Финансовые риски и управление ими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Деятельность любого предприятия неразрывно связана с понятием «риск»: банк, в котором предприятие держит свои денежные средства, может обанкротиться (тем более если вспомнить недавний августовский банковский кризис), деловой партнер, с которым заключена сделка, — оказаться недобросовестным, а сотрудник, принятый на работу, — некомпетентным. Не стоит забывать и о стихийных бедствиях, компьютерных вирусах, экономических кризисах и других явлениях, способных нанести урон компании.

Содержание работы

Введение…………………………………………...…………………………...…3
Глава I Понятие риска, основные его черты.
1.1. Риск, его черты и функции………………………………........……...….5
1.2. Виды и классификация рисков…………………………….…..………...6
1.3. Виды потерь вследствие возникновения рисков………………….........9
Глава II Финансовые риски и управление ими.
2.1. Понятие финансовых рисков, их виды и классификация….…...…….11
2.2. Управление финансовыми рисками…….……………………………...18
2.3. Способы оценки финансовых рисков……………….……………........22
2.4. Методы снижения (минимизации) рисков…………..…………….......27
Заключение………………………………………………………...…………....32
Расчетная (практическая) часть ………….…………………….………...…34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая финан менедж.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

2.4.   Методы снижения (минимизации) финансового риска

         После выявления возможных финансовых рисков, с которыми может столкнуться фирма в процессе осуществления финансовой деятельности, после определения факторов, оказывающих влияние на уровень риска и оценки риска, а также выявления связанных с ними потенциальных потерь перед предпринимательской фирмой стоит задача разработки минимизации финансовых рисков. Таким образом, специалист по риску должен принять решение о выборе наиболее приемлемых путей нейтрализации финансовых рисков, т.е. выбрать наиболее приемлемый метод снижения риска. Снижение степени риска – это сокращение вероятности и объема потерь.

Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются [9]:

  1. уклонение от риска – отказ от совершения финансовых операций, связанных с высоким уровнем риска. Позволяет полностью избежать потенциальных потерь, связанных с финансовыми рисками, но, с другой стороны, не позволяет получить прибыли, связанной с рискованной деятельностью. Как правило, данный способ применим лишь в отношении очень крупных рисков. Естественно, что не от всех видов финансовых рисков фирме удается уклониться, большую, часть из них приходится брать на себя. Некоторые финансовые риски принимаются, потому что несут в себе потенциал возможной прибыли, другие принимаются в силу их неизбежности.
  2. при принятии риска на себя основной задачей фирмы является нахождение  источников необходимых ресурсов для покрытия возможных потерь. В данном случае потери покрываются из любых ресурсов, оставшихся после наступления финансового риска и понесения потерь. Если оставшихся ресурсов у фирмы недостаточно, она может прибегнуть к заемным (кредитным)  ресурсам. Однако в данном случае доступность кредитных ресурсов имеет существенные ограничения. И главным из них является перспектива будущей прибыльности фирмы. Доступность кредитных ресурсов во многом зависит от остаточной стоимости бизнеса после возникновения потерь. Фирме еще до возникновения потерь необходимо иметь план их преодоления, чтобы убедить кредитные организации в перспективах деятельности фирмы. Другим ограничением в привлечении кредитных ресурсов после возникновения финансовых рисков может быть их цена. Использование кредитных ресурсов может ослабить финансовое положение предприятия. Кредитные ресурсы как средство покрытия потерь не повышают эффективность финансовых операций, так как влекут за собой дополнительные расходы, связанные с процентными платежами.
  3. передача риска партнерам по отдельным финансовым операциям путем заключения некоторых контрактов. При этом хозяйственным партнерам передается та часть финансовых рисков фирмы, по которой они имеют больше возможностей нейтрализации их негативных последствий и, как правило, располагают более эффективными способами внутренней страховой защиты.    В целом передача риска происходит, если в заключенном сторонами контракте существует специфическое положение относительно передачи конкретных (или всех) финансовых рисков контрагенту. Сторона, принявшая на себя риск, обычно вторично передает его, заключив договор страхования ответственности.
  4. объединение риска. Фирма имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физические лица, заинтересованные в успехе общего дела. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово–промышленные группы, ассоциации, концерны. Таким образом, под объединение финансового риска понимается метод его снижения, при котором риск делится между несколькими субъектами экономики. Объединяя усилия в решении проблемы, несколько предпринимательских фирм могут разделить между собой как возможную прибыль, так и убытки от ее реализации.
  5. диверсификация представляет собой процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Например, приобретение инвестором акций пяти разных акционерных обществ вместо акций одного общества увеличивает вероятность получения им среднего дохода в пять раз и соответственно в пять раз снижает степень риска. Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска. Однако она не может свести инвестиционный риск до нуля. Это связано с тем, что на предпринимательство и инвестиционную деятельность хозяйствующего субъекта оказывают влияние внешние факторы, которые не связаны с выбором конкретных объектов вложения капитала, и, следовательно, на них не влияет диверсификация.

