Философия Б. Н.А. Бердяева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:18, контрольная работа

Описание работы

Бердяева называли философом свободы, которую он считал предварительным условием всякого действительного существования. Подчеркивал ценность личности и индивидуальную свободу. Его философия определяется как персонализм и экзистенциализм.
Выдающийся русский мыслитель первой половины ХХ века Н.А. Бердяев снискал себе мировую известность как яркий и последовательный обличитель современной цивилизации. С позиций христианского гуманизма он критиковал капитализм и социализм, рассматривая их как завершающие этапы реализации безрелигиозного, атеистического мировоззрения.

Содержание работы

I Часть Философия свободы Н.Бердяева 3
1.1 Введение ____________________________________________ 3
1.2 Биография Н.Бердяева_______________________________ 5-7
1.3 Этапы творчества Н.Бердяева______________________ 7
1.4 Философия свободы Н.Бердяева_________________ 9
1.5 Заключение 12
1.6 Список используемой литературы 14
II Часть Эссэ 15

Файлы: 1 файл

Filosofia.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный университет  путей сообщения (МИИТ) Волгоградский филиал

 

 

 

 

Контрольная работа №1

по дисциплине

Философия

 

 

 

 

Рецензент:  Студент 1 курса

_______________/   Артемьева В. В../Волгоградский филиал МИИТ

             (подпись)                Сурков Е.А.

 

«____»_________________2013 г.шифр: 1332-п/ЭБс-2728

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2013

 

Содержание

 

I

Часть     Философия свободы Н.Бердяева

3

1.1

Введение ____________________________________________

3

1.2

Биография Н.Бердяева_______________________________

5-7

1.3

Этапы творчества Н.Бердяева______________________

7

1.4

Философия свободы Н.Бердяева_________________

9

1.5

Заключение

12

1.6

Список  используемой литературы

14

II

Часть     Эссэ

15


 

 

I часть

Жизнь и философия В. Бердяева

    1. Введение

 

Важность вопросов, которые решает философия, обусловливает  и ее собственную важность. Причастность всех людей к философским вопросам часто создает иллюзию их легкой разрешимости и порождает на уровне обыденного сознания отношение к философии как к длинным и пустым разговорам. Действительно, полезность философского знания не столь очевидна, как, скажем, полезность изготовленной вещи, и она не измеряется в рублях или кубометрах. Еще в XVII в. французский философ Рене Декарт, говоря о роли и полезности философии, сравнивал ее с корнями дерева, а другие науки считал подобными стволу (физику) и ветвям (механику, медицину и этику), питающимся от корней и ствола. И как плоды не собирают ни с корней, ни со ствола, а лишь с ветвей, то и главная полезность философии, - писал он, - постигается не непосредственно, а через те плоды, которые приносит она в жизни людей.

Тот мир, в котором  мы сегодня живем, является результатом  человеческой деятельности, которая  всегда осмысленна и целесообразна. Осознанием оснований человеческой деятельности, ее целей и смысла всегда занималась философия. Русская  мысль в течение Х1Х века была более всего занята проблемами философии истории. На построении философии истории формировалось наше национальное сознание. Самобытная русская мысль обращена к эсхатологической проблеме конца, она окрашена апокалиптически. В этом ее отличие от мысли Запада. Но это и придает ей прежде всего характер религиозной философии истории.

Самобытным  направлением русской мысли стала  русская религиозная философия, крупнейшими представителями которой  были Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) , Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944), Николай Александрович Бердяев (1874-1948) и другие. Религиозных философов, так же, как и нерелигиозных, волновало переустройство несовершенного русского общества и человеческого сообщества в целом. Они считали, что путь к будущей лучшей жизни лежит только через обновленную религию.

Бердяева называли философом свободы, которую он считал предварительным условием всякого  действительного существования. Подчеркивал  ценность личности и индивидуальную свободу. Его философия определяется как персонализм и экзистенциализм.

Выдающийся  русский мыслитель первой половины ХХ века Н.А. Бердяев снискал себе мировую известность как яркий  и последовательный обличитель современной  цивилизации. С позиций христианского  гуманизма он критиковал капитализм и социализм, рассматривая их как завершающие этапы реализации безрелигиозного, атеистического мировоззрения. Долгое время в нашей стране его взгляды замалчивались и были известны лишь небольшому кругу специалистов. Теперь идеи мыслителя снова входят в нашу культуру. Нам стали жизненно необходимы наши критики, особенно такие, как Бердяев, любившие страну, болевшие за ее судьбу.

