Государственные расходы, их экономическое и политическое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Говоря о экономическом значении расходов государства, можно сказать что, группировка расходов при помощи бюджета дает возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью чего происходит перераспределение национального расхода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.
Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, группировка доходов и расходов дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятия государственных расходов, их особенности и принципы…5
1.1 Состав государственных расходов…………………………………8
1.2 Классификация расходов……………………………………………9
1.3 Основные принципы и методы бюджетного финансирования….10 Глава 2. Структура государственных расходов и их значение……………14
2.1 Виды государственных расходов………………...……………….16
2.2 Значение государственных расходов………………………………17
2.3 Задачи в области государственных расходов…………………….18
2.4. Анализ расходов государственного бюджета в Республике Казахстан………………………………………………………………………..19
Глава 3. Экономическое и социальное значение государственных расходов.23
3.1 Роль Правительства и приоритеты при распределении государственных расходов……………………………………………………29
3.2 Управление государственными расходами в Республике Казахстан………………………………………………………………………..36 Заключение………………………………………………………………………43 Список использованных источников………………………………………….45

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит 2.docx

— 81.31 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение таблицы 2.1

Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность

3 896

2 353

5 215

12 434

10 465

11 111

Транспорт и связь

84 513

106 926

130 132

175 095

308 262

335 754

Прочие

106 297

89 147

102 195

115 116

364 163

519 706

Обслуживание долга

35 437

34 970

30 344

28 698

34 011

57 849

Трансферты

12 497

9 310

13 658

10 619

38

-




 

В таблице отражено структурное представление расходов государственного бюджета за 2008 год, из которого видно, что основными статьями расхода государственного бюджета являются социальное обеспечение и социальная помощь - 16%, образование -15%, здравоохранение - 10%, общественный порядок и безопасность - 8%.

В 2008 году расходы на промышленность, архитектуру, градостроительную и строительную деятельность выросли более чем в 2,5 раза. Однако в структуре республиканского бюджета доля расходов на промышленность, архитектуру, градостроительную и строительную деятельность незначительна: в 2007 году - 0,1%, в 2008 году - 0,3 процента.

При этом, по данной функциональной группе осуществлялись расходы на прикладные научные исследования технологического характера, прикладные научные исследования в области строительства, а также выделены целевые трансферты на развитие бюджету Карагандинской области на строительство инфраструктуры индустриального парка в городе Караганде и акимату Южно-Казахстанской области на развитие инфраструктуры специальной экономической зоны.

В целом по сравнению с 2007 годом расходы республиканского бюджета увеличены на:

- транспорт и коммуникации  и прочие расходы - на 70%,

- топливно-энергетический  комплекс, недропользование и оборону - на 60%,

- культуру, спорт, туризм  и информационное пространство - на 50%,

- образование - на 40%,

- сельское, водное, лесное, рыбное  хозяйство, особо охраняемые природные  территории, охрану окружающей среды  и животного мира, земельные отношения; жилищно-коммунальное хозяйство; общественный  порядок, безопасность, правовую, судебную, уголовно-исполнительную деятельность; государственные услуги общего  характера - на 30%,

- здравоохранение, обслуживание  долга, субвенции областным бюджетам  и социальную помощь и социальное обеспечение на 20 процентов.

В своём Докладе по итогам исполнения бюджета за первое полугодие 2008 года и задачах на второе полугодие Министр финансов Республики Казахстан Жамишев Б.Б. отметил, что расходы государственного бюджета без учета погашения займов составили 1 712,9 млрд. тенге (95,2% к плану по платежам на отчетный период), в том числе расходы республиканского бюджета составили 1 404,3 млрд. тенге (97,1 %), местных бюджетов 855,5 млрд. тенге (94,7 %). Темпы роста всех уровней бюджета по сравнению с аналогичным периодом прошлого года соответственно составили 122,7%, 121,5%, 131,6 %.

 

 

 

 

 

Глава 3. Экономическое и социальное значение государственных расходов.

 

Государственные расходы — это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства - экономической, социальной, управленческой, военной (обороной) и др. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны. Государство выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия (объединения), организации, учреждения.  

Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных  фондов,  и расходов  государственных  предприятий, организаций, учреждений. И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства. Поскольку в различных системах хозяйствования (рыночной и административно-командной) и даже на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности меняются, то соответственно этому преобразовываются структура и объем производимых государством расходов. 