К этим факторам относятся процессы, происходящие в экономике страны в целом, военные действия, гражданские волнения, инфляция и дефляция, изменение процентных ставок по депозитам, кредитам в коммерческих банках, и т.д. Риск, обусловленный этими процессами, нельзя уменьшить с помощью диверсификации.

  1. хеджирование – страхование рисков изменения цен путем заключения сделок на срочных рынках. Наиболее часто встречающийся вид хеджирования – хеджирование фьючерсными контрактами. Зарождение фьючерсных контрактов было вызвано необходимостью страхования от изменения цен на товары.                 В настоящее время целью хеджирования выступает не снятие рисков, а их оптимизация. Механизм хеджирования заключается в балансировании обязательств на наличном рынке (товаров, ценных бумаг, валюты) и противоположных по направлению на фьючерсном рынке. Помимо операций с фьючерсами операциями хеджирования могут считаться и операции с другими срочными инструментами: форвардными контрактами, опционами и сделки «своп». Фьючерсные контракты – это срочные, заключаемые на биржах сделки купли-продажи сырьевых товаров, золота, валюты, ценных бумаг по ценам, действующим в момент заключения сделки, с поставкой купленного товара и его оплатой в будущем. «Своп» – торгово–финансовая обменная операция, в которой заключение сделки о купле (продаже) ценных бумаг, валюты сопровождается заключением контр сделки, сделки об обратной продаже (купле) того же финансового инструмента через определенный срок на тех же или иных условиях. Хеджирование с использованием опционов – сделка с премией (опционом), которая уплачивается за право продать или купить в течение предусмотренного опционом срока ценную бумагу, валюту в обусловленном количестве и по оговоренной цене.

Результатом хеджирования является не только снижение рисков, но и снижение возможной прибыли. Различают хеджирование покупкой и продажей. Хеджирование покупкой (хедж покупателя, длинный хедж) связано с приобретением фьючерса, что обеспечивает покупателю страхование от возможного повышения цен в будущем. При хеджировании продажей (хедж продавца, короткий хедж) предполагается осуществить продажу на рынке реального товара, и в целях страхования от возможного снижения цен в будущем осуществляется продажа срочных инструментов [9].

  1. лимитирование – установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договоров. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.
  2. использование внутренних финансовых нормативов. Минимизировать финансовые риски фирма может также путем установления и использования внутренних финансовых нормативов в процессе разработки программы осуществления определенных финансовых операций или финансовой деятельности фирмы в целом. Система внутренних финансовых нормативов может включать в себя:
  • предельный размер заемных средств, используемых в производственно-хозяйственной деятельности фирмы;
  • максимальный размер коммерческого или потребительского кредита, предоставляемого одному покупателю;
  • минимальный размер активов в высоколиквидной форме;
  • максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке;
  • максимальный размер средств, расходуемых на приобретение ценных бумаг одного эмитента, и др.

Поскольку эти нормативы внутренние, разрабатывать их должна финансовая служба самой фирмы, которой лучше, чем кому-либо, известны особенности финансовой и производственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для эффективного управления финансовыми рисками необходимо представить процесс управления в виде определенной последовательности действий, включающей анализ рисков, выбор метода воздействия на риск, принятие решения, воздействие на риск и контроль результатов.

Среди основных принципов управления риском можно выделить следующие:

  • нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
  • необходимо думать о последствиях риска;
  • нельзя рисковать многим ради малого.
  • нельзя применять меры, которые дороже чем последствия от наступления рискового события.

 Первый принцип требует, чтобы предприниматель:

  • определил максимально возможный объем убытка в случае наступления рискового события;
  • оценил, не приведут ли убытки к банкротству предприятия.

Второй принцип. Зная максимально возможную величину убытка, принять решение о принятии риска на свою ответственность, передаче риска на ответственность другому лицу (случай страхования риска) или об отказе от риска (т.е. от мероприятия).

