Финансовое управление: содержание, принципы и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопроса управления финансами в современных условиях.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач данной работы:
1. В рамках первого направления осуществляется общая оценка: активов предприятия и источников их финансирования; величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности; источников дополнительного финансирования; системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.
2. Второе направление предполагает детальную оценку: объема требуемых финансовых ресурсов; формы их представления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность); степени доступности и времени представления (доступность финансовых ресурсов может определяться условиями договора; финансы должны быть доступны в нужном объеме и в нужное время); стоимости обладания данным видом ресурсов (процентные ставки, прочие формальные и неформальные условия предоставления данного источника средств); риска, ассоциируемого с данным источником средств (так, капитал собственников как источник средств гораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка).
3. Третье направление предусматривает анализ и оценку долго¬срочных и краткосрочных решений инвестиционного характера: оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные); целесообразность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура; оптимальность оборотных средств; эффективность финансовых вложений.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………........3
1. Управление финансами в современных условиях……………………….5
1.1. Понятие управления финансами .……………….. .……………………....5
1.2. Виды, формы и методы управления государственными финансами …...7
2. Организация управления финансами в Республике Казахстан ………...12
2.1. Управление бюджетной системой ……………………………………......15
2.2. Управление налоговой системой ……………………………………........21
2.3. Управление финансами хозяйствующих объектов …………………......24
Заключение ……………………………………………………………………....27
Список используемой литературы ……………………………………………..29

Файлы: 1 файл

управление финансами РК.docx

— 65.72 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

 

 

 

КАЗАХСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ, ФИНАНСОВО-БАНКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

           

                  по дисциплине:  Финансы

             на тему:  Финансовое управление: содержание, принципы и задачи.

 

 

 

 

 

                                                                                                       выполнила: Арыкбаева С.Т.

                                                                                         2 курс группа Ф-11(4)р

                                                                                         проверила: Умирзакова Г.А.

 

                                                                  

                                                        

 

                                                 

                                                              АЛМАТЫ 2013

                                                      Содержание:

 

Введение ……………………………………………………………………........3

1.     Управление финансами в современных условиях……………………….5

1.1.  Понятие управления финансами .……………….. .……………………....5

1.2.  Виды, формы и методы управления государственными финансами …...7

2.   Организация управления финансами в Республике Казахстан ………...12

2.1.  Управление бюджетной системой ……………………………………......15

2.2.  Управление налоговой системой ……………………………………........21

2.3.  Управление финансами хозяйствующих объектов …………………......24

Заключение ……………………………………………………………………....27

Список используемой литературы ……………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.                                                                                                                         Целью данной работы является рассмотрение вопроса управления финансами в современных условиях.

           Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач данной работы:

1.  В рамках первого направления осуществляется общая оценка: активов предприятия и источников их финансирования; величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности; источников дополнительного финансирования; системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.

2.  Второе направление предполагает детальную оценку: объема требуемых финансовых ресурсов; формы их представления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность); степени доступности и времени представления (доступность финансовых ресурсов может определяться условиями договора; финансы должны быть доступны в нужном объеме и в нужное время); стоимости обладания данным видом ресурсов (процентные ставки, прочие формальные и неформальные условия предоставления данного источника средств); риска, ассоциируемого с данным источником средств (так, капитал собственников как источник средств гораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка).

3.  Третье направление предусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера: оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные); целесообразность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура; оптимальность оборотных средств; эффективность финансовых вложений. Объектом данного исследования являются разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Здесь финансы выступают как объективная экономическая категория, которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание возможностей и свойств этой категории. Работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка используемой литературы, приложения. В первом разделе рассматриваются содержание, основные понятия управления финансами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Управление финансами в современных условиях 

