Финансовый механизм управления операционной прибылью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 01:40, курсовая работа

Описание работы

Производство продукции требует различных затрат, которые составляют издержки производства или себестоимость продукции. К издержкам производства относят затраты сырья, материалов, технологического топлива, по оплате труда работников, амортизации оборудования и других основных средств и т.п. но готовая продукция должна быть доведена до потребителя. Этот торгово-технологический процесс, связанный с реализацией товаров, требует определенных расходов, которые представляют собой издержки обращения. Издержками обращения называют выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям.

Содержание работы

Введение
Понятие оперативной прибыли. Взаимосвязь категорий "издержки-объем продаж-прибыль"
Элементы операционного анализа
Оценка степени предпринимательского риска на основе операционного рычага
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по фин менеджменту.docx

— 34.86 Кб (Скачать файл)

В большинстве производств  экономия, а, следовательно, и выгода, достигаются на масштабах. Если деловые  люди не видят способа произвести большой объем продукции, они не станут производить ничего. Их решения направляются ожидаемыми предельными затратами. Предприятие направляет ограниченные ресурсы на ту продукцию, которая необходима потребителю и по цене, которую они согласны платить. Прибыль сигнализирует предприятию о том, насколько оно правильно решает вопросы "Что производить?" и "Как производить?".

Затраты всегда являются результатом  действия спроса и предложения. Вы взбудоражены очередным повышением цен на продукцию  животноводства. Вам отвечают, что  возросли издержки, повысилась закупочная цена. Ее рост есть в свою очередь  результат повышения цен на топливные  ресурсы, на корма и зарплаты. Сама зарплата растет в связи с повышением цен на блага и услуги и т.д. Изменение спроса воздействует на цены в зависимости от величины предельных издержек производства. Возрастание  спроса на любое благо повысит  затраты на приобретение этого блага  лишь постольку, поскольку оно не вызовет роста величины предложения. Затраты связаны не с вещами, а  с действиями людей. Существо экономической  системы и состоит в постоянной координации процессов сотрудничества и взаимного приспособления.

При системе свободного предпринимательства  производятся только те товары и услуги, которые ценятся индивидуальными  потребителями данного общества. Мы склонны так действовать, поскольку  это выгодно нам самим. Ожидание вознаграждения (для предприятия - это  прибыль) стимулирует работников производить  больше, а работодателей расходовать  ресурсы рационально.

На практике прибыль есть излишек выручки над затратами  капитала. Прибыль представляет собой  конкретную цель, к которой стремится  каждый предприниматель, а издержки производства - затраты на достижение этой цели.

Далеко не вся прибыль  обращается в доход собственника и идет на его личное потребление. Она служит источником самофинансирования и используется на дальнейшее расширение и совершенствование производства. Значительная ее часть расходуется на охрану окружающей среды и экологическую безопасность, на подготовку и переподготовку кадров, на социальные потребности работников предприятия, общегосударственные нужды, создание благотворительных фондов и т.д. В современных условиях, когда самой распространенной стала акционерная форма ведения хозяйства, предназначенная в качестве дохода прибыль распределяется между всеми пайщиками, внесшими свой вклад в совместный капитал. В получении большой прибыли заинтересованы, таким образом, собственники ресурсов, предприниматель и наемный персонал. С увеличением размера прибыли приумножается и собственность государства.

Итак, основное положение  современной экономики об издержках  производства: чтобы получить большее  количество любого блага, необходимо предоставить потенциальным производителям и  поставщикам этого блага определенный стимул, который бы побудил их перебросить  ресурсы из сферы их текущего использования  на производство того, чего мы хотим. Необходимо, чтобы выгоды от такой переброски превысили затраты на нее, т.е. превысили  ценность тех возможностей, от которых  придется отказываться потенциальным  предпринимателям.

Затраты всегда являются результатом  действия спроса и предложения. Возрастание  спроса на любое благо повысит  затраты на приобретение этого блага  лишь постольку, поскольку оно не вызовет роста величины предложения.

Элементы операционного  анализа

Операционный анализ - это  элемент управления затратами, сущность которого состоит в изучении зависимостей финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта от издержек и объемов производства и реализации продукции, товаров, услуг. Данный вид  анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия, он может быть использован  в ценообразовании. В специальной литературе вместо термина "операционный анализ" могут быть также использованы термины "анализ безубыточности", "CVP-анализ (costs, volume, profit - анализ „затраты-объем-прибыль“)" Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование.

Операционный анализ является одним из наиболее эффективных способов осуществления такого этапа как - измерения и анализа затрат.

Центральными элементами операционного анализа являются:

§ маржинальный доход

§ порог рентабельности или  точка безубыточности

§ запас финансовой прочности

§ операционный рычаг (производственный леверидж)

Маржинальный доход - это  разность выручки от реализации продукции  и переменных затрат на производство этой продукции.

Величина маржинального  дохода показывает вклад предприятия  в покрытие постоянных затрат и получение  прибыли.

Различают маржинальный доход  на единицу продукции и валовый  маржинальный доход.

Как определить величину маржинального  дохода:

· из выручки предприятия  за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все  прямые расходы и часть накладных  расходов (общехозяйственные расходы), зависящих от объема производства и  относящихся к категории переменных затрат.

Маржинальный доход (валовый) = Выручка - Переменные расходы

· величина маржинального  дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.

Средней величиной маржинального  дохода является разница между ценой  продукции и средними переменными  затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Маржинальный доход (на единицу  продукции) = Цена товара - Переменные расходы (на ед.)

Маржинальный доход особенно интересен в том случае, если на предприятии выпускают несколько  видов продукции и необходимо сравнить, какой вид продукции  дает больший вклад в общий  доход. Для этого вычисляют какую  часть составляет МД в доле выручки (дохода) по каждому виду продукции  или товару.

Маржинальный доход равен  постоянным затратам в точке безубыточности. Иными словами, если объем реализации такой, что предприятие покрывает  все свои затраты не получая прибыли, маржинальный доход только покрывает  постоянные затраты.

Нормой маржинального  дохода называется доля величины маржинального  дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней  величины маржинального дохода в  цене товара.

Порог рентабельности (точка  безубыточности, критическая точка, критический объем производства (реализации)) - это такой объем  продаж фирмы, при котором выручка  от продаж полностью покрывает все  расходы на производство и реализацию продукции. Иными словами, это тот  объем продаж, при котором предприятие  не имеет ни прибыли, ни убытков.

Для определения этой точки  независимо от применяемой методики необходимо прежде всего разделить  прогнозируемые затраты на постоянные и переменные.

Переменные затраты - возрастают пропорционально увеличению производства (объему реализации товаров).

Постоянные затраты - не зависят  от количества произведенной продукции (реализованных товаров) и от того, растет или падает объем операций.

Практическая польза от предложенного  разделения затрат на постоянные и  переменные (величиной смешанных  затрат можно пренебречь или пропорционально отнести их к постоянным и переменным затратам) заключается в следующем:

Во-первых, можно определить точно условия прекращения производства фирмой (если фирма не окупает средних  переменных затрат, то она должна прекратить производить).

Во-вторых, можно решить проблему максимизации прибыли и рационализации ее динамики при данных параметрах фирмы за счет относительного сокращения тех или иных затрат.

В-третьих, такое деление  затрат позволяет определить минимальный  объем производства и реализации продукции, при котором достигается  безубыточность бизнеса (порог рентабельности), и показать, насколько фактический  объем производства превышает этот показатель (запас финансовой прочности  фирмы).

Порог рентабельности определяется как выручка от реализации, при  которой предприятие уже ни имеет  убытков, но не получает и прибыли, то есть финансовых средств от реализации после возмещения переменных затрат хватает лишь на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю.

