Дивидендная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Дивидендная политика призвана решать, как прибыль компании будет разделена между выплатами акционерам и нераспределенной прибылью. Дивидендная политика влияет на многие аспекты управления финансами, такие как движение денежных и финансовых средств, ликвидность, структура капитала, цены акций и цена компании, то возникает большая ответственность при определении приемлемой структуры дивидендов. Актуальность темы настоящей курсовой работы, обусловлена вопросом: какая часть прибыли должна быть выплачена акционерам в форме дивидендов?

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты дивидендной политики
1.1 Сущность и теории дивидендной политики
1.2 Основные типы дивидендной политики организаций
1.3 Факторы, влияющие на дивидендную политику
1