Государственные заимствования, их формы и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения темы государственных заимствований обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета преодолен, не значит, что он остался в прошлом навсегда и не повторится в будущем. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические вопросы сущности государственных заимствований: 5
1.1 Сущность, задачи и характеристика государственных заимствований 5
1.2 Формы и методы государственных заимствований 7
1.3 Источники погашения государственных заимствований 13
Глава 2. Виды государственных заимствований: 14
2.1. Внешние государственные заимствования 14
2.2. Внутренние государственные заимствования 19
Глава 3. Проблемы системы государственных заимствований на современном этапе и пути их решения 25
Заключение 29
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

гос.заимствования их формы и методы.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

В 2009 году Россия впервые за десятилетие сползла в бюджетный дефицит. Ожидается, что она в финансовом плане будет оставаться за красной чертой еще как минимум два года, поскольку правительство продолжает наращивать расходы для вывода экономики из рецессии. [11]

В 2012 году дефицит может составить 3,2 триллиона рублей (103 миллиарда долларов). В текущем году дефицит ожидается в размере 3 триллионов рублей, хотя сюда не включены квазифискальные операции. Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что дефицит бюджета в 2011году составит от 6,3 до 7,1 ВВП, но конкретную цифру не привел. Руководство страны обещает сохранить дефицит 2011 года ниже показателя в 8 с небольшим процентов от размера ВВП, ожидаемого в этом году.

Ранее официальные лица заявляли, что Россия в 2012 году может позаимствовать из внутренних источников до 1,3 триллиона рублей, то есть, в два раза больше, чем в нынешнем, а также разместить еврооблигации примерно на 10 миллиардов долларов в первом выпуске с 2000 года.

Появились даже сигналы о том, что объем внешних заимствований за счет еврооблигаций может быть увеличен вдвое до 20 миллиардов долларов, в результате чего общая сумма выпусков составит 60 миллиардов долларов. Однако аналитики предупреждают, что в таком случае российским предприятиям будет еще труднее получать инвестиции.

              В соответствии с новым планом, который может быть принят, основная часть дефицита в 2013 году будет финансироваться точно так же, как и в текущем - из российского нефтяного Фонда национального благосостояния, созданного в годы экономического подъема за счет бурного роста цен на сырье и энергоресурсы.  В таком случае объем чистых заимствований - как на внутреннем рынке, так и на внешнем - может в целом составить всего 831 миллиард рублей (27 миллиардов долларов).

"Это один из последних планов", - заявил источник "Интерфаксу", добавив при этом, что остальная часть дефицита в сумме 1,674 триллиона рублей может быть покрыта из Резервного фонда, созданного специально для смягчения ударов по бюджету в трудные годы.

Еще 681 миллиард рублей может поступить из Фонда национального благосостояния. Этот фонд первоначально предназначался для долгосрочных проектов, однако Владимир Путин заявил на этой неделе, что часть денег может быть использована для затыкания дыр дефицита в государственном пенсионном фонде. По состоянию на 1 февраля размер Резервного фонда был равен 2,96 триллиона рублей, хотя как минимум 1,36 триллиона из этой суммы в текущем квартале намечено перевести в бюджет на обеспечение покрытия дефицита. Совокупный объем Фонда национального благосостояния на 1 февраля составлял 2,8 триллиона рублей. Источник из Минфина сказал также агентству "Интерфакс", что доходы федерального бюджета в 2012 году могут составить 6 триллионов 636 миллиардов рублей, расходы - 9 триллионов 476 миллиардов рублей, а квазифискальные расходы планируются в размере 346 миллиардов рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По итогам проведенного исследования сделаем следующие выводы:

1)                 Теория государственных заимствований неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственных заимствований.

2)           Бюджетный дефицит - это превышение расходной части государственного бюджета над доходами бюджета.

3)           Большинство правительств, как развитых, так и развивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходов, сводя госбюджет с дефицитом на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.

4)           Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма за минусом бюджетных излишков - государственный долг

5)           Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

Существуют два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг, или за счет выпуска новых денег его кредиторам). Встает вопрос, что является наиболее предпочтительным в покрытии инфляционных кризисных отрывов - правительственные расходы или налоги? В значительной степени этот вопрос решается по-разному в зависимости от взглядов и величины государственного сектора.

Существует три различных подхода к решению проблемы сбалансированности бюджета:

- ежегодно балансируемый бюджет;

- бюджет, балансируемый на циклической основе;

- концепция функциональных финансов.

Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственных заимствований. Причинами возникновения государственных заимствований обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д.

Существует несколько классификаций государственных заимствований в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Государственные заимствования подразделяется на капитальный и текущий. Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг.

Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Использование для целей обслуживания и погашения долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании, к тому же при наличии более дорогих альтернатив, является неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям.

Величина дефицита государственного бюджета отражает, как правило, размеры дефицита всей системы государственных финансов: бюджета центрального правительства, региональных и местных бюджетов, бюджета системы социального страхования. Среди способов финансирования дефицита бюджета наиболее инфляционным является его финансирование за счет увеличения активов национальных денежных властей безотносительно к тому, каким конкретно образом это происходит – путем прямого эмиссионного кредитования правительства или в результате приобретения государственных ценных бумаг.

В качестве денежных властей выступают органы, ответственные за денежную эмиссию и денежное обращение, - центральные банки, валютные комитеты, в редких случаях сами правительства, если это предусмотрено соответствующим законодательством.

Величина дефицита государственного бюджета в известной мере является производной от экономического и политического положения страны и в то же время в немалой степени его и предопределяет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.      Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 63 с.

2.      Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. - № 32, ст. 3301.

3.      Врублевская, О.В. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: Учебник/ Романовский, М.В., Врублевская, О.В. ,2012- 544c.

4.      Голубев, А.А. Финансы и кредит: [Текст]: учебное пособие / Голубев А.А., Гаврилов Н.П. СПб.: СПб ГУИТМО, 2006-45с.

5.      Грязнова, А.Г.Финансы [Текст]: Учебник / Под редакцией А. Г. Грязновой, Е. В. Марконой. – М.: Финансы и статистика, 2009. -504 с.

6.      Давыдова, Л.B. Финансы в схемах [Текст]: Учебник (Учебное пособие)/ Давыдова, Л.B. и др.- Издательство «Статистика», 2010- 512c.

7.      Зубченко, Л. А. Иностранные инвестиции [Текст]: Учебник/ Зубченко, Л. А.- Издательство «Книгодел», 2012- 356c.

8.      Илышева, Н.Н. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации [Текст]: Учебник/ Илышева, Н.Н., Крылов, С.И., Издательство Финансы и статистика, 2011-171c.

9.      Кабанцева, Н. Г. Финансы [Текст]: учеб. пособие / Н. Г. Кабанцева. – М.: ГАРАНТ, 2011.-201 с.

10. Кириллова, Л. Н. Финансовая политика фирмы [Текст]: Учебник/ Кириллова, Л. Н.- Издательство «Экономика», 2012- 238c.

11. Ковалева, В.В. Финансы [Текст] : учебник / В.В. Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект- 2009.-287 с.

12. Ковалев, В.В. Управление финансовой структурой фирмы [Текст]: Учебник/ Ковалев, В.В.- Издательство «Велби»,2011- 256c.

13. Кузнецова, Е. И. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: Учебник/ Кузнецова, Е. И. –Издательство «ЮНИТИ», 2012- 687c.

14. Мишин, Ю. В. Инвестиции [Текст]: Учебник/ Мишин, Ю. В.- «КноРус», 2012- 288c.

15. Никонова, И. А. Проектный анализ и проектное финансирование [Текст]:  Учебник/ Никонова, И. А.-Издательство «Альпина Бизнес Букс», 2012- 154c.

16. Поляк, Г.Б. Финансы. [Текст]: Учебник для студентов вузов/ Поляк, Г.Б.- Издательство «ЮНИТИ-ДАНА», 2011- 512 c.

17. Родионова, В.М. Финансы [Текст]: Учебник/ В.М. Родионова, Ю.Я Вавилов.– М.: Финансы и статистика – 2009.-122с.

18. Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: Учебник / М.В. Романовский.-М.: Юрайт – М, 2008.- 621с.

19. Савенок, В. Как составить личный финансовый план и как его реализовать [Текст]:Учебник/ Савенок, В.- Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2011-280c.

20. Самсонов, Н.Ф.Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: Учебник(Краткий курс)/Самсонов, Н.Ф.,2011- 302c.

21. Трошин, А.Н.. Финансы и кредит [Текст]: Учебник/ Трошин, А.Н. и др.- Издательство «Инфра-М»,2012- 408c.

22. Тютюкина, Е. Б. Финансы организаций (предприятий) [Текст]: Учебник/ Тютюкина, Е. Б.-«Издательский дом Дашков и К», 2012- 540c.

23. Шуляк, П. Н. Финансы предприятия [Текст]: Учебник/ Шуляк, П. Н.- «Издательский дом Дашков и К», 2012 – 710c.

24. Информационно – правовой портал Гарант [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru

25. Экспериментальный канал «Открытая экономика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.opec.ru

 

 

 



Информация о работе Государственные заимствования, их формы и методы