Финансовый контроль на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:04, реферат

Описание работы

Методы контроля - это различные способы и приемы проверок и ревизий, а так же способы построения учета и документооборота. Проверки и ревизии бывают внутренними и внешними. Внутренний контроль предусматривает контроль за производственно-хозяйственной деятельностью со стороны предприятия. Он направлен на укрепление финансового состояния предприятия и росту эффективности его работы. Внутренний контроль могут осуществлять как само предприятие, так и независимые органы.

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль на предприятии.docx

— 21.65 Кб (Скачать файл)

Финансовый контроль на предприятии


 

  

 Методы контроля - это различные способы и приемы проверок и ревизий, а так же способы построения учета и документооборота. Проверки и ревизии бывают внутренними и внешними. Внутренний контроль предусматривает контроль за производственно-хозяйственной деятельностью со стороны предприятия. Он направлен на укрепление финансового состояния  предприятия и росту эффективности его работы. Внутренний контроль могут осуществлять как само предприятие, так и независимые органы. Внешний контроль осуществляется государственными органами, независимыми службами и банками по решению государственных органов. Он направлена проверку внешних финансовых отчетов, то есть отчетов, используемых внешними пользователями: собственниками предприятия, инвесторами и т.д..

 

 
 Система внутреннего  контроля за финансовой деятельностью предприятия 
 
  Структура внутреннего контроля может быть подразделена на три составляющих: контрольная среда - набор характеристик, который определяет служебные взаимоотношения, благоприятные для контроля на предприятии;  система бухгалтерского учета предприятия политика и процедуры, касающиеся соответствующей записи хозяйственных операций; процедуры контроля - специальные проверки, выполняемые персоналом предприятия. Эти три составляющие во взаимосвязи обеспечивают предотвращение, выявление и исправление существующих ошибок информации и ее искажения. 
Состояние контрольной системы зависит от стиля работы руководителей, их философии  и эффективной системы разъяснений, целей  контроля и надзора за деятельностью персонала.

 
Контрольная среда состоит  из следующих элементов: 
    - политика и методы управления: 
    - организация структура предприятия: 
    - деятельность исполнительного органа: 
    - методы распределения функций управления: 
    - управленческие методы контроля, в том числе внутренний аудит: 
    - кадровая политика: 
    - внешние воздействия (например, проверка со стороны банковских органов). 
 
 
Система бухгалтерского учета, политика и процедура контроля. 
 
 
    В системе бухгалтерского учета обрабатывается информация и хозяйственных операциях, регистрируются операции в бухгалтерских регистрах, и составляется финансовая отчетность. 
    Основными задачами бухгалтерского учета является: 
    - формирование полной и достоверной информации о деятельности  организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; 
    - обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности за соблюдением законодательства Российской     Федерации при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием движения имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами и сметами; 
    - предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. 
     
 
Система внешнего контроля 
 
 
    Внутренний контроль необходимо отличать от внешнего контроля. С развитием рыночных отношений понятие контроля неразрывно связано с понятием аудита.     
 
 
Аудит 
 
 
    Аудит - это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям. Он имеет свою цель и логику и основывается на структурном подходе  к принятию решений. Он не является беспорядочным и незапланированным. В ходе этого процесса получают и оценивают данные, влияющие на принятие аудиторских решений. 
    Независимая оценка объективных данных об экономических действиях осуществляется внешними аудиторами и относится к внешнему контролю (аудиту). 
    Аудиторский контроль, широко применяемый в мировой практике, направлен на обеспечение достоверности бухгалтерского учета и отчетности, в чем одинаково заинтересованы предприятия (фирмы) в лице их владельцев (акционеров), государство, в лице налоговой службы и аудиторы. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством и собственной выгодой, что в условиях конкуренции способствует качеству проверки. 
        Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. 
    Основными принципами являются: независимость, обязательность и ответственность. 
     
Государственный контроль. 
 
     
    Переход к рыночным отношениям тесным образом связан с введением целой налоговой системы, способной обеспечить концентрацию в руках государства финансовых ресурсов, необходимых для решения задач экономического и социального развития страны. Создана единой система контроля. Для контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации создана государственная налоговая служба. 
    Государственная налоговая служба Российской Федерации, а также Государственные налоговые службы субъектов, входящих в состав Российской Федерации Государственные налоговые инспекции областей, регионов и городов имеют право:  
    - производить в министерствах и ведомствах  и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях любых форм собственности проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникшим при проверках;     - получать от предприятии, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) сведения о вкладах предприятий и организаций. Эту информацию должностные лица налоговой службы обязаны сохранять в тайне; 
    - обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от их нахождения производственные склады, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций; 
    - требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций устранения выявленных нарушений законодательства; 
    - приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет; 
    - изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производства осмотра документов, фиксируя их содержание. Основанием для изъятия соответствующего документа является письменное мотивированное постановление должностного лица налоговой инспекции. 
    - применять к предприятиям, учреждениям, организациям финансовые санкции в виде всей суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода) либо суммы налога за иной сокрытый (заниженный) объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении в двойном размере; десяти процентов причитающихся сумм налогов или платежей за отсутствие учета прибыли (дохода) или иного объекта налогообложения; 
    - в бесспорном порядке взыскивать в бюджет недоимки, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных Законом “О Государственной налоговой службе” ; 
    - предъявлять в суде и арбитраже иски, о признании недействительной регистрации предприятий, в случае нарушения установленного порядка регистрации, о признании сделок недействительными и взыскание в доход государстве всего полученного по таким сделкам, о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий; 
    - налагать административные штрафы на должностных лиц предприятия, учреждений организаций в порядке установленном Законом “О Государственной налоговой службе”. 
 
 Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию бюджетного кодекса.

 
В целях наиболее полного  выполнения Указа Президента Российской Федерации от 03.03.98 г. «Об обеспечении  взаимодействия государственных органов  в борьбе с правонарушениями в  сфере экономики» на основании постановления  Правительства РФ от 06 марта 1998 г. № 276 был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита.

 
 Создание такого органа вызвано  необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих контрольные функции.

 
В настоящее время в  Минфине активизирована работа по подготовке проектов федеральных законов о  государственном контроле в Российской Федерации.

 
Для эффективного осуществления  государственного финансового контроля требуется не только назвать органы государственного контроля, что теперь сделано в Бюджетном Кодексе, но и законодательно закрепить их задачи, права, сферу действия. Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.

 
 Я думаю, что ещё одним  важным вопросом является отсутствие закона, определяющего возможности  государственного финансового контроля в отношении нарушителей финансового  законодательства. Ведь без административных, материально-финансовых мер воздействия  на нарушителей финансового законодательства, невозможно достичь высоких результатов  в выполнении поставленных перед  органами контроля задач.

 
Таким образом, считаю, что  сегодня, когда вся бюджетная  система России находится в стадии становления, вопрос реформирования системы  финансового контроля, является одним  из наиболее важных.



Информация о работе Финансовый контроль на предприятии