1.1.Понятие управления финансами

           Управление финансами — процесс воздействия на финансовые и смежные экономические и социальные системы с целью их совершенствования и развития. При этом используются приемы и методы целенаправленного влияния на объект для достижения необходимого результата. В финансовой системе управление осуществляется через финансовый механизм с помощью его методов, рычагов, стимулов и санкций. Как сознательная, целенаправленная деятельность людей управление основано на объективных закономерностях и требованиях экономических законов. Опираясь на научное познание требований этих законов и вырабатывая формы и методы их использования, общество через государственные, хозяйственные и общественные органы сознательно управляет формами производственных отношений, включая финансы, цены, кредит. В основе управления финансами лежат следующие принципы: демократизм в управлении; политический подход к финансовым вопросам; оптимальное сочетание экономических и административных методов в управлении; научность управления; согласованность централизованного, отраслевого и территориального управления; ответственность в управлении; преемственность хозяйственных решений.                                                                                                                             Следует различать два аспекта управления финансами: во-первых, государство использует финансы, их формы в качестве инструментов, рычагов управления экономикой и социальной сферой и влияет тем самым на весь процесс общественного производства; во-вторых, сами финансы являются объектом управления: управляются формы финансовых отношений, фонды денежных средств, финансовый аппарат, то есть система финансовых учреждений.                                                                                                                     В управлении финансами необходим научный подход: это означает, что при выработке управленческих решений учитываются, помимо требований экономических законов, результаты экономического анализа, применяется рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Научное управление финансами предполагает своевременное преодоление негативных явлений путем введения в действие новых финансовых методов и рычагов или отмены старых. При этом требуется достоверная и своевременная экономическая информация, научно обоснованные показатели, высокое качество перспективного и текущего финансового планирования.                                                      В управлении финансами различают следующие взаимосвязанные элементы: информацию, планирование, организацию, регулирование, контроль.              Финансовая информация имеет большое значение для принятия решений с целью как научно обоснованного планирования, так и оперативного руководства всеми финансовыми процессами. Достоверность и своевременность информации позволяют анализировать ход событий, видеть их тенденции, заранее определять конечный результат. Финансовая информация осуществляется в форме бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, представляемой по звеньям финансовой системы. Планирование занимает центральное место в управлении финансами. Оно должно обеспечивать сбалансированность материальных, трудовых и финансовых ресурсов, взаимосвязь производственных и финансовых показателей, увязку доходов и расходов, финансовых планов всех уровней национального хозяйства.

          Организация - означает слаженность, четкость всех звеньев управления, высокую результативность финансового аппарата, ответственность и дисциплинированность работников управления. Финансовое регулирование - это маневрирование финансовыми ресурсами для выполнения плановых заданий. Оно направлено на предупреждение и ликвидацию всякого рода отрицательных отклонений от намеченного результата. Оно заключается в обеспечении пропорций и синхронности во всех видах деятельности за счет резервных фондов, сверхплановых финансовых ресурсов, неиспользованных ассигнований. Контроль за выполнением финансовых планов осуществляется как на стадии планирования, так и на стадии оперативного управления на всех уровнях хозяйствования в процессе формирования и использования денежных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды, формы и методы управления государственными финансами

