Финансовое состояние предприятия и показатели его оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 08:32, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучить теоретические основы комплексного анализа финансового состояния предприятия.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить основные задачи:
 рассмотреть цель и задачи финансового состояния;
 систематизировать виды финансового состояния предприятия;
 изучить проблемы финансового состояния организации.

Файлы: 1 файл

Курсовик_Фин_состояние_предприятия_и_показатели_его_оценки.docx

— 103.03 Кб (Скачать файл)

При анализе кредитоспособности используется целый ряд показателей. Наиболее важными из них являются норма прибыли на вложенный капитал  и ликвидность. Норма прибыли  на вложенный капитал определяется отношением суммы прибыли к общей  сумме пассива по балансу. Ликвидность  хозяйствующего субъекта – это способность  его быстро погашать свою задолженность. Она определяется соотношением величины задолженности и ликвидных средств. Вложение капитала должно быть эффективным. Под эффективностью использования  капитала понимается величина прибыли, приходящаяся на один рубль вложенного капитала. Эффективность капитала –  комплексное понятие, включающее в  себя использование оборотных средств, основных фондов и НМА. Поэтому анализ эффективности капитала проводится по отдельным частям:

  1. Эффективность использования оборотных средств характеризуются, прежде всего, их оборачиваемостью. Под оборачиваемостью средств понимается продолжительность прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения. Оборачиваемость оборотных средств исчисляется продолжительностью одного оборота в днях или количеством оборотов за отчетный период.
  2. Эффективность использования капитала в целом. Капитал в целом представляет собой сумму оборотных средств, основных фондов и НМА. Эффективность использования капитала лучше всего измеряется его рентабельностью. Уровень рентабельности капитала измеряется процентным отношением балансовой прибыли к величине капитала.

Самофинансирование означает финансирование за счет собственных источников: амортизационных  отчислений и прибыли. Эффективность  самофинансирования и его уровень  зависят от удельного веса собственных  источников. [2]

Способность к самофинансированию показывает степень возможностей предприятия  самостоятельно финансировать свои потребности. Способность к самофинансированию прежде всего характеризуется наличием валовой прибыли у предприятия (табл. 2.2):

Таблица 2.2

Структура способности к самофинансированию

 

 

 

 

Способность к самофинансированию

 

+ Перенос расходов на  хозяйственную деятельность 

+ Прочие доходы 

+ Финансовые доходы 

+ Доходы от совместных  операций 

+ Непланируемые доходы 

– Прочие расходы 

– Финансовые расходы 

– Непланируемые расходы 

– Налог на прибыль

Валовая прибыль положительная


Потоки самофинансирования представляется возможным рассчитать по упрощенной схеме по показателю потока самофинансирования, который определяется как разность между способностью к самофинансированию и распределением прибыли.

Поток самофинансирования всегда должен быть величиной положительной.

Самофинансирование принято также  оценивать коэффициентом покрытия, т.е. способностью предприятия платить  проценты и погашать полученные займы:

,                        (2.1)

,                       (2.2)

Чем меньше значения коэффициентов, тем  уязвимее предприятие, как с точки  зрения финансового равновесия, так  и независимости от своих кредиторов.

Хозяйствующий субъект не всегда может полностью обеспечить себя собственными финансовыми ресурсами  и поэтому широко использует заемные  и привлеченные денежные средства, как элемент, дополняющий самофинансирования. Принцип валютной самоокупаемости  заключается в превышении поступлений  валюты над его расходами. Соблюдение этого принципа означает, что хозяйствующий  субъект не «проедает» свой валютный фонд, а постоянно накапливает  его.[7]

Е.С. Стоянова особое внимание уделяет специфическим методом анализа: это расчеты эффекта финансового рычага и операционного рычага, а также расчету финансовых коэффициентов.

Важнейшими коэффициентами отчетности, использующимися в финансовом управлении по Е.С. Стояновой, являются:

  • коэффициенты ликвидности (коэффициент текущей ликвидности, срочной ликвидности и чистый оборотный капитал);
  • коэффициенты деловой активности или эффективности использования ресурсов (оборачиваемость активов, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость материально – производственных запасов и длительность операционного цикла);
  • коэффициенты рентабельности (рентабельность всех активов организации, рентабельность реализации, рентабельность собственного капитала);
  • коэффициенты структуры капитала (коэффициент собственности, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент защищенности кредиторов);
  • коэффициенты рыночной активности (прибыль на одну акцию, балансовая стоимость одной акции, соотношение рыночной цены акции и ее балансовой стоимости, доходность акции и доля выплаченных дивидендов).

Важным инструментом финансового  менеджмента является не только анализ уровня и динамики основных коэффициентов  в сравнении с определенной базой, считает автор, но и определения  оптимальных пропорций между  ними с целью разработки наиболее конкурентоспособной финансовой стратегии.

Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря  использованию кредита, несмотря на платность последнего. Организация, использующее только собственные средства, ограничивает их рентабельность примерно двумя третями экономической  рентабельности. Организация, использующие кредит, увеличивает либо уменьшает  рентабельность собственных средств, в зависимости от соотношения собственных и заемных средств в пассиве и от величины процентной ставки. Тогда и возникает эффект финансового рычага.