          Третий принцип требует соизмерения ожидаемого результата (прибыли) с возможными потерями в случае наступления рискового события

Из сказанного следует, что основными приемами управления риском являются:

1. снижение риска подразумевает уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятного события. Особенно важными в этой связи выступают методы оценки риска.

2. сохранение риска на существующем уровне не всегда означает отказ от любых действий по управлению рисками, хотя такая возможность также предусматривается. Основными методами здесь являются самострахование и привлечение внешних источников (путем государственных дотаций или участия в промышленных группах).

3. передача риска подразумевает страхование риска, его распределение или юридическое оформление на сторонние организации (финансовые гарантии, поручительства).

Таким образом, можно сказать, что в настоящее время существует множество методов управления рисками, способных принести компании дополнительную экономическую выгоду.

Выполнение мероприятий по управлению рисками позволяет компании своевременно выявлять и предотвращать появление отрицательных последствий риска. Важным дополняющим этапом этого процесса является проблема оценки рисков. Методы оценки рисков, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, также очень множественны. Среди них имеются такие, как вариация, дисперсия, среднее ожидаемое значение, анализ целесообразности затрат,  индексация, метод экспертных оценок и др.

В данной работе были рассмотрены виды рисков и потерь организаций, основные методы оценки и анализа рисков, принятия решений – то, без чего невозможно эффективное управление риском.

Обязанности управляющего будут состоять в выборе наиболее подходящих для компании решений. Одна из основных его задач – оценить риск и свести его к минимуму, чтобы получить максимальную прибыль в случае удачной сделки и понести минимальные потери в случае неудачной сделки. Неправильно определив влияние некоторых факторов, менеджер может привести компанию к краху. Поэтому резко возрастает важность таких качеств, как опыт, квалификация, и, конечно, интуиция. Необходим постоянный анализ существующей ситуации, очень важно использование опыта других организаций (возможность учиться на чужих ошибках).

 

 

 

Расчетная (практическая) часть

Вариант №2

«Оценка деловой активности компании»

 

        Финансовый  менеджер компании ОАО «Восход»  обратил внимание на то, что  за последние двенадцать месяцев  объем денежных средств на  счетах значительно уменьшился. Финансовая информация о деятельности  ОАО «Восход» приведена в таблице 1.

       Все закупки и продажи производились в кредит, период – 1 месяц.

       Требуется:

  1. проанализировать приведенную информацию и рассчитать продолжительность финансового цикла, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота компании, за 2007 и 2008 гг.;
  2. составить аналитическую записку о влиянии изменений за исследуемые периоды;

     Дополнительная информация:

  1. Для расчета следует предположить, что год состоит из 360 дней.
  2. Все расчеты следует выполнить с точностью до дня.

Таблица 1

Финансовая информация о деятельности ОАО «Восход»

Показатели

2007 г., руб

2008 г., руб

Выручка от реализации продукции

477 500

535 800

Закупки сырья и материалов

180 000

220 000

Стоимость потребленных сырья и материалов

150 000

183 100

Себестоимость произведенной продукции

362 500

430 000

Себестоимость реализованной продукции

350 000

370 000

Средние остатки

Дебиторская задолженность

80 900

101 250

Кредиторская задолженность

19 900

27 050

Запасы сырья и материалов

18 700

25 000

Незавершенное производство

24 100

28 600

Готовая продукция

58 300

104 200


 

Решение задачи:

1). На основании данных, представленных  в задании и Указаниях к  решению задачи, сформируем агрегированный  баланс ОАО «Восход» за 2008 г.

(таблица 2). Недостающие показатели  дополнены самостоятельно.

Таблица 2

                              Агрегированный баланс

Активы

 

     Оборотные средства:

 

Денежные средства

76 500

Дебиторская задолженность

25 300

Материальные запасы

650

Запасы готовой продукции

4 700

Итого оборотных средств

107 150

     Основные средства:

 

Земля

80 000

Здания и оборудование

260 000

Накопленный износ

70 000

Итого основных средств

270 000

Итого активов

377 150

Пассивы

 

   Краткосрочные и долгосрочные  обязательства:

 

Счета к оплате

3 700

Налог, подлежащий оплате

18 950 

Итого краткосрочных и долгосрочных обязательств

22 650

    Собственный капитал:

 

Обыкновенные акции

230 000

Нераспределенная прибыль

124 500

Итого собственного капитала

  354 500 

Итого пассивов

377 150

Информация о работе Финансовые риски и управление ими