Финансовая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:12, реферат

Описание работы

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено решение задач финансовой политики государства. Основными целями финансовой политики являются - повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее, очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества - оздоровление и структурная перестройка экономики повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля - достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Правовые нормы……………………………………………………….5
Раздел 2. Фактическое состояние………………………………………………..7
Заключение…………………………………………………………………….....14
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

финансовая система РФ.docx

— 37.86 Кб (Скачать файл)

уровней. Принципы бюджетного устройства единство, полнота, реальность, гласность и  самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную  систему. Свод федерального бюджета  и бюджетов субъектов Федерации  образуют понятие Консолидированный  бюджет РФ. Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве - бюджетный  федерализм, т.е. взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с законодательством  РФ доходная часть территориальных  бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций  и субвенций, кредитных ресурсов. Закрепленные доходы это доходы, полностью  поступающие в соответствующие  бюджеты, например, налог на имущество  предприятий для бюджетов РФ и  налоги на имущество физических лиц  для местных бюджетов. Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету.

Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для  сбалансирования нижестоящего бюджета  при его дефиците. Субвенции средства на возмещение текущих расходов и  на финансирование инвестиционной деятельности. Кредитные ресурсы - средства, предоставляемые  на кредитной основе, т.е. на основе платности и возвратности. В 1994 г. введен механизм межбюджетных отношений, в которых основным регулятором стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов.

Все доходы и расходы располагаются  в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющую собой группировку  доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации сгруппированных  кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В Федеральном законе О бюджетной  классификации 115-Ф3 от 15.08.96г. отмечается, что БК включает -классификацию доходов бюджетов РФ -функциональную классификацию расходов бюджетов

РФ  -экономическую классификацию расходов бюджетов РФ -классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ -классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета -классификацию видов государственного внутреннего долга РФ и субъектов РФ -классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ -ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством  деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Эта деятельность регулируется Законом РФ Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР 10.10.91г Принципы организации бюджетного процесса единство, самостоятельность, балансовый метод. Проект Федерального Бюджета и документы, полученные

Думой, направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную  Думу. Принятый Думой Федеральный  Закон О Федеральном бюджете на предстоящий год в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов, или если

он  в течение 14 дней не был рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом  Федерации создается согласительная комиссия. В случае несогласия ГД с  решением СФ закон о бюджете считается  принятым, если за него при повторном  голосовании проголосовало не менее 23 общего числа членов Думы. Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись президенту.

На  подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование закона - 7 дней. Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД принимает Федеральный закон  о финансировании государственных  расходов из федерального бюджета в 1 квартале текущего года. Исполнение бюджета. Это работа по обеспечению полного  и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий

в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года. Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу, Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах. Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов и расходов - основному оперативному плану распределения доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены

сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных  средств. Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство РФ ФК - структуру МФ, которое осуществляет с единого главного счета Федерального казначейства все операции со всеми  государственными федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством  в учреждениях банковской системы  служат для транзитного

перемещения бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета. Казначейство информирует  о результатах исполнения ФБ министра финансов - ежедневно, а высшие органы государственной власти - ежемесячно. Главное управление Федерального казначейства МФ РФ -организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и государственных внебюджетных фондов -доводит до территориальных органов

ФК  размеры бюджетных ассигнований -ведет сводный реестр распорядителей средств ФБ -организует распределение в установленных размерах доходов между ФБ и бюджетами субъектов РФ -осуществляют управление доходами и расходами ФБ и иными централизованными ресурсами -регулируют финансовые отношения между ФБ и государственными внебюджетными фондами -организует и осуществляет ведение операций по учету государственной

казны РФ и другие мероприятия по исполнению ФБ. Правительство ежемесячно предоставляет  в ГД информацию о ходе исполнения ФБ и ежеквартально отчет. Бюджетный  дефицит и его причины. Необходимость  осуществления крупномасштабных государственных  вложений в развитие экономики, отражающих необходимость государственного регулирования  экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в  структуре общественного производства.

Чрезвычайные  ситуации войны, крупные стихийные  бедствия. Кризисные явления в  экономике, ее развал, неэффективность  финансово-кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране. При  выработке стратегии борьбы с  бюджетным дефицитом необходимо помнить Бюджетный дефицит допустим даже для здоровой экономики в отдельные периоды ее развития.

Величина  БД не должна превышать 2-3 валового национального  продукта. Дефицит может покрываться  работой печатного станка, приводящей к эмиссии денежных средств и  возрастанию инфляционных процессов  и использованием различных форм государственного кредита как внутреннего, так и внешнего. Для преодоления  бюджетного дефицита необходимо лечение  больной экономики.

 

Внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет -Пенсионный фонд РФ -Государственный фонд занятости населения -

Российский  фонд технологического развития и отраслевые фонды НИОКР -Фонд инвестирования жилищного строительства, и др. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах

к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует  использование средств, в полном объеме. Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной  власти.

Это, с одной стороны, облегчает их использование с другой - дает возможность  расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходом средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов. 

 

 

 Государственный кредит. Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности

для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и  юридические лица, заемщиком -государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных государственных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.

Государственный кредит используется также в целях  стабилизации денежного обращения  в стране. В условиях инфляции государственные  займы временно уменьшают у населения  платежеспособный спрос. Из обращения  изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения  на заранее оговоренный срок. Необходимость  использования государственного кредита  обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных  доходов. Мобилизуемые временно свободные  средства населения

и юридических лиц используются для  финансирования экономических и  социальных программ, т.е. государственный  кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные  займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные  органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских  и сельских районов, строительство  объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового

назначения. В зависимости от заемщика государственные  займы делятся на размещаемые  центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный  кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств, займы делятся на краткосрочные до года, среднесрочные от года до пяти лет, долгосрочные свыше пяти лет. Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного

долга страны. Государственный долг - это  вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. Государственный  внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед  юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные

Правительством  РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг  от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ. Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Обслуживание  государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению  и выплате по ним процентов. Эти  функции осуществляет Центральный  банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств  республиканского бюджета РФ. Огромный государственный долг России, как  внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может  использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Контроль, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

 

 

 

 

Фондовый рынок. Среди звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг. Задача фондового рынка - обеспечение процесса перелив капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого

довода  по сравнению с вложением денег  в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается  повышенный риск. Принципы использования  финансовых ресурсов на фондовом рынке  зависят от видов ценных бумаг, в  которые они вложены, и от типов  операций с ценными бумагами.

 

 

 

Заключение

Финансовые  системы возникли с зарождением  классового общества и развивались  как часть политической, социальной и экономической системы государства. Наряду с прямым администрированием, информационным

воздействием, законодательной и нормативной  деятельностью финансы являются одним из инструментов социального  менеджмента. История экономического развития и финансов показывает, что  в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства  для оживления деловой активности используют либеральный подход, а  в периоды кризисов и возрастания  социальной напряженности усиливается  роль государства, государственных  финансов в социальных и экономических  преобразованиях.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации