Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:40, практическая работа
Использованием материальных ресурсов определяет до 80% затрат на производство продукции, то есть они служат основой и являются необходимым условием выполнения программы выпуска и реализации продукции (работ, услуг), снижения ее себестоимости. Особое значение имеет комплексное использование материальных ресурсов, их рациональное расходование, по возможности применение более дешевых и эффективных материалов в целях улучшения финансового состояния организации.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Национальный 
механики и оптики
Гуманитарный факультет
Кафедра финансового менеджмента
Практические работы
По дисциплине: Финансовый и экономический анализ.
                              
студентки группы № 3081
Гиз А.К.
                              
Преподаватель:
Гаврилов Н. П.
Санкт-Петерург
2012
3. Анализ использования материальных ресурсов
Использованием материальных 
ресурсов определяет до 80% затрат на производство 
продукции, то есть они служат основой 
и являются необходимым условием 
выполнения программы выпуска и 
реализации продукции (работ, услуг), снижения 
ее себестоимости. Особое значение имеет 
комплексное использование 
К материальным ресурсам относятся 
различные виды сырья, материалов, топлива, 
энергии, комплектующих и 
Основными показателями, характеризующими использование материальных ресурсов в производстве, являются общая материалоемкость всей товарной продукции и удельная материалоемкость конкретных видов изделий. При этом уровень материалоемкости товарной продукции определяется путем отнесения материальных затрат на производство к ее стоимости, удельная материалоемкость отдельных изделий - как соотношение материальных затрат на их производство и цены этих изделий.
Для проведения анализа использования материальных ресурсов используют такие источники информации, как бизнес-план, данные аналитического, синтетического учета материалов, бухгалтерской и статистической отчетности.
3.1. Анализ обеспеченности 
предприятия материальными 
Важным условием бесперебойной нормальной работы предприятия является полная обеспеченность потребности в материальных ресурса источниками покрытия.
Различают внутренние (собственные) и внешние источники обеспечения потребности в материальных ресурсах. К внутренним источникам относят сокращение отходов сырья, использование вторичного сырья, собственное изготовление материалов и полуфабрикатов, экономию материалов в результате внедрения достижений научно-технического прогресса. К внешним источникам относят поступление материальных ресурсов от поставщиков в соответствии с заключенными договорами. При этом, потребность в завозе материальных ресурсов со стороны определяется разностью между общей потребностью в каждом виде материальных ресурсов и суммой внутренних источников ее покрытия.
Анализ данных 
показателей проводится по каждому 
виду материалов. Для более точного 
и детального анализа данные о 
поставках и потреблении 
Таблица 3.1
Обеспечение предприятия материальными ресурсами
| Вид поставленных материальных ресурсов | Объем поставки по плану | Объем поставки фактический | В том числе | ||||
| Засчитываются с учетом выполнения условий договора поставки | Не засчитываются из-за нарушения договорных условий | ||||||
| 
 Срок поставки | 
 Количество | 
 Объем | 
 Номенклатура | ||||
| ДСП | 1290 | 1300 | 1350 | 10 | 35 | 10 | |
| Шпон | 1350 | 1350 | 1430 | 15 | 10 | ||
| Кант | 5700 | 6000 | 5800 | 5 | 5 | 5 | |
| Шурупы | 850 | 900 | 935 | 10 | 15 | 10 | 10 | 
| Итого | 9190 | 9550 | 9250 | 25 | 55 | 25 | 25 | 
По данным таблицы 3.1 план по обеспечению материальными ресурсами перевыполнен на 3,92%.
3.2. Анализ потребности в 
Одной из функций процесса управления материальными ресурсами как важнейшей составляющей оборотных фондов и в целом оборотных средств является определение объема материальных ресурсов, объективно необходимого для обеспечения нормальной хозяйственной деятельности предприятия в плановом периоде.
Наиболее представительными 
исходными данными для 
Определение текущего запаса материалов проводят, используя табл. 3.2.
Таблица 3.2
Расчет текущего запаса (вид материала) на квартал
| № подразделения | Расход материала за предыдущий квартал (Р), тыс. руб. | Однодневный расход материала, тыс. руб. (гр.2/61 день) | Средний остаток за I квартал, тыс. руб. | Норма текущего запаса (Нд), дни (гр.4/гр.3) | Норма текущего запаса, тыс. руб. | |
| действующая (квартал=90 календарных дней) (2/90 дней*гр.5) | расчетная (квартал=61 рабочий день) (2/61 день*гр.5) | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| Цвет. металл | 7743,80 | 126,95 | 1738,80 | 13,7 | 1178,78 | 1738,53 | 
| Трубы | 10670,70 | 174,93 | 1073,00 | 6,1 | 723,24 | 1067,07 | 
| Прокат | 5723,40 | 93,83 | 1127,40 | 12,0 | 763,12 | 1125,96 | 
| Лист | 8672,50 | 142,17 | 1576,30 | 11,1 | 1069,61 | 1578,09 | 
| Итого | 32810,40 | 537,88 | 5515,5 | 42,9 | 3734,75 | 5509,65 | 
3.3. Анализ эффективности использования материальных ресурсов
В процессе потребления материальных ресурсов в производстве происходит их трансформация в материальные затраты, поэтому уровень их расходования определяется через показатели, исчисленные исходя из суммы материальных затрат.
Итоговым в 
анализе показателей 
Таблица 3.3
Данные для факторного анализа показателя прибыли на 1 руб. материальных затрат (руб.)
| Показатель | План | Факт | Изменения | 
| 1 . Прибыль от продаж | 4578643,80 | 5632748,90 | +1054105,10 | 
| 2. Выручка от продаж | 2784827,50 | 2963482,45 | +178654,95 | 
| 3. Объем выпуска продукции | 3892743,80 | 4072054,60 | +179310,80 | 
| 4. Материальные затраты | 2239478,00 | 2645890,60 | +406412,60 | 
| 5. Материалоотдача, руб. | 1,24 | 1,12 | -0,12 | 
| 6. Рентабельность продаж, % | 1,65 | 1,90 | +0,25 | 
| 7. Удельный вес выручки 
  в общем объеме выпуска  | 0,72 | 0,73 | +0,01 | 
| 8. Прибыль на 1 руб. материальных затрат, руб. | 2,05 | 2,13 | +0,08 | 
Для факторного анализа рентабельности материальных ресурсов используется следующая модель:
П/МЗ = (П/ВП)*(ВП/В)*(В/МЗ) = РП*УВ*МО = 2,13 (по факту)
где П — прибыль от продаж;
ВП — выручка от продаж;
В — выпуск продукции;
Рп — рентабельность продаж;
УВ — доля выручки в общем объеме выпуска продукции;
МО — материалоотдача.