Большое внимание Е.С. Стоянова уделяет операционному анализу, называемому также анализом «издержки – объем – прибыль», отражающим зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства.[2]

Ключевыми элементами операционного  анализа служит: операционный рычаг, порог рентабельности и запас  финансовой прочности.

Действие операционного  рычага проявляется в том, что  любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное  изменение прибыли. В практических расчетах для определения силы воздействия  операционного рычага применяют  отношение валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли.

Порог рентабельности –  эта такая выручка от реализации, при которой организация уже  не имеет убытков, но еще не имеет  и прибыли. Вычислив порог рентабельности, получаем пороговое (критическое) значение объема производства – ниже этого  количества предприятию производить  не выгодно: обойдется себе дороже. Пройдя порог рентабельности, фирма  имеет дополнительную сумму валовой  маржи на каждую очередную единицу  товара. Наращивается и масса прибыли. Разница между достигнутой фактической  выручкой от реализации и порогом  рентабельности составляет запас финансовой прочности.[7]

             Для оценки финансового состояния организации используется целая система показателей, характеризующих изменения (рис.2.1):

Рис. 2.1 Показатели финансового состояния организации

 

Анализ финансового состояния  организации основывается главным  образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса  в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели анализируемой организации можно сравнивать:

  1. с нормативными данными для оценки степени риска и прогнозирования возможностей банкротства;
  2. с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны организации и его возможности;
  3. с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения и ухудшения финансового состояния организации.

Анализом финансового  состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы организации, но и его учредители, инвесторы  с целью изучения эффективности  использования ресурсов, налоговые  инспекции для выполнения плана  поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.[3]

Внутренний анализ проводится службами организации и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового  состояния. Его цель – установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные  и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование организации, получения максимума  прибыли и исключение банкротства.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими  органами на основе публикуемой отчетности. Цель внешнего анализа – установить возможность выгодного вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И РЕЗЕРВЫ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ

Любое предприятие является открытой системой. В процессе получения  ресурсов со стороны, проектирования и  производства продукции или оказания услуг, реализации этой продукции или  этих услуг во внешнюю среду предприятие  активно взаимодействует с этой средой, а также со средой внутренней. Все это содержится в предпринимательском  процессе, направленном на достижение целей предприятия .

         Многообразны составляющие, входящие во внешнюю среду предприятия. В их число можно включить:

  • внешние экономические факторы - многочисленные макроэкономические показатели: размер валового внутреннего продукта и его колебания, размеры инфляции, процентной ставки, валютный курс и его колебания, дефицит или профицит бюджета, уровень производительности общественного труда, средней заработной платы, ставки налогообложения.
  • внешние политические условия включают государственное устройство и государственную политику, в том числе внешнюю и внутреннюю. Внутренняя политика включает социальную, научно-техническую, промышленную, кадровую, экономическую составляющие, а также налоговую, ценовую, кредитную, таможенную и др.;
  • внешние правовые составляющие включают в себя: степень правовой урегулированности общественных отношений, состав действующих законов и подзаконных актов, гарантии обеспечения безопасности предприятий и граждан, четкость формулировок правовых норм и др.
  • внешние научные и технические факторы способствуют предприятиям в выпуске новой и модернизации устаревшей продукции, освоении новых и совершенствовании применяемых технологических процессов, широком внедрении инноваций.
  • коммуникационные внешние условия - уровень развития транспортной сети, наличие железных дорог, автомобильных магистралей, воздушных, морских и речных путей сообщения, степень развитости сетей связи, информационного обмена и телекоммуникаций.
  • природно-климатические факторы рельеф местности, площадь территории, среднегодовая температура, господствующая роза ветров, влажность или сухость воздуха, преобладающие виды флоры и фауны, наличие месторождений минерального сырья и других полезных ископаемых, состояние экологии и др.

 Все эти составляющие  внешней среды предпринимательского  предприятия в большей или  меньшей степени оказывают влияние  на результативность его деятельности.

 Не меньшее влияние  на деятельность предприятия  оказывают и составляющие внутренней  среды предприятия. Их также  можно сгруппировать следующим  образом :

  • производственно-технические факторы - включают всю совокупность машин, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, материалов, полуфабрикатов, технологии производства продукции.
  • социальные условия и составляющие - отношений между людьми, работающими на предприятии. От их способностей, отношения к труду, мотивации, поведения во многом зависят результаты работы предприятий.
  • экономические факторы - представляет собой совокупность экономических процессов, включающих движение капитала и денежных средств, экономические показатели деятельности предприятия. Среди последних следует выделить показатель рентабельности — соотношение затрат и доходов.

 

  • информационная составляющая - совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети предприятия соответствующей информацией для эффективных коммуникаций в управлении предприятием.
  • маркетинговый фактор - предусматривает обеспечение потребностей покупателей в товарах или услугах предприятия путем изучения рынка, создания эффективной рекламы и системы сбыта. Маркетинг предполагает также активное воздействие на рынок, на существующий спрос в целях увеличения рыночной доли предприятия и повышения рентабельности продаж.
  • фактор деловых отношени<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman',

Информация о работе Финансовое состояние предприятия и показатели его оценки