Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 16:13, реферат

Описание работы

В условиях рыночной экономики повышается значимость и актуальность финансового планирования. Очевидно, что от должной организации финансового планирования коренным образом зависит благополучие предприятия. Бизнес не может рассчитывать на процветание, не разрабатывая финансовых планов и не контролируя их выполнение. В развитых странах планирование — один из важнейших инструментов регулирования хозяйства.
Финансовое планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия. В целом финансовый план — программа того, что должно быть сделано в будущем.

Файлы: 1 файл

ФинПлан.doc

— 2.09 Мб (Скачать файл)

Финансовое  планирование

 

В условиях рыночной экономики повышается значимость и  актуальность финансового планирования. Очевидно, что от должной организации  финансового планирования коренным образом зависит благополучие предприятия. Бизнес не может рассчитывать на процветание, не разрабатывая финансовых планов и не контролируя их выполнение. В развитых странах планирование — один из важнейших инструментов регулирования хозяйства.

Финансовое  планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия. В целом финансовый план — программа того, что должно быть сделано в будущем.

Цели  финансового планирования предприятия зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений:

-максимизация продаж;

-максимизация прибыли;

-максимизация собственности владельцев компании.

Важной частью рыночной активности предприятия являются первые два критерия (максимизация продаж и максимизация прибыли). Однако главная цель, которая упорядочивает  соотношение других целей и гарантирует  обеспечение предприятия капиталом в длительной перспективе, — максимизация будущей выгоды владельцев компании. Эта цель состоит в увеличении богатства за счет роста рыночной стоимости активов. Сложно выбрать критерии для организаций, не имеющих установленной рыночной цены, таких, как закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Главными критериями деятельности этих организаций считают характеристики, придающие ценность любым производственным активам: величина потока денежных средств, вероятность получения дохода и риск. Другими словами, главная цель финансовых решений для таких организаций — максимизация стоимости активов, т.е. цены, которую можно было бы получить при продаже их на рынке, с учетом риска и дохода собственников компании.

Задачи финансового планирования:

-проверка согласованности поставленных целей и их осуществимости;

-обеспечение взаимодействия различных подразделений предприятия;

-анализ различных сценариев развития предприятия и, соответственно, объемов инвестиций и способов их финансирования;

-определение программы мероприятий и поведения в случае наступления неблагоприятных событий;

-контроль за финансовым состоянием предприятия.

Финансовое  планирование, с одной стороны, предотвращает  ошибочные действия, а с другой — уменьшает число неиспользованных возможностей. Методы финансового планирования дают возможность сравнивать разнообразные сценарии развития финансов предприятий и на основе систематизации и осмысления полученной информации выбирать оптимальные пути развития, предвидеть вероятные трудности, предупреждать негативные последствия реализации избранного курса действий. Планирование позволяет рассмотреть возможные альтернативные разработки финансовой стратегии, обеспечивающей достижение предприятием стабильного положения на рынке и прочной финансовой устойчивости.

 

Выделяют четыре этапа финансового планирования


Четырехэтапный  процесс планирования предполагает принятие решений и осуществление  мероприятий, которые на каждой стадии планирования влияют на будущее предприятия. Поскольку никто не в состоянии точно предвидеть будущее, планирование должно быть непрерывным. Необходимо постоянно учитывать на каждом этапе финансового планирования вновь поступающую информацию.

В практике финансового  планирования применяют следующие методы: экономического анализа, коэффициентный, нормативный, балансовый, дисконтированных денежных потоков, многовариантности (сценариев), экономико-математическое моделирование.

Исходным в  финансовом планировании является экономический анализ использования финансовых ресурсов за истекший период.

Для выявления  тенденций развития предприятия  анализируют: изменения в объеме продаж в целом и по основным видам  продукции;

-изменения в величине прибыли, рентабельности;

-объемы и эффективность инвестиций;

-политику цен на реализуемые товары;

-условия расчета с потребителями и поставщиками продукции;

-денежные операции;

-состав и структуру основных и оборотных активов;

-оборачиваемость активов;

-состав и соотношение собственного и заемного капиталов; уровень дивиденда и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи.

 

Задача 1.

Имеются следующие  данные о деятельности АО «Паллада» за 2012 г.

