Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах. Основными задачами являются: обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования; выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления; рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования.

Содержание работы

Введение
Содержание и задачи финансового контроля
Необходимость и значение финансового контроля в процессах управления финансовыми отношениями, его взаимосвязь с функциями учета и анализа
Основные принципы финансового контроля
Международные и национальные стандарты проведения финансового контроля на всех уровнях управления
Виды и методы финансового контроля
Виды, формы и методы финансового контроля, их особенности и эффективность
Понятия внутрифирменного и аудиторского контроля, их особенности
Значение государственного финансового контроля
Организация финансового контроля в РФ
Органы финансового контроля, их основные задачи и функции
Пути совершенствования финансового контроля в РФ
Основные направления повышения эффективности финансового контроля
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 30.01 Кб (Скачать файл)

 

 Основными принципами  финансового контроля являются  следующие: 

 

1.  Принцип законности  в финансовой деятельности выражается  в том, что весь процесс создания, распределения и использования  фондов денежных средств детально  регламентируются нормами финансового  права, соблюдение которых обеспечивается  возможностью применения к правонарушителям  мер государственного принуждения.

 

2.  Принцип гласности  при осуществлении финансовой  деятельности проявляется в процедуре  доведения до сведения граждан,  в том числе, с помощью СМИ,  содержания проектов различных  финансово - плановых актов, принятых  отчётов об их выполнении, результатов  проверок и ревизии финансовой  деятельности и т.д.

 

3.  Независимость контроля  должна быть обеспечена финансовой  самостоятельностью контрольного  органа, более длительными по  сравнению с парламентскими сроками  полномочий руководителей органов  контроля и закреплением в  конституции их статуса.

 

4.  Объективность и  компетентность подразумевают неукоснительное  соблюдение контролёрами действующего  законодательства, высокий профессиональный  уровень работы контролёров на  основе строго установленных  стандартов проведения ревизионной  работы.

 

5.  Принцип ответственности  предполагает добросовестное отношение  сотрудников органов финансового  контроля к своим должностным  обязанностям.

 

6.  Реализация принципа  разграничения функций и полномочий  заключается в отсутствии дублирования  в деятельности органов финансового  контроля.

 

7.  Принцип плановости  в осуществлении финансовой деятельности  означает, что вся финансовая  деятельность государства базируется  на основе целой системы финансово  - плановых актов, структура которых,  порядок составления, утверждения,  исполнения закрепляются в соответствующих  нормативных актах.

 

8.  Принцип системности  означает единство правовой базы, установление периодичности в  проведении тех или иных финансовых  контрольных мероприятий.

 

Таким образом, финансовому  контролю как неотъемлемой части  финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится её осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и  иных нормативно - правовых актах.1

 

1.3 Международные и национальные стандарты проведения финансового контроля на всех уровнях управления

 

 2. Виды и методы финансового контроля

2.1 Виды, формы и методы финансового контроля, их особенности и эффективность

Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение и организацию  контрольных действий. Формы финансового  контроля можно классифицировать по различным критериям.

В зависимости от соотношения времени  проведения контроля и времени совершения проверяемых финансово-хозяйственных  операций выделяют три основные формы  финансового контроля – предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Обычно он проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих  субъектов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, учредительных  документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль позволяет  еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансового законодательства и  нецелевого или нерационального  использования средств, выявить  источники дополнительных финансовых ресурсов.

Текущий контроль, который также  называют оперативным, проводится в  процессе совершения хозяйственных  и финансовых операций, исполнения финансовых планов, бюджетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризацией  и визуального наблюдения, текущий  контроль позволяет отслеживать  и регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать  потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое  использование финансовых средств.

Последующему контролю подлежат итоги  формирования и использования финансовых средств. Проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и  целесообразность их расходования при  исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. В результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных финансово-хозяйственных  операций, достигнутых финансовых результатов  проводится оценка. Последующий контроль отличается углубленным изучением  хозяйственной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период. Его результаты тесно связаны  с результатами предварительного или  текущего контроля, что позволяет  вскрыть недостатки их проведения.