          Основной объем управленческих функций в области финансов выполняет Министерство финансов Республики Казахстан и входящие в его систему органы.                                                                                                      Исполнение бюджета государства в условиях реформирования экономики республики вызывает проведение такой бюджетной и налоговой политики, которая отдает приоритет собиранию денег перед расширением государственных расходов.                                                                                                                        Окончательное решение вопросов, касающихся внутренней организации министерств, практически невозможно, так как часто зависит от внешних обстоятельств.                                                                                                                 Одним из существенных принципов создания служб (управлений) министерства является объединение их по вертикальному признаку в соответствии с основными функциями министерства. Управления не могут существовать в неизменном виде и эволюционируют согласно закону приспособления организаций к исполняемым ими функциям. Финансовая деятельность, зародившаяся вместе с деньгами, обладает способностью их передавать, обменивать, преобразовывать посредством банковской системы. Из особенностей финансовых операций вытекает специализация функций, осуществляемых различными финансовыми органами.                                                                                                                                      В целом система специализированных органов государственного управления финансами шире, чем система финансовых органов (учреждений). В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан проводится определенная грань между чисто финансовыми, кредитными и налоговыми функциями. Субъекты, их реализующие, и составляют систему финансовых органов. Действуют они хотя и самостоятельно, но в тесной взаимосвязи в пределах надведомственных межотраслевых и специальных отраслевых полномочий.                                                                                                                               Границы действия органов межотраслевого управления значительно шире, чем у органов отраслевого управления, так как их деятельность распространяется на все или несколько отраслей управления. При этом в современных условиях круг вопросов, по которым необходимо согласование деятельности отраслевых органов, непрерывно расширяется. Это объясняется развитием негосударственного сектора экономики, порождающим новые объекты управления, а также созданием межгосударственных структур.              Полномочия органов межотраслевого управления выражаются в том, что их акты, изданные в пределах компетенции, являются обязательными для всех органов государственного управления и местного самоуправления, не. подчиненных им организаций. Органы межотраслевого управления, занимая особое положение, несут ответственность за состояние и развитие порученной им сферы управления.                                                                  Финансово-кредитная деятельность имеет ярко выраженный межотраслевой (надведомственный) характер, так как финансовые и кредитные органы вступают в организационно-правовые отношения практически со всеми субъектами права.                                                                                         Министерство финансов Республики Казахстан является центральным финансово-экономическим органом государственного управления, осуществляющим общее руководство организацией финансов в республике, и несет ответственность за реализацию единой государственной политики во взаимодействии с кредитной, валютной, денежной, налоговой и таможенной политикой.                                                                                                Важнейшей функцией Министерства финансов является организация работы по составлению бюджета, представляющего собой главный документ государства.                                                                                                     Бюджет - это расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов на определенный период, утверждаемая соответствующим решением как подлежащая исполнению. Являясь важнейшим инструментом организации и регулирования предстоящей деятельности, бюджет представляет собой результат свободно принятого решения, в соответствии с которым субъект берет на себя обязательство своевременно сделать выбор необходимых решений, неукоснительно проводит в жизнь сделанный выбор. Обязательство сделать выбор проистекает из нехватки ресурсов и потенциально неограниченным характером потребностей. Бюджет имеет смысл, если только он проводится в жизнь. Бюджетное принуждение проистекает из законодательного характера бюджета, из правил государственного финансового учета и многочисленных видов контроля, которые он предусматривает. Бюджетный процесс включает в себя действия различных государственных органов. Составление и исполнение бюджета - это функция органов исполнительной власти. Рассмотрение, утверждение и контроль исполнения - функция органов законодательной (представительной) власти.                                                                             Результатом финансового контроля Парламента является утверждение или отказ в утверждении отчета Правительства. Отказ в утверждении относится не только к представленному отчету министра финансов, но и к ведению бюджета и руководству экономикой в целом со стороны органов исполнительной власти. Значение процедуры вынесения отказа в утверждении отчета заключается в возможности напомнить Правительству о политической ответственности.                                                                       Ужесточение бюджетной и кредитной политики Правительства, экономное расходование государственных средств позволили выполнить одну из главных целей - снизить инфляцию. В Плане действий Правительства по углублению реформ на 1996-1998 годы записано: "Подавление инфляции и стабилизация курса национальной валюты позволяют сейчас перенести главный фронт действий с макрополитики на секторальный и отраслевой разрез, на микроуровень, в реформе которых заложен существенный потенциал повышения деловой активности и экономического роста". Структурным подразделением Министерства финансов Республики Казахстан является Главное управление Казначейства.Централизованная система органов Казначейства Министерства финансов состоит из Главного управления Казначейства и подчиненных ему территориальных органов.     

