Финансовый менеджмент организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных понятий финансового менеджмента, методов решения финансовых проблем и задач по контролю и регулированию денежных потоков на предприятии, приемов управления финансовыми ресурсами предприятия, мобилизация и распределения финансового капитала в условиях постоянного учета соотношения между риском и прибылью.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Рыночная среда и управление финансами организаций……………..5
2. Основные направления финансовой деятельности предприятия……..9
3. Основные задачи и обязанности финансового менеджера на предприятии…………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………..19
Список использованной литературы……………………………………….20

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 40.73 Кб (Скачать файл)

Эффективное взаимодействие отдельных структур в процессе управления финансами может быть обеспечено благодаря использованию системы бюджетирования. Сводные функциональные бюджеты оплаты труда, материальных затрат, амортизации, налогов, погашения кредитов, прочих расходов позволяют не только организовать движение денежных потоков, но и осуществлять эффективное управление ими.

Особое место в плановой работе предприятия занимает ценовая  политика, обеспечивающая максимизацию рентабельности продаж и чистого собственного капитала, скорость продвижения товаров на рынке, устойчивость рыночных позиций, эффективную кредитную политику и расширение сегмента рынка. Гибкая ценовая политика способствует упрочению конкурентных позиций и росту объемов прибыли предприятия.

Оперативная деятельность финансовой службы предприятия включает расчеты с покупателями и поставщиками, претензионную работу с контрагентами в случае возникновения разногласий, ведение кассовых и других банковских операций, операции с ценными бумагами, финансово-кредитное планирование, контроль исполнения ранее принятых решений, анализ полученных результатов и складывающейся конъюнктуры рынка.

Оперативная работа должна обеспечить устойчивое финансовое положение, получение средств за отгруженную  продукцию, выполненные работы и предоставленные услуги, контролируя процессы выпуска и отгрузки, своевременное выставление счетов покупателям и качественное оформление платежно-расчетных документов, а также выбор форм расчетов, обеспечивающих надежность оплаты. В условиях рынка, когда значительная часть средств функционирует в сфере обращения, управление притоком денежных средств, становится наиболее значимым в финансовой деятельности.

Систематический и оперативный  контроль за ранее принятыми управленческими решениями обеспечивает достижение запланированных результатов, эффективную работу предприятия. На крупных предприятиях с этой целью организуется специальная служба внутреннего контроля (аудита), отслеживающая хозяйственные и финансовые процессы. В качестве основных объектов анализа выступают финансовое состояние, выполнение планов продаж, прибыли и рентабельности, эффективность использования основных фондов и оборотных средств, кредитная и налоговая политика. Аналитическая работа финансовых служб на предприятии направлена на выявление и мобилизацию резервов, экономию затрат и повышение эффективности использования всех имеющихся ресурсов. Особого внимания при этом требуют вопросы организации продаж (сбыта) продукции, поскольку именно они формируют финансовый результат. Сопоставление достижений с показателями бизнес-плана, анализ процессов и ситуаций, сформировавших полученные результаты, позволяют разрабатывать комплекс мероприятий по корректировке ранее намеченных показателей, обеспечивают устойчивое финансовое положение предприятия и сохранение позиций на рынке.

Особое направление  представляет инвестиционная деятельность предприятия. Выступая в качестве инвестора, предприятие финансирует вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства (капитальные вложения), осуществляет вложения в ценные бумаги, различные производные инструменты фондового рынка, целевые денежные вклады, приобретает имущественные права и права на интеллектуальную собственность, научно-техническую продукцию и другие объекты собственности. Предприятие-инвестор самостоятельно определяет направления, объемы, размеры и эффективность инвестиций. Принятие инвестиционных решений ведется с учетом таких факторов, как конъюнктура рынка (прежде всего изменение цен), инфляционные ожидания, политическая обстановка и т.п. некоторых случаях инвестиции подлежат обязательному страхованию с целью снижения рисков и обеспечения гарантий инвестору.

Управление финансами, денежным оборотом предприятия означает умение финансистов определять объем и интенсивность поступления и расходования денежных средств, как на ближайшую, так и на длительную перспективу. Денежные потоки в процессе оборота обеспечивают кругооборот всего капитала, формирование и использование финансовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные задачи  и обязанности финансового менеджера  на предприятии

Основные задачи, стоящие  перед финансовым менеджером, определяются под влиянием целого ряда факторов: конкурентной среды, необходимости постоянного технологического совершенствования, потребности в капитальных вложениях, меняющегося налогового законодательства, мировой конъюнктуры, политической нестабильности, информационных тенденций, изменений процентных ставок и ситуации на фондовом рынке. Формируя соответствующую финансовую политику, финансовый менеджер должен разработать алгоритм достижения финансового успеха. Максимизация средств предприятия благодаря выбору способов финансирования, проведению соответствующей дивидендной политики и минимизации рисков при получении чистой прибыли — задачи текущей и перспективной деятельности в области управления финансами. В общем комплексе задач финансового менеджера можно выделить пять основных блоков:

  1. финансовое планирование;
  2. управление ресурсами;
  3. управление структурой капитала;
  4. инвестиционную деятельность;
  5. контроль и анализ результатов.