По характеру материала, на основе которого проводится контроль подразделяется на документальный (формальный) и фактический.

Источниками информации для документального (формального) контроля служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых  объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа  и т.п.), а поэтому он не может  быть всеобъемлющим из-за непрерывности  хозяйственных ситуаций. Полноценность  и неопровержимая доказательность  первичных документов и учетных  записей при необходимости устанавливаются  с помощью специальных приемов  фактического контроля. Поэтому оба  вида контроля существуют не изолированно, а дополняют друг друга.

В зависимости от субъекта контроля различают следующие виды контроля:

Государственный;

Негосударственный

Общехозяйственный

Общественный

Внутрихозяйственный

Правовой

Гражданский

Государственный финансовый контроль –неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций  управления страной, обязательное условие  нормального функционирования финансово-кредитной  системы.

Основная его цель – контроль за исполнением государственного бюджета  и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных  резервов, осуществлением финансовых и налоговых льгот.

Ведомственный контроль – в составе  государственного финансового контроля занимает значительное место. Ведомственный  контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных  ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи.

Негосударственный финансовый контроль. Государству нужна информация о  результатах деятельности всех предприятий  для принятия решений в области  экономики, бюджетной политики и  налогообложения. С этой целью создан такой новый вид контроля как  аудит. Аудит построен на принципе полного  хозрасчета, проводимого на основе договора между хозяйствующим субъектом  и аудитором.

К негосударственному аудиту относится  контроль со стороны коммерческих банков. Появление коммерческих банков в  результате перестройки банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области финансового  контроля. Необходимости поддержания  ликвидности требует от банка  оценки финансового состояния и  кредитоспособности предприятий - потенциальных  заемщиков. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование  выданной ссуды, платежеспособность и  ликвидность клиента для большей  вероятности возврата ссуды с  причитающимися процентами в установленный  срок. Такой контроль со стороны  банков – важный элемент управления кредитным риском.

Общественный финансовый контроль осуществляется неправительственными организациями и выполняется  группами, отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. К общественному контролю можно  отнести контроль со стороны профсоюзов.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерией, финансовыми отделами и.т.д.) Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений ( цехов, участков, отделов, филиалов). В  ходе проведения этого контроля могут  проверяться вопросы, связанные  с уплатой налогов в бюджет и налоговым планированием с  использованием выделенных бюджетных  средств.

Правовой контроль проводится правоохранительными  органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской  экспертизы.

Гражданский контроль осуществляется налогоплательщиками – физическими  лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций а также  при составлении и подаче налоговых  деклараций, а также при получении  средств из бюджета ( з/п, пенсий, пособий  и т.д.)

По методам проведения финансовый контроль подразделяется на такие, как: проверка, обследование, анализ финансовой деятельности, надзор, наблюдение (мониторинг), ревизия.

Проверка производится по отдельным  вопросам финансово-хозяйственной  деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В ходе проверок выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия  по устранению их негативных последствий. Проверки делятся на комплексные  и тематические.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей  обследуемого экономического субъекта для определения его финансового  состояния и возможных перспектив развития. При этом не обязательно  проверяются первичные бухгалтерские  документы, могут проводиться контрольные  замеры работ, расход топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.п.

Анализ как метод финансового  контроля должен быть системным и  пофакторным. Он предполагает детальное  изучение периодической или годовой  финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов  финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом  и эффективности его использования.

Наиболее глубоким и всеобъемлющим  методом финансового контроля является ревизия. Можно сформулировать следующее  ее определение. Ревизия – это  полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред. Федер. закона от 17.07.2009 г. № 192-ФЗ) // Российская газета. – 1998. - № 153–154; 2009. - № 133.


Информация о работе Финансовый контроль