 

Отчет о прибылях и убытках АО «Паллада»  за 2012 г.

Пусть предприятие  ожидает в следующем году 25%-е увеличение объема продаж, тогда: 1000 х 1,25 = 1250 тыс. руб. Для получения плана прибылей и убытков предположим, что расходы будут составлять 800/1000 = 80% объема продаж.

В случае неизменной дивидендной политики коэффициенты реинвестирования и дивидендных выплат — постоянные величины.

Коэффициент реинвестирования (Retention ratio, RR) — это доля доходов, используемых на инвестирование. Он рассчитывается по формуле:

 

Коэффициент дивидендных  выплат {Payout ratio, PR) — это доля дохода, расходуемая на выплату дивидендов. Он рассчитывается по формуле:

Исходя из данных 2012 г. определим ожидаемые показатели коэффициентов нераспределенной прибыли (RR) и ожидаемые выплаты дивидендов (PR):

RR= 114/ 152 = 3/4; PR = 38 I 152 = 1/4.

План прибылей и убытков, полученный на основе принятых допущений, приведен в следующей таблице:

 

План  прибылей и убытков АО «Паллада»  на 2013 г.

Отметим, что  предположение о расходах как  о постоянном проценте от объема продаж означает постоянный уровень чистой рентабельности продаж (Return on sales, ROS). За 2012 г. .R05 была равна 152/1000 = 15,2%. В плане прибылей и убытков на 2013 г. ROS также осталась неизменной: 190/1250 = 15,2%.

Для получения  прогнозного баланса используем последний баланс предприятия за 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баланс  АО «Паллада» за 2012 г.  

 

Будем исходить из того, что некоторые статьи баланса  будут меняться пропорционально  объему продаж, в то время как  другие будут от него независимы. Меняющиеся статьи выразим в процентном отношении от объема продаж за прошедший 2012 г. Для независимых статей эти величины пока не определены (н/д).

Например, в разделе оборотных  активов запасы равны 60% объема продаж (600/1000) в последнем финансовом году. Предположим, что такое же процентное соотношение сохранится и в планируемом (2013) году, т.е. на каждый рубль проданного товара будет приходиться 60 копеек запасов.

В целом отношение  всех активов к сумме продаж за прошедший 2012 г. было равно 3000/1000 = 3, или 300%. Это отношение называют капиталоемкостью:

Этот коэффициент  показывает сумму активов, необходимую  для получения 1 рубля продаж. Чем  он выше, тем более капиталоемким  является предприятие. Как видно  из формулы 3.5, он является обратным к  коэффициенту оборачиваемости активов.

Предположим, что  для АО «Паллада» этот коэффициент постоянен, тогда ему необходимо 3 рубля активов для получения 1 рубля выручки. То есть, если объем продаж должен увеличиться на 100 тыс. руб., предприятие должно увеличить активы в 3 раза (до 300 тыс. руб.).

Рассмотрим  изменения в пассиве. Вместе с  объемом продаж будет меняться кредиторская задолженность, поскольку с ростом продаж вырастут закупки необходимых  для производства сырья и материалов. Таким образом, счета к оплате будут меняться одновременно с объемом продаж.

Краткосрочный кредит останется неизменным, если только не будет принято решение об его увеличении (уменьшении). Поэтому эта статья помечена как «н/д». То же можно предположить относительно статей долгосрочных обязательств и уставного капитала.

Статья «Нераспределенная прибыль» будет меняться по мере изменения продаж, но зависимость здесь не будет пропорциональной. Нераспределенную прибыль можно рассчитать, используя данные об ожидаемой чистой прибыли и дивидендных выплатах.

Теперь составим промежуточный прогнозный баланс. Там, где это возможно, будем использовать процентные отношения для зависимых от объемов продаж элементов. Для независимых от продаж статей баланса не предполагаем изменений.

 

 

 

 

Прогнозный  баланс АО «Паллада» на 2013 г. (промежуточный)  

 

 

Нераспределенная  прибыль увеличилась на 143 тыс. руб., как и было определено ранее:

План  прибылей и убытков АО « Паллада» на 2013 г.