Основными задачами Казначейства являются управление государственными финансовыми ресурсами; осуществление бухгалтерского учета и отчетности об исполнении республиканского бюджета; учет движения финансов и обслуживание совместно с Национальным Банком внутреннего и внешнего государственного долга Республики Казахстан. Существенная роль в проведении единой экономической и финансовой политики в государстве принадлежит Национальному Банку Республики Казахстан.                                                                                                                 За последние годы заметно возросла роль банков в экономическом развитии страны, сегодня ситуация характеризуется взятием курса на активное участие банков в кредитной политике. Главная роль Национального Банка состоит в заботе о том, чтобы высокий уровень производства и занятости в народном хозяйстве сочетался со стабильностью цен, уравновешенностью внешнеэкономического баланса, международной стабильностью национальной валюты.                             Национальный Банк является одним из средств проведения экономической и финансовой политики. Государственное вмешательство в деятельность Национального Банка выражается во все более тесном участии банка в финансово-экономической политике Правительсва. Национальный Банк - государственное учреждение, пользующееся широкой автономией, которую поощряет Правительство. Правительство, находясь под прессом постоянных требований об увеличении расходов, предпочитает ссылаться на уставные права Национального Банка как блюстителя стабильности денежной системы и старается таким образом тверже противостоять этим требованиям.     Вместе с тем одно из эффективных средств государственной экономической политики, которым продолжает пользоваться Правительство, - это субсидии. Субсидии - это пособия в денежной (или натуральной) форме предоставляемые в пользу юридического или физического лица за счет средств государственного бюджета с целью сокращения или компенсации его расходов либо стимулирования определенного мероприятия.                                                                                                                      Субсидия означает банковский перевод (трансфер) государственного органа другим государственным органам или социальным институтам.              Селективное (избирательное) субсидирование способствует выполнению государственного плана, а субсидирование спроса либо инвестиций может способствовать оживлению конъюнктуры в различных отраслях.                                          В то же время сохранение субсидирования препятствует нормальному функционированию ценового механизма и искажает экономические расчеты, выбор потребителей и организаций-производителей, стремящихся в условиях рыночных отношений достичь экономического равновесия, который должен определяться справедливыми ценами и издержками.                                        Субсидии на нужды хозяйственной деятельности и субсидии равновесия защищают скорее производителя, чем потребителя. Они избавляют производителя от необходимости оптимизировать управление, снижают ответственность руководителя предприятия и сокращают возможность практически ставить вопрос о такой ответственности.    На уровень экономики страны существенное влияние оказывает наличие капитала в больших масштабах и по дешевой реальной цене. Государственное управление призвано повлиять на его направление через банковскую систему и другие финансовые рынки в форме инвестиций в те отрасли, которые обещают наивысшую эффективность вложения.                                                  Органы государственного управления играют определяющую роль в финансовой политике, влияя как на источники поступления и стоимость капитала, так и на рынки, через которые происходит его размещение. На масштабы капитала в стране наибольшее влияние оказывают темп роста личных сбережений, размер дефицита государственного бюджета, а также движение иностранного капитала.                                                          Специфика государственного управления такой отраслью, как финансы, требует выяснения особенностей экономической системы и проводимой правительством денежно-кредитной политики в условиях реформирования экономики.                                                                                                  Национальный Банк также выполняет другие функции, регулирующие денежно-кредитную политику Правительства, являющиеся основными экономическими средствами:

- регулирование учетной  ставки (дисконтная политика); установление  и изменение размеров минимальных  резервов, которые финансовые учреждения  обязаны хранить в Национальном  Банке;

- операции на рынке  ценных бумаг, такие как эмиссия  государственных обязательств, торговля  ими и погашение.

           Кредитование банков второго уровня - это предоставление кредитов в форме учета, переучета и займов под ценные бумаги или векселя. Такое кредитование представляет собой краткосрочный аванс банкам в связи с потребностями в обмен на коммерческие векселя и государственные ценные бумаги.                                                                                                                                              Учет является одним из важнейших средств влияния Национального Банка на кредитную политику государства. Этим объясняется первостепенная важность уровня учетной ставки, определяемой Национальным Банком. Низкая учетная ставка стимулирует банки к получению заемных средств в этом банке, в то время как высокая учетная ставка ограничивает их обращение к этому виду кредита и, следовательно, уменьшает их возможность предоставления кредита клиентам.                                                                           Игра на учетной ставке может, таким образом, способствовать и расширению, и сужению кредита, и тем самым ускорению или замедлению хозяйственной деятельности и снижению скорости обращения денежных потоков.                   Другой формой контроля кредита, который осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан, является возможность предоставлять прямые ссуды государству, а также полномочие устанавливать и изменять в определенных пределах процентное соотношение между ликвидными средствами, хранящимися в банках второго уровня, и объемами вкладов (коэффициент ликвидности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация управления  финансами в Республике Казахстан

          Различают стратегическое и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами возложено Конституцией Республики Казахстан на высшие органы государственной власти и управления: Парламент, Аппарат Президента, Правительство, Министерство финансов, Министерство государственных доходов Республики Казахстан.                     Президент Республики Казахстан обладает обширными полномочиями в управлении финансами, которые реализуются во многом через Аппарат Президента. Президент ежегодно обращается с посланием к народу о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики, издает указы и распоряжения по стратегическим вопросам экономического и социального развития страны, подписывает Акты Парламента и Акты, издаваемые по инициативе Правительства, вносит изменения и дополнения в ранее изданные Акты Президента или отменяет их. Во многом регулирование валютно-финансовых отношений проводится в ходе переговоров и подписания международных договоров Республики Казахстан. Внутренние проблемы экономики и финансов определяются при регулярном заслушивании докладов Премьер-министра об основных направлениях деятельности Правительства и обо всех важнейших решениях. Президент утверждает представленную Правительством единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета. Президент отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства. Он назначает на должность Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, заслушивает информацию о работе этих органов.

Информация о работе Финансовое управление: содержание, принципы и задачи