Точка безубыточности в стоимостном  выражении определяется как произведение критического объема производства в  натуральном выражении и цены единицы продукции.

Расчет порога рентабельности широко используется при планировании прибыли и определении финансового  состояния предприятия. Два правила, полезных для предпринимателя:

1. Необходимо стремиться  к положению, когда выручка  превышает порог рентабельности, и производить товаров в натуре  больше их порогового значения. При этом будет происходить  наращивание прибыли фирмы.

2. Следует помнить, что  сила воздействия производственного  рычага тем больше, чем ближе  производство к порогу рентабельности, и наоборот. Это означает, что  существует некоторый предел  превышения порога рентабельности, за которым неизбежно должен  последовать скачок постоянных затрат (новые средства труда, новые помещения, увеличение издержек на управление предприятием).

Фирма должна обязательно  пройти порог рентабельности и учитывать, что за периодом увеличения массы  прибыли неизбежно наступит период, когда для продолжения производства (наращивания выпуска продукции) просто необходимо будет резко увеличить  постоянные затраты, следствием чего неизбежно  станет сокращение получаемой в краткосрочном  периоде прибыли.

Принимая конкретное решение  об объеме производства продукции, предпринимателю  следует считаться с этими  выводами.

Запас финансовой прочности  показывает, на сколько можно сократить  реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков. Превышение реального производства над порогом  рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы:

Запас финансовой прочности = Выручка - Порог рентабельности

Маржинальный запас прочности - величина, покрывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия.

Запас финансовой прочности  предприятия выступает важнейшим  показателем степени финансовой устойчивости. Расчет этого показателя позволяет оценить возможности  дополнительного снижения выручки  от реализации продукции в границах точки безубыточности.

На практике возможны три  ситуации, которые по-разному будут  отражаться на величине прибыли и  запасе финансовой прочности предприятия:

1) объем реализации совпадает  с объемом производства;

2) объем реализации меньше  объема производства;

3) объем продаж больше  объема производства.

Как прибыль, так и запас  финансовой прочности, полученной при  избытке произведенной продукции, меньше, чем при соответствии объемов  продаж объему производства. Поэтому предприятие, заинтересованное в повышении как своей финансовой устойчивости, так и финансового результата, должно усилить контроль над планированием объема производства. В большинстве случаев увеличение товарно-материальных запасов предприятия свидетельствует об избытке объема производства. Прямо о его избытке свидетельствует увеличение запасов в части готовой продукции, косвенно - увеличение запасов сырья и исходных материалов, так как издержки за них предприятие несет уже при их покупке. Резкое увеличение запасов может свидетельствовать об увеличении объема производства в недалеком будущем, что также должно быть подвергнуто строгому экономическому обоснованию.

Таким образом, при обнаружении  прироста запасов предприятия в  отчетном периоде можно делать вывод  о его влиянии на величину финансового  результата и уровень финансовой устойчивости. Поэтому для того, чтобы достоверно измерить величину запаса финансовой прочности, необходимо произвести коррекцию показателя выручки  от реализации на сумму прироста товарно-материальных запасов предприятия за отчетный период.

В последнем варианте соотношений - при объеме продаж большем, чем  объем произведенной продукции, - прибыль и запас финансовой прочности  больше, чем при стандартном построении. Однако факт продажи продукции, которая  еще не была произведена, то есть фактически не существует еще в данный момент (например, при предоплате большой  партии товара, которая не может  быть произведена за текущий отчетный период), накладывает на предприятие  дополнительные обязательства, которые  должны быть выполнены в будущем. Существует внутренний фактор, уменьшающий  фактическую величину запаса финансовой прочности, - это скрытая финансовая неустойчивость. Признаком наличия  у предприятия скрытой финансовой неустойчивости является резкое изменение  объема запасов.

Информация о работе Финансовый механизм управления операционной прибылью