|    Методы контроля - это различные способы и приемы 
  проверок и ревизий, а так же способы построения 
  учета и документооборота. Проверки и 
  ревизии бывают внутренними и внешними. 
  Внутренний контроль предусматривает 
  контроль за производственно-хозяйственной 
  деятельностью со стороны предприятия. 
  Он направлен на укрепление финансового 
  состояния  предприятия и росту эффективности 
  его работы. Внутренний контроль могут 
  осуществлять как само предприятие, так 
  и независимые органы. Внешний контроль 
  осуществляется государственными органами, 
  независимыми службами и банками по решению 
  государственных органов. Он направлена 
  проверку внешних финансовых отчетов, 
  то есть отчетов, используемых внешними 
  пользователями: собственниками предприятия, 
  инвесторами и т.д..     Система внутреннего 
  контроля за финансовой деятельностью 
  предприятия
 
 Структура внутреннего контроля 
  может быть подразделена на три составляющих: 
  контрольная среда - набор характеристик, 
  который определяет служебные взаимоотношения, 
  благоприятные для контроля на предприятии;  
  система бухгалтерского учета предприятия 
  политика и процедуры, касающиеся соответствующей 
  записи хозяйственных операций; процедуры 
  контроля - специальные проверки, выполняемые 
  персоналом предприятия. Эти три составляющие 
  во взаимосвязи обеспечивают предотвращение, 
  выявление и исправление существующих 
  ошибок информации и ее искажения.
 Состояние контрольной системы 
  зависит от стиля работы руководителей, 
  их философии  и эффективной системы разъяснений, 
  целей  контроля и надзора за деятельностью 
  персонала.
  Контрольная среда состоит 
  из следующих элементов:
 - политика и методы управления:
 - организация структура предприятия:
 - деятельность исполнительного 
  органа:
 - методы распределения функций 
  управления:
 - управленческие методы контроля, 
  в том числе внутренний аудит:
 - кадровая политика:
 - внешние воздействия (например, 
  проверка со стороны банковских органов).
 
 
 Система бухгалтерского 
  учета, политика и процедура контроля.
 
 
 В системе бухгалтерского учета 
  обрабатывается информация и хозяйственных 
  операциях, регистрируются операции в 
  бухгалтерских регистрах, и составляется 
  финансовая отчетность.
 Основными задачами бухгалтерского 
  учета является:
 - формирование полной и достоверной 
  информации о деятельности  организации 
  и ее имущественном положении, необходимой 
  внутренним пользователям бухгалтерской 
  отчетности - руководителям, учредителям, 
  участникам и собственникам имущества 
  организации, а также внешним - инвесторам, 
  кредиторам и другим пользователям бухгалтерской 
  отчетности;
 - обеспечение информацией, 
  необходимой внутренним и внешним пользователям 
  бухгалтерской отчетности за соблюдением 
  законодательства Российской     Федерации 
  при осуществлении хозяйственных операций 
  и их целесообразностью, наличием движения 
  имущества и обязательств, использованием 
  материальных, трудовых и финансовых ресурсов 
  в соответствии с установленными нормами, 
  нормативами и сметами;
 - предотвращение отрицательных 
  результатов хозяйственной деятельности 
  организации и выявление внутрихозяйственных 
  резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
 
 
 Система внешнего 
  контроля
 
 
 Внутренний контроль необходимо 
  отличать от внешнего контроля. С развитием 
  рыночных отношений понятие контроля 
  неразрывно связано с понятием аудита.
 
 
 Аудит
 
 
 Аудит - это системный процесс 
  получения и оценки объективных данных 
  об экономических действиях и событиях, 
  устанавливающих уровень их соответствия 
  определенному критерию и представляющий 
  результаты заинтересованным пользователям. 
  Он имеет свою цель и логику и основывается 
  на структурном подходе  к принятию решений. 
  Он не является беспорядочным и незапланированным. 
  В ходе этого процесса получают и оценивают 
  данные, влияющие на принятие аудиторских 
  решений.
 Независимая оценка объективных 
  данных об экономических действиях осуществляется 
  внешними аудиторами и относится к внешнему 
  контролю (аудиту).
 Аудиторский контроль, широко 
  применяемый в мировой практике, направлен 
  на обеспечение достоверности бухгалтерского 
  учета и отчетности, в чем одинаково заинтересованы 
  предприятия (фирмы) в лице их владельцев 
  (акционеров), государство, в лице налоговой 
  службы и аудиторы. В своей деятельности 
  аудитор руководствуется законодательством 
  и собственной выгодой, что в условиях 
  конкуренции способствует качеству проверки.
 Основной целью аудиторской 
  деятельности является установление достоверности 
  бухгалтерской (финансовой) отчетности 
  экономических субъектов и совершенных 
  ими финансовых и хозяйственных операций 
  нормативным актам, действующим в Российской 
  Федерации.
 Основными принципами являются: 
  независимость, обязательность и ответственность.
 
 Государственный 
  контроль.
 
 
 Переход к рыночным отношениям 
  тесным образом связан с введением целой 
  налоговой системы, способной обеспечить 
  концентрацию в руках государства финансовых 
  ресурсов, необходимых для решения задач 
  экономического и социального развития 
  страны. Создана единой система контроля. 
  Для контроля за соблюдением налогового 
  законодательства, за правильностью исчисления, 
  полнотой и своевременностью внесения 
  в соответствующие бюджеты налогов и других 
  платежей, установленных законодательством 
  Российской Федерации создана государственная 
  налоговая служба.
 Государственная налоговая 
  служба Российской Федерации, а также 
  Государственные налоговые службы субъектов, 
  входящих в состав Российской Федерации 
  Государственные налоговые инспекции 
  областей, регионов и городов имеют право:
 - производить в министерствах 
  и ведомствах  и ведомствах, на предприятиях, 
  в учреждениях и организациях любых форм 
  собственности проверки денежных документов, 
  бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, 
  деклараций и иных документов, связанных 
  с исчислением и уплатой налогов и других 
  обязательных платежей в бюджет, а также 
  получать необходимые объяснения, справки 
  и сведения по вопросам, возникшим при 
  проверках;     - получать от предприятии, 
  учреждений, организаций (включая банки 
  и иные финансово-кредитные учреждения) 
  сведения о вкладах предприятий и организаций. 
  Эту информацию должностные лица налоговой 
  службы обязаны сохранять в тайне;
 - обследовать с соблюдением 
  соответствующих правил при осуществлении 
  своих полномочий любые используемые 
  для извлечения доходов либо связанные 
  с содержанием объектов налогообложения 
  независимо от их нахождения производственные 
  склады, торговые и иные помещения предприятий, 
  учреждений, организаций;
 - требовать от руководителей 
  и других должностных лиц проверяемых 
  предприятий, учреждений, организаций 
  устранения выявленных нарушений законодательства;
 - приостанавливать операции 
  предприятий, учреждений, организаций 
  по расчетным и другим счетам в банках 
  и иных финансово-кредитных учреждениях 
  в случаях непредставления (или отказа 
  представить государственным налоговым 
  инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских 
  отчетов, балансов, расчетов и других документов, 
  связанных с исчислением и уплатой налогов 
  и иных обязательных платежей в бюджет;
 - изымать у предприятий, учреждений 
  и организаций документы, свидетельствующие 
  о сокрытии или занижении прибыли (дохода) 
  или сокрытии иных объектов от налогообложения, 
  с одновременным производства осмотра 
  документов, фиксируя их содержание. Основанием 
  для изъятия соответствующего документа 
  является письменное мотивированное постановление 
  должностного лица налоговой инспекции.
 - применять к предприятиям, 
  учреждениям, организациям финансовые 
  санкции в виде всей суммы сокрытой или 
  заниженной прибыли (дохода) либо суммы 
  налога за иной сокрытый (заниженный) объект 
  налогообложения и штрафа в размере той 
  же суммы, а при повторном нарушении в 
  двойном размере; десяти процентов причитающихся 
  сумм налогов или платежей за отсутствие 
  учета прибыли (дохода) или иного объекта 
  налогообложения;
 - в бесспорном порядке взыскивать 
  в бюджет недоимки, а также суммы штрафов 
  и иных санкций, предусмотренных Законом 
  “О Государственной налоговой службе” 
  ;
 - предъявлять в суде и арбитраже 
  иски, о признании недействительной регистрации 
  предприятий, в случае нарушения установленного 
  порядка регистрации, о признании сделок 
  недействительными и взыскание в доход 
  государстве всего полученного по таким 
  сделкам, о взыскании неосновательно приобретенного 
  не по сделке, а в результате других незаконных 
  действий;
 - налагать административные 
  штрафы на должностных лиц предприятия, 
  учреждений организаций в порядке установленном 
  Законом “О Государственной налоговой 
  службе”.
 
 Сегодня органы государственной 
  власти уделяют серьезное внимание вопросам 
  совершенствования системы финансового 
  контроля. Поскольку очевидно, что обязательным 
  условием эффективного функционирования 
  экономики и финансовой системы страны 
  является наличие развитой системы контроля. 
  Предпринят уже ряд шагов, направленных 
  на ее реформирование. Заметную роль в 
  совершенствовании финансового контроля 
  призвано сыграть принятию бюджетного 
  кодекса.
  В целях наиболее полного 
  выполнения Указа Президента Российской 
  Федерации от 03.03.98 г. «Об обеспечении 
  взаимодействия государственных органов 
  в борьбе с правонарушениями в 
  сфере экономики» на основании постановления 
  Правительства РФ от 06 марта 1998 г. № 
  276 был создан Департамент государственного 
  финансового контроля и аудита.
  Создание такого органа вызвано 
  необходимостью организации аудиторской 
  деятельности и соединением в единый блок 
  всех подразделений МФ России, выполняющих 
  контрольные функции.
  В настоящее время в 
  Минфине активизирована работа по подготовке 
  проектов федеральных законов о 
  государственном контроле в Российской 
  Федерации.
  Для эффективного осуществления 
  государственного финансового контроля 
  требуется не только назвать органы 
  государственного контроля, что теперь 
  сделано в Бюджетном Кодексе, 
  но и законодательно закрепить их 
  задачи, права, сферу действия. Усилия 
  органов власти, которым поручено 
  выполнять функции контроля, не координируются 
  и осуществляют они его в основном 
  в рамках своего ведомства, что вызывает 
  раздробленность финансовой системы.
  Я думаю, что ещё одним 
  важным вопросом является отсутствие 
  закона, определяющего возможности 
  государственного финансового контроля 
  в отношении нарушителей финансового 
  законодательства. Ведь без административных, 
  материально-финансовых мер воздействия 
  на нарушителей финансового законодательства, 
  невозможно достичь высоких результатов 
  в выполнении поставленных перед 
  органами контроля задач.
  Таким образом, считаю, что 
  сегодня, когда вся бюджетная 
  система России находится в стадии 
  становления, вопрос реформирования системы 
  финансового контроля, является одним 
  из наиболее важных.
 |