Как следует  из полученных результатов, ожидаемое  увеличение активов составит 750 тыс. руб. Однако без дополнительного финансирования пассивы и собственный капитал увеличатся только на 218 тыс. руб., что приведет к дефициту средств: 750 — 218 = = 532 тыс. руб. Таким образом, потребность в дополнительном внешнем финансировании {External Financing Needed, EFN) для обеспечения требуемого роста продаж (25%) составляет 532 тыс. руб.

Потребность в  дополнительном внешнем финансировании можно также рассчитать по следующей  формуле:

 

Рассчитаем EFN для АО «Паллада» по формуле:

Несмотря на простоту и условность, рассмотренный пример показывает, как планирование выявляет проблемы и потенциальные конфликты:

Если предприятие  поставило себе целью отказаться от дальнейших заимствований и эмиссий  акций, то 25%-е увеличение продаж неосуществимо.

Если же оно  намерено реализовать намеченный план, то в дальнейшем необходимо будет найти наиболее оптимальные источники финансирования.

 

Далее предположим, что предприятие решило занять необходимую  сумму (532 тыс. руб.). В таком случае необходимо определить, какая часть  средств может быть заимствована на короткий срок (до 12 месяцев) и какая часть — на более длительный.

Так как оборотные  активы увеличились на 300 тыс. руб., в  то время как краткосрочные обязательства  только на 75 тыс. руб., предприятие может  получить 300 — 75 = 225 тыс. руб. в виде краткосрочного кредита и оставить чистый оборотный капитал без изменений. Остаток (532 - 225 = 307 тыс. руб.) придется привлекать в виде долгосрочного кредита или облигационного займа.

В следующей таблице приведен окончательный прогнозный баланс для АО «Паллада».

 

 

 

Прогнозный  баланс АО «Паллада» на 2013 г.  

 

 

В качестве компенсирующей переменной мы использовали сочетание  краткосрочной и долгосрочной задолженности. Но это решение — не всегда .лучшее в подобной ситуации. Существует множество других сценариев, которые мы должны изучить. Большую пользу в данном случае могут принести финансовые коэффициенты. В таблице определены коэффициенты текущей ликвидности и финансовой зависимости (доли долга).

 

Некоторые финансовые коэффициенты АО «Паллада» за 2012-2013 гг.

Как следует  из полученных результатов, 25%-й рост снизит уровень ликвидности и  платежеспособности. Вместе с тем  значения показателей приемлемы  с точки зрения теории. Практические выводы об изменениях коэффициентов можно получить только при сопоставлении их значений со среднеотраслевыми или данными аналогичных предприятий (конкурентов).

Предположение, что активы — это фиксированный  процент продаж, удобное, но во многих случаях неподходящее. В частности, в предыдущем примере неявно было сделано допущение, что оборудование предприятия загружено на 100% мощности. Поэтому наращивание объемов реализации привело к увеличению внеоборотных активов. Но на практике часто бывает избыток производственных мощностей, и производство может быть увеличено, например, за счет дозагрузки имеющегося оборудования.

Если предположить, что загрузка оборудования АО «Палла-да» составляет только 70%, то потребность в дополнительном внешнем финансировании будет совсем иной. Неполная загрузка оборудования на Х% означает, что текущий уровень продаж со-ставляет Х% максимально возможных. Для нашего примера:

Объем продаж = 1000 тыс. руб. = 0,70 х Полная загрузка

Полная загрузка = 1000/0,70 = 1429 тыс. руб.

Полученные  результаты свидетельствуют о том, что объем продаж можно увеличить почти на 43% (с 1000 тыс. руб. до 1429 тыс. руб.) без введения в строй новых активов.

Согласно предыдущему  варианту необходимо увеличить основные средства на 450 тыс. руб. Новая ситуация не требует никаких инвестиций в основные средства, потому что объем продаж увеличен до 1250 тыс. руб., что существенно меньше 1429 тыс. руб. при полной загрузке всех производственных мощностей.

В результате первоначальный прогноз о необходимости дополнительного  финансирования (532 тыс. руб.) оказался завышенным. При существующей 70%-й загрузке мощностей предприятию необходимо 532 — 450 = 82 тыс. руб. дополнительных фондов. Таким образом, неиспользуемые возможности существенно изменяют прогнозы.

Информация о работе Финансовое планирование