оказываемых ими услуг (выполнения работ) и иных факторов по решению учредителя. 

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение основной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Автономное учреждение имеет право открывать счета, как в органах казначейства, так и в кредитных организациях. Именно на эти счета должны перечисляться и средства бюджета в качестве финансового обеспечения деятельности учреждения.

Автономное учреждение избавляется от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получает право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство избавляется от ответственности за такое учреждение.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Другими словами, автономные учреждения – относительно новый тип государственных (муниципальных) учреждений в России, который характеризуется финансово-хозяйственной самостоятельностью и предполагает более открытый формат деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ИТОГИ ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Из рассмотренных особенностей можно сделать вывод о том, что Закон № 83-ФЗ ввел новые правила функционирования для бюджетных учреждений, а также новый тип государственных и муниципальных учреждений в Российской Федерации – казенные.

При этом те бюджетные учреждения, которые оказались преобразованы в казенные, фактически остались в прежнем статусе (сменив лишь название), а бюджетные учреждения по своему правовому статусу в значительной степени приблизились к автономным учреждениям, то есть начали финансироваться посредством субсидий и получили право самостоятельно распоряжаться средствами от приносящей доходы деятельности.

По мнению исследователей и научных деятелей, основными преимуществами автономных учреждений являются:

      1. самостоятельное распределение всех доходов;
      2. упрощённый контроль за расходованием средств со стороны казначейства;
      3. возможность осуществлять заимствования.

Информация о работе Исследование новых правовых форм бюджетных учреждений и особенности их финансирования (автономные, бюджетные, казенные учреждения)