По мере перехода к рынку и развития многообразных форм собственности экономическая функция государства претерпела изменения, но за государством всегда останется роль координатора экономических процессов, выполнение которой будет осуществляться с помощью экономических методов, а в некоторых случаях путем прямого вмешательства в воспроизводственный процесс. 

Использование экономических, в том числе финансовых методов, позволили государству отказаться от командного администрирования с присущими ему методами бюджетного финансирования и дотирования, обеспечивавшими запланированные темпы развития общественного производства, и перейти к финансовому регулированию экономики путем создания принципиально иного, чем прежде, режима расходования финансовых ресурсов и коренной перестройки бюджетного механизма. Переход к финансовому регулированию экономики даст возможность существенно сократить государственные расходы, изменить их состав и структуру, увеличить децентрализованные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями и организациями. 

Специфическим видом государственных расходов в условиях рыночной экономики являются затраты на инвестиции в действующие или вновь создаваемые предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Создаваемая за счет государственных инвестиций собственность передается специальным органам управления государственным имуществом.  
Государственные расходы в области экономики имеют важное народнохозяйственное значение: они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей экономики. Активную роль государственные расходы играют в осуществлении инвестиционной политики, проведении природоохранных мероприятий, распространении экологически чистых технологий. 

Постепенно растут государственные расходы, обусловленные выполнением социальной функции государства. Необходимость обеспечения основных социальных прав трудящихся, потребность в государственном регулировании социальных процессов вызывает рост соответствующих государственных расходов, расширение их состава. При этом основная часть государственных расходов социального характера - примерно 3/4 их общего объема - финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы одновременно с развитием всех звеньев государственных финансов, существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению и совершенствованию социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения, финансированию муниципального строительства.

Расходы государства, обусловленные его социальной деятельностью, имеют огромное значение. Формируемые с их помощью фонды социального назначения влияют на рост реальных доходов населения, повышают материальный и культурный уровень жизни народа. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, переквалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т. д. 

Важную экономическую и социальную роль играют государственные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями, объединениями, организациями. Расходы государственных предприятий охватывают два вида затрат.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, вот почему хорошо составленные прогнозы Форекс могут сделать Тебя неимоверно богатым.

•   во-первых, связанных с хозяйственной деятельностью предприятий - текущей и инвестиционной; 

• во-вторых, обусловленных социальными запросами трудового коллектива и отдельных работников. 

Первый вид затрат необходим для обеспечения расширенного воспроизводства основных и оборотных фондов, эффективного их использования, получения высокого финансового результата. Успешное решение данной задачи позволяет повышать эффективность хозяйствования, увеличивать финансовые возможности государства. Второй вид затрат способствует росту уровня удовлетворения социальных запросов трудящихся.  

Выполняя разнообразные функции, государство несет расходы не только по финансированию экономики и социально-культурных мероприятий, но и на содержание управленческих структур. Расходы, связанные с выполнением государственным аппаратом управления его функций, относятся к бюджетным. Помимо них к государственным издержкам управления относятся управленческие расходы, производимые государственными предприятиями, организациями и учреждениями. Совершенствование организационных форм управления, проведение мероприятий, направленных на удешевление аппарата управления, обычно приводит к сокращению доли расходов на управление в общем объеме государственных расходов. 

В последнее время существенные изменения претерпевают военные расходы, обусловленные выполнением оборонной функции государства. В силу происходящей во всем мире разрядки напряженности военная функция постепенно будет играть все более подчиненную роль. И как следствие этого в экономике страны будут набирать силу процессы конверсии оборонных отраслей, снижаться государственные расходы на содержание оборонных объектов, сокращаться бюджетные ассигнования на содержание вооруженных сил. 

Объектом государственных расходов выступают мобилизованные в распоряжение государства и его предприятий доходы, что свидетельствует о тесной количественной взаимосвязи понятий «государственные доходы» и «государственные расходы». 

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся: 

• целевое направление средств; 

• безвозвратность расходования государственных ресурсов; 

• соблюдение режима экономии. 

Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой - заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т. д. 

Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается, например, от использования кредитных средств. Однако следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к конечному итогу использования государственных финансовых ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов. 

Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов отвечает такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление. 

Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах: 

• самофинансирования; 

• бюджетного финансирования; 

• кредитного обеспечения. 

Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет их собственных финансовых ресурсов. 

Информация о работе Государственные расходы, их экономическое и политическое значение