Финансово-промышленные группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее изучение ФПГ, закономерности и особенности их становления, функционирования и развития. В работе будет проведен анализ основных показателей их финансовой деятельности. Кроме того, будут рассмотрены особенности финансов агропромышленных финансовых групп.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика финансово-промышленных групп…………...6
1.1. Сущность и значение финансово-промышленных групп. Типы ФПГ….....6
1.2. Особенности формирования и развития финансово-промышленных групп в России……………………………………………………………………………10
Глава 2. Финансовая деятельность финансово-промышленных групп……….17
2.1. Учет и отчетность в финансово-промышленных группах………………...17
2.2. Анализ финансовой деятельности финансово-промышленных групп…...21
Глава 3. Агропромышленные финансовые группы в РФ………………………28
3.1. Формирование и эффективное функционирование аграрных финансово-промышленных групп в РФ……………………………………………………...28
3.2. Особенности финансов аграрных финансово-промышленных групп……41
Заключение………………………………………………………………………..45
Список использованной литературы…………………………………………….48

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

В качестве ключевых направлений  решения поставленных задач можно  выделить следующие виды внутригрупповой интеграции:

- со всевозможными  финансовыми институтами;

- с поставщиками сырья,  материалов, запасных частей;

- с НИИ;

- с потребителями аналогичного  сырья в целях противодействия  поставщикам-монополистам;

-с организациями, занимающимися сбытом, доставкой сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой переработки, а также продвижение данной продукции на рынок;

- с производителями  аналогичной продукции для координации  сбытовой, производственной, логистической  и прочих видов деятельности.

Переходя к рассмотрению основных проблем повышения экономической  эффективности и конкурентоспособности  деятельности агропромышленных финансовых групп, следует выделить четыре основных проблемных блока:

1.Неэффективность системы  управления аграрными ФПГ, несоответствие между формальной (юридической) структурой и реальной структурой принятия управленческих решений.

2. Отсутствие общей  стратегии агропромышленной финансовой  группы.

3.Недостаточный уровень  финансовых ресурсов в финансово-агропромышленных  группах.

4. Отсутствие государственной  поддержки аграрных ФПГ.

Необходимо также отметить, что неэффективность структуры  управления агропромышленных финансовых групп, отсутствие ясной стратегии  и низкое качество менеджмента являются основными проблемами, которые обуславливают недостаток финансовых ресурсов. Также приведенные негативные факторы значительно снижают инвестиционную привлекательность аграрных ФПГ.

В соответствии с действующим  законодательством, в рамках любой  ФПГ должна быть создана центральная  управляющая компания должна быть наделена достаточными полномочиями. Центральная управляющая компания создается на основе системы участия, т.е. объединения активов интегрируемых предприятий. Однако, формируя уставный капитал центральной управляющей компании, участники ФПГ получают взамен вложенных активов пакеты ее акций. В результате структура ФПГ приобретает очертания «холдинга наоборот»: не управляющая компания владеет участниками, а участники ФПГ владеют центральной управляющей компанией.

Таким образом, в таких аграрных ФПГ центральная управляющая компания контролируется участниками группы и не играет ведущей роли в данном объединении.

В результате в большинстве  организованных по такому принципу аграрных ФПГ наблюдается несоответствие между формальной структурой и реальной структурой принятия управленческих решений, а центральная управленческая компания оказывается неспособной установить контроль над участниками аграрной ФПГ. Соответственно предприятия-участники фактически остаются независимыми. Что часто приводит к появлению центробежных тенденций. В таких условиях практически невозможно достижение синергетического эффекта.

Не меньшую угрозу представляет и несовпадение коммерческих интересов участников агропромышленных финансовых групп. Это наблюдается  в том случае, когда предприятия-участники аграрной ФПГ работают на собственную, а не на общую прибыль. В таких условиях невозможно проводить согласованную политику, обеспечивающую рациональную загрузку производственных мощностей, устраняющую экономически неэффективную конкуренцию внутри аграрной ФПГ, позволяющую финансировать новые разработки за счет доходов от основной деятельности, привлекать средства из внебюджетных источников и др.

Переходя ко второму  проблемному блоку, следует отметить, что в качестве основных причин данной проблемы выступают: неадекватность структуры собственности, наличие существенных проблем в области централизации управляющих функций и осуществления внутрифирменного контроля; недостаточный уровень квалификации лиц, отвечающих за разработку стратегии, отсутствие специального образования и специфических знаний в области стратегического менеджмента. Первая из указанных причин пересекается с проблемным блоком. Таким образом, в аграрных ФПГ, имеющих «перевернутую» структуру собственности, предприятия-участники фактически остаются независимыми. При этом ответственность за выработку общей стратегии возложена на структуру, которая не обладает соответствующими полномочиями и достаточными ресурсами для обеспечения реализации данной стратегии. В итоге каждого руководителя предприятия-участника приходится убеждать отдельно, чтобы он принял стратегию и начал ее реализовывать. Сочетание данного фактора с частым несовпадением экономических интересов участников аграрных ФПГ приводит к ухудшению качества стратегии. А учитывая то, что центральная управляющая компания часто не обладает достаточной властью для того, чтобы заставить, предприятия-участники отойти от своих экономических интересов ради интересов всей группы, в итоге такие агропромышленные группы оказываются лишенными какой бы то ни было общей стратегии.

Таким образом, указанные  причины приводят к тому, что у  многих аграрных ФПГ полностью отсутствует  стратегическая нацеленность. Кроме  того, в таких условиях многие предприятия-участники  не понимают цель интеграции в единую финансовую агропромышленную группу.

Переходя к рассмотрению второй причины, следует также отметить, что отсутствие в составе менеджмента  предприятий и финансово-агропромышленных групп специалистов по стратегическому  менеджменту и недостаточный уровень знаний в этой области часто приводит к тому, что единственной стратегией, действующей в объединении, является стратегия проб и ошибок. Ее суть заключается в рассмотрении нескольких проектов или программ, которые последовательно запускаются в производство. При этом руководители наблюдают, достигнет ли та или иная программа ожидаемого экономического эффекта. Этим обусловлена и распространенная тенденция к «спонтанной диверсификации» аграрных ФПГ, менеджмент которых начинает развивать тот бизнес, который они считают наиболее прибыльным в настоящее время. В итоге такая стратегия наносит значительный ущерб основному виду деятельности. Кроме того, некоторые финансово-агропромышленные группы осуществляют инвестиции без предварительной проработки инвестиционных проектов, без анализа их влияния на объединение в целом, на ожидаемый финансовый результат и др.

Таким образом, в настоящее  время менеджмент значительного  числа финансово-агропромышленных групп нуждается в обучении вопросам разработки и реализации стратегии.

В настоящее время  одним из важнейших условий развития предприятий АПК является возможность  привлечения финансовых средств, как  на пополнение оборотного капитала, так  и на инвестиции в основное производство. Следовательно, в условиях полного отсутствия централизованного финансирования и ограниченных возможностей государственной поддержки ФПГ АПК особую актуальность приобретают задачи привлечения внебюджетных кредитов и инвестиций. Это, в свою очередь, осложнено следующими проблемами:

- организационное построение большинства ФПГ АПК имеет вид «перевернутого холдинга», что является причиной невозможности интеграции управляющих функций и, как следствие, повышает инвестиционные риски;

- во многих агропромышленных  финансовых группах характерно  участие небольших финансово-кредитных институтов, ресурсов которых часто недостаточно для существенного кредитования аграрной ФПГ.

Первая из указанных  проблем так же пересекается с  первым проблемным блоком. «Перевернутая» структура агропромышленного холдинга значительно снижает инвестиционную привлекательность. Отсутствие достаточного уровня внутренней управляемости аграрной ФПГ приводит к высоким кооперационным рискам, сдерживает реинвестирование собственных средств в развитие предприятий-участников, существенно ограничивает возможности предоставления гарантий инвесторам и кредиторам. В большинстве случаев взносы в уставный капитал агропромышленных финансовых групп осуществляются предприятиями либо в незначительных объемах, либо неликвидной собственностью. В связи с этим многие аграрные ФПГ испытывают трудности по предоставлению гарантий для привлечения внебюджетных средств. Это не дает возможность таким агропромышленным финансовым группам получить статус надежного заемщика среди инвесторов.

Переходя к рассмотрению второй проблемы, следует отметить, что она обусловлена в основном неравномерным и недостаточным развитием банковской системы, несоразмерностью промышленного и банковского капитала во многих регионах РФ. Кроме того, следует обозначить и другие факторы, обуславливающие «инвестиционный голод» предприятий АПК.

Во-первых, кредитная  деятельность агропромышленных предприятий  в настоящее время весьма рискованна. Многие сельскохозяйственные предприятия, а также предприятия пищевой  переработки имеют огромные задолженности и значительные проблемы в сфере платежей. В таких условиях практически невозможно отличить неплатежеспособные предприятия от предприятий, имеющих проблемы с ликвидностью. Также учитывая невысокий гарантийный потенциал многих производителей АПК, недостаток достоверной информации, несовершенство существующих процедур банкротства, банки готовы кредитовать сельскохозяйственные предприятия, предприятия пищевой переработки только по высоким процентным ставкам или предоставлять кредиты только хорошо известным им предприятиям. Создание структур финансово-агропромышленных групп могло бы значительно способствовать решению этой проблемы, так как она предусматривает реальные связи между участниками.

Во-вторых, даже если банк имеет достаточные финансовые ресурсы для кредитования агропромышленной финансовой группы, то на объем и условия финансирования накладывается ряд жестких ограничений, определенных ЦБ РФ, как то:

1. Максимальный риск  на одну компанию – 25% оплаченного  капитала компании.

2. Максимальный объем вложений банка в одну компанию – 10% капитала банка.

3. Максимальный объем  кредитов сроком выше одного  года – 120% от заимствований  сроком на один год.

Данные ограничения  близки к западным аналогам, однако в наших условиях они существенно  сокращают объем поддержки, которую финансовые институты могут оказать агропромышленным финансовым группам.

Переходя к рассмотрению четвертого проблемного блока, следует  отметить, что в числе законодательно установленных мер государственной  поддержки ФПГ в РФ значатся инвестиционное кредитование групп и предоставление гарантий. Однако в настоящее время данные меры не нашли своего практического воплощения.

3.2. Особенности финансов  аграрных финансово-промышленных  групп

 

Организация финансовой деятельности агропромышленных формирований строится на принципе взаимовыгодного сотрудничества и создания четкой сбалансированной технологической цепочки по производству конкурентоспособных видов продукции.

При этом немалое значение имеют формы финансовой поддержки, которые могут быть самыми различными. Одно из них – широкое использование механизма залоговых операций на сельскохозяйственную продукцию. В странах со стабильной экономикой производитель сельскохозяйственной продукции в случае неблагоприятной рыночной конъюнктуры может сдать всю произведенную продукцию корпорации товарного кредита по гарантированным ею ценам. При этом корпорация, как правило, контролируемая государством, предоставляет сельскому товаропроизводителю кредит под продукцию с более низкой процентной ставкой, чем в коммерческих банках. Необходимые для нормальной деятельности суммы кредитов выдаются производителям под залог производимой продукции сроком от 9 до 12 месяцев. К тому же сельский товаропроизводитель имеет право выбора – в случае роста цен на произведенную продукцию он возвращает корпорации кредит и в дальнейшем самостоятельно реализует свою продукцию по более высокой цене, получая от такого рода сделки дополнительный доход.

Аналогичный принцип  поддержки агропромышленных финансовых групп и других агропромышленных формирований может быть реализован в России.

Кредитование аграрных финансово-промышленных групп в  первую очередь должно быть направлено на реализацию перспективных программ и проектов внедрения новых технологий, реконструкции производства с использованием новейших достижений науки и техники, на охранно-экологические проекты. С повышением эффективности отрасли сеть банковских организаций, способных инвестировать сельских производителей под залог будущей продукции, может быть расширена за счет корпоративных банков, кредитных кооперативов, создаваемых на денежные средства сельских товаропроизводителей. В отличие от коммерческих банков такие финансовые структуры не будут ставить во главу своей деятельности получение максимальной прибыли, что положительно может сказаться на финансировании необходимых производственных затрат и реальном сохранении денежных средств в сфере агропромышленного производства.

Сельские товаропроизводители  могут расширить базу финансирования за счет ипотечного долгосрочного кредита под основные средства производства и другие виды недвижимости.

Механизм финансового  обеспечения агропромышленных финансовых групп не должен исключать возможности  использования товарного кредита, особенно для приобретения дорогостоящей  техники и оборудования по лизингу.

Необходима кредитно-финансовая система обслуживания сельских товаропроизводителей. В нее должны войти Россельхозбанк и другие устойчиво работающие коммерческие банки, кредитные, ссудо-сберегательные, финансово-кредитные союзы, кооперативы  и товарищества. В крупных сельских населенных пунктах возможно создание кооперативных банков с дальнейшим их развития и расширения.

Некоторые банковские учреждения дают сельхозпредприятиям кредиты  под урожай определенной возделываемой  ими культуры с условием дальнейшей оплаты кредита или процентов по нему непосредственно продукцией, но по заведомо заниженным ценам. В таких случаях заемщик – агропромышленная финансовая группа или ее предприятие вправе отказаться от предлагаемых банком условий и выплатить кредит в установленные банком сроки в денежной форме.

Краткосрочный кредит, как  правило, выдается на срок, необходимый  для производства и реализации того или иного вида продукции, но не более  чем на один год.

К одному из направлений  смягчения сложившейся неблагоприятной экономической ситуации можно отнести организацию вексельных кредитов. Это обходится сельхозпредприятиям значительно дешевле обычного краткосрочного кредита. При вексельном кредитовании предприятие-заемщик получает нужную сумму не деньгами, а векселями, которые и используются получившим их предприятием в платежных операциях. В определенные периоды расчеты с помощью векселей упрощают взаиморасчеты, значительно сокращая сроки их выполнения и на какое-то время уменьшая потребность в оборотных средствах.

Агропромышленные финансовые группы и другие агропромышленные финансовые формирования к долгосрочным кредитам, которые даются на срок более трех лет, прибегают пока крайне редко. Для  оформления долгосрочного кредита  агропромышленной финансовой группе или ее предприятиям нужны дополнительные документы (если сравнивать с оформлением краткосрочного кредита).

В каждой отдельно взятой аграрной финансово-промышленной группе, прежде чем воспользоваться услугами кредитных организаций, должна быть разработана инвестиционная программа на один – пять лет, в которую входили бы следующие основные элементы: цели и направления совместной инвестиционной деятельности, перечень рекомендуемых советом управляющих инвестиционных проектов.

Информация о работе Финансово-промышленные группы