Каждый из этих блоков представляет отдельный сегмент  финансового управления, направленный на достижение общего результата, — тактических и стратегических целей развития предприятия. Финансовое планирование обеспечивает составление различных смет и бюджетов, определяет количество необходимых ресурсов. Управление финансовыми ресурсами определяет направление движения денежных потоков с момента формирования товарно-материальных запасов до завершения всех расчетов, а затем распределение и использования полученного финансового результата. Структура капитала во многом предопределяет внутренние и внешние источники финансирования как долгосрочные и краткосрочные, допустимые размеры процентной ставки, дебиторскую задолженность, скорость оборота денежных средств, непосредственно влияющие на ликвидность и финансовую результативность. Принятие инвестиционных решений предполагает хорошее знание финансовым менеджером фондового рынка, а также собственного имущества, определяющего размеры реальных инвестиций (капитальных вложений) в случае замены или создания новых основных фондов.

Контроль исполнения финансовых решений и анализ полученных результатов обеспечивают эффективное распределение средств между различными направлениями деятельности предприятия. Такая работа предполагает обработку финансовой информации и представление ее в виде финансовой отчетности. Практика управления финансами определяет набор функций финансового менеджера, исполнение которых является обязательным и не зависит от отраслевой принадлежности и размеров предприятия.

Финансовый менеджер должен обеспечить:

• в области планирования:

  • долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование,
  • составление бюджетов торговых и финансовых операций, а также капитальных затрат,
  • ценовую политику и прогнозирование объемов продаж,
  • оценку эффективности затрат,
  • оценку приобретаемого и реализуемого имущества,
  • анализ экономических показателей и факторов изменения объемов производства и продаж;

• в области учета и контроля:

  • определение политики бухгалтерского учета,
  • систему и порядок учета,
  • учет издержек производства и обращения,
  • подготовку бухгалтерской отчетности, включая государственную отчетность,
  • внутреннюю ревизию (аудит),
  • подготовку информации для руководства о результатах деятельности,
  • сравнение фактических результатов с плановыми и нормативными показателями;

• в области управления фондами:

  • проведение банковских операций,
  • получение, хранение и выплату наличных денег,
  • проведение операций с ценными бумагами,
  • кредитование и взыскание денежных средств,
  • управление инвестиционным портфелем,
  • контроль и регулирование денежных операций.

Функции финансовых менеджеров по данным Института финансовых управляющих национальной организации финансовых менеджеров США состоят в следующем:

• в области управления денежными фондами:

  • регулирование и контроль денежных операций,
  • получение, хранение наличных денег и ценных бумаг, выплата наличных денег,
  • проведение банковских операций,
  • коммерческое кредитование и взыскание денежных средств,
  • управление инвестиционным портфелем;

• в области планирования:

  • участие в общей плановой работе, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование,
  • бюджетирование в рамках структурных подразделений предприятия и по местам формирования затрат,
  • оценка эффективности затрат, финансирование отдельных мероприятий,
  • анализ экономических факторов, формирующих финансовый результат,
  • планирование объемов продаж и проведение соответствующей ценовой политики,
  • оценка приобретаемого или реализуемого имущества;

• в области управления структурой капитала:

  • определение краткосрочных источников заемных средств, стоимости и условий заимствования,
  • определение долгосрочных источников заемных средств, стоимости и условий заимствования,
  • поиск внутренних резервов и направление их использования;

• в области учета и контроля:

— определение учетной политики,

—учет издержек производства и обращения,

  • внутренняя ревизия и контроль (аудит),
  • подготовка различных видов отчетности,

—сравнение фактических результатов с плановыми и нормативными показателями,

—представление руководству информации о финансовых результатах деятельности;

• в области реализации налоговой политики:

  • разработка налоговой политики,
  • планирование и перечисление налогов и сборов,
  • подготовка налоговой отчетности;

• в области минимизации рисков и защиты имущества предприятия:

  • структурирование рисков,
  • анализ конъюнктуры фондового рынка,
  • разработка планов превентивных мероприятий,
  • формирование страховых фондов и резервов,
  • обеспечение внешнего страхования,
  • внутренний контроль сохранности имущества,
  • анализ инвестиционных проектов,
  • формирование инвестиционного портфеля клиентов,
  • управление портфелем ценных бумаг,
  • привлечение внутренних и внешних источников финансирования инвестиционной деятельности,
  • обеспечение связи с инвесторами, формирование дивидендной политики;

• в области консалтинговой деятельности:

  • консалтинг для сторонних организаций (контрпартнеров),
  • консалтинг руководителей предприятия по финансово-экономическим вопросам,
  • консалтинг руководителей и специалистов подразделений по торговым и финансовым операциям,
  • консалтинг и повышение квалификации специалистов предприятия;

• в области разработки информационных систем управления:

  • изучение современных информационных систем управления,
  • оценка предлагаемого программного обеспечения,
  • разработка и использование информационных систем управления,
  • разработка методик эффективного использования информационных систем.

Активное использование  современного программного компьютерного обеспечения, работающего в единой сети, позволяет не только повышать скорость сбора, обработки и использования оперативной информации, но и обеспечивает более высокий уровень контроля ее достоверности, понимание управленческих решений на уровне всей структуры, эффективное финансовое управление, поскольку функции каждого менеджера представляют элементы единой системы. Организационная структура финансового управления на предприятии объединяет всех сотрудников финансовой службы благодаря распределению функциональных обязанностей.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую территориальную структуру  экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

В управлении финансами  выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное  управление, контроль.

Объектом финансового  планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом – составление  финансовых планов. Оперативное управление предоставляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающей финансовой ситуации и последующих целей получения  максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения  финансовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Финансовый менеджмент организации