 

 

    1. Биография Флоренского

 

Бердяев Н.А. (06.03.1874 – 24. 03. 1948) – философ, писатель.

Бердяев Николай  Александрович (род. 6 марта 1874, Киев – умер 23 марта 1948, Кламар, близ Парижа).

Каждый философ  старается приоткрыть завесу таинственного  над тем, что составляет смысл  человеческой жизни, но основу его восприятия всегда составляет культура, на которой  он воспитан, и среда, которая его окружает. Предки Н. Бердяева по отцу были генералами и георгиевскими кавалерами, известными при императорском дворе, а по матери – представители из старинного французского рода. И хотя Бердяев говорил, что никогда не ощущал своих корней, его мировоззрение, его огромный вклад не только в русскую, но и в западноевропейскую философию (он был основателем такого философского направления, как персонализм) являются результатом взаимопроникновения двух европейских культур. Эти культуры близки, потому что имеют одну традицию – древнегреческую философию и христианскую религию.

Бердяев родился  в Киеве в семье военного и  первоначально, по фамильной традиции, учился в кадетском корпусе. Однако он быстро понял, что его свободолюбивая натура никогда не примирится с необходимостью подчиняться, безоговорочно выполнять приказы вышестоящих начальников. Словом, военная дисциплина была не для него.

В своей автобиографической книге "Самопознание" он пишет: "Я  никому и ничему никогда не мог  подчиняться".2

Затем он поступил в Киевский университет на факультет естествознания, но проучился там недолго: за участие в работе социалистического кружка его сослали в Вологду, где он пробыл два года.

Изучал право  в Киевском университете.

Стал широко известен, как представитель группы мыслителей, ушедших от марксизма к религии. В годы первой революции утверждается в мысли о невозможности примирить материалистический взгляд на историю с идеалистическим взглядом на мир души.3

Система взглядов Бердяева окончательно складывается к 1905 году, когда " критическое отношение к марксизму переросло в открытую контрреволюционность, а неокантианские увлечения – в богоискательство.."4

Снискал репутацию  философа свободы, которую он считал предварительным условием всякого  действительного существования. Подчеркивал ценность личности и индивидуальную свободу. Его философия определяется как персонализм и экзистенциализм. Отсутствие академизма в подходе к философии он считал своим достоянием. С 1918 по 1922 гг. преподавал в частной академии духовной культуры в Москве. Обратившись к изучению проблем философии истории, Бердяев в течение зимы 1919-1920 гг. прочел курс лекций в Московской Вольной Академии Духовной Культуры по основным проблемам религиозной философии истории. Так возник замысел книги "Смысл истории", в основании которой легли прочитанные лекции.

В 1922 году после  беседы с Дзержинским его с  большой группой интеллигенции  выслали за границу. В 1924 году обосновался  во Франции, близ Парижа. Писал, редактировал и принимал активное участие в  эмигрантской прессе. С 1925 по 1940 год Бердяев издавал религиозно-философский журнал "Путь". В Париже были написаны главные книги Бердяева. Правда, "Смысл истории" он написал в 1922 году в Берлине. В 1929 году вышла книга "Философия свободного духа". В 30 - е годы Бердяев приобретает широкую известность – наиболее известным из современных русских философов на Западе. В эти годы вышли в свет следующие его труды: "О назначении человека"(Опыт парадоксальной этики) )1931), "Дух и реальность" (1934), "Русская идея" (1948). и, наконец, последняя книга Н. Бердяева – "Опыт эсхатологической метафизики" (1947). Под впечатлением II Мировой войны занял просоветскую позицию и после войны взял советский паспорт, но в последнюю минуту не вернулся в СССР. В 1947 году получил звание доктора Оксфордского университета. Умер в Париже.

г.

 

    1. Этапы творчества Флоренского

 

Философия Н.А.Бердяева явилась гениальным выражением духовного  драматизма переломной эпохи, когда  человеческий дух обнаруживает, что  старые культурные формы стали тесны  для его развития и ищет для себя новых форм и способов воплощения. Трудно найти серьезную философскую или культурологическую проблему, которая бы так или иначе не получила своего осмысления в трудах Бердяева. В них раскрывается драма культурного творчества, понятого как реализация изначальной и неотъемлемо присущей человеку свободы.

Безразличие представителей «нового религиозного сознания»  к проблеме личности и свободы  было одной из причин нового поворота в интеллектуальной и духовной биографии  Н. Бердяева. Настаивая на религиозном смысле свободы, он попытался раскрыть его, приобщившись к тайне Православной церкви. Н. Бердяев ищет пути сближения с православной средой, читает святоотеческую литературу и одновременно тщательно прорабатывает идею Вл. Соловьева о Богочеловечестве, мысли славянофила Хомякова о свободе как основе христианства и церкви. Но если идея Богочеловечества стала Н. Бердяеву близка и он считал, ее основной идеей русской религиозной мысли, то содержание святоотеческих трудов его не вдохновило, хотя греческих отцов церкви он ценил гораздо больше, чем западных схоластов.

Он испытывал  антипатию к духовному сословию, не любил церковнославянский язык, эстетически предпочитая латынь и католическую службу. Началась религиозная  драма Н. Бердяева, которую сам  он описывал так: «В моем отношении к Православной церкви всегда было что-то мучительное, никогда не было цельности». Действительно, с одной стороны, он был на стороне Православной церкви в ее борьбе против мистики монистического типа (Плотин, Экхардт), которая уничтожала свободу личности, растворяя неповторимую человеческую индивидуальность в безликом божестве. С другой стороны, в своей религиозной жизни мыслитель исходил из личного переживания чувства свободы, не имеющего точек соприкосновения с православными догматами. В итоге он объявил себя представителем «свободной религиозной философии» (свободной, в данном случае, от православной догматики).

В книге «Философия свободы» (1911) Н. Бердяев попытался  обосновать божественную природу свободы, базируясь на толковании христианства как религии Богочеловечества. Последовательно проводя идею персонализма в своей религиозной метафизике, он пришел к выводу, что свобода не сотворена, она вне Бога, она первична. Бог сам действует в порядке свободы, т. е. духовно. Бог не есть творец мира, ибо, в противном случае он присутствует во всяком мировом зле и страдании, в войнах и пытках и т. д. Но тогда оправдано безверие и восстание против Бога.

Более четко  и полно идею внебытийного характера  свободы Н. Бердяев раскрыл в  книге «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916). В понимании творчества философ исходил из убеждения, что оно не детерминировано внешними причинами и потребностями мира. Настоящее творчество есть, творчество из ничего, есть эманация свободы. Бердяев не отрицал, что творческие дары даны человеку Богом, но считал, что в творческих актах есть элемент свободы, не детерминированный даже Богом. Более того, он приписывает человеку божественное могущество творить «из ничего».

Творчество  и свободу Бердяев не связывал с желаниями человека, его правами. Творчество - это обязанность человека перед Богом, требование Бога к человеку продолжать миротворение. Творчество есть богочеловеческое дело, а потому, считал он, новое, завершающее откровение будет откровением творчества человека, началом эпохи Духа. Не найдя в Священном Писании соответствующих мыслей, философ сделал вывод; что Бог сокрыл религиозный смысл творчества от человека. И только в духовном опыте человека, а не в богословском умозрении, может быть открыта тайна нужды Бога в человеке и его творчестве, тайна Богочеловечества.

Сам Бердяев утверждал, что  он лично пережил откровение творчества, которое есть откровение человека, а не Бога. Содержание этого откровения и стало главной темой его  книги «Смысл творчества». Творчество для него есть феномен духовного опыта, «потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию». В личном творческом опыте Бердяеву открылось, что «я», субъект творчества выше, первичнее объекта «не-я». Но такая первичность не имеет ничего общего с эгоцентризмом, ибо в акте творчества человек забывает о себе, устремляясь к тому, что выше его. Хотя творчество и есть «полет в бесконечность», трансцендирование, оно в итоге оформляется в культурном продукте (поэзии, музыке, живописи, философском тексте и т. д.), который всегда конечен, а потому не может вместить в себя все богатство творческого экстаза.

Несоответствие между  творческим замыслом и его осуществлением есть, с точки зрения русского философа, трагедия творчества, составной частью которой является одиночество творца. Творчество не может быть коллективно-всеобщим, оно всегда индивидуально. И только в личном духовном опыте переживается факт несовершенства продукта творчества. Но индивидуальность творца Бердяев не отождествлял с эгоцентризмом новоевропейского гуманизма, предполагающего поглощенность индивида самим собой. Творец одинок, но его творчество имеет мировой, общечеловеческий, социальный характер, утверждал философ.

Информация о работе Философия Б. Н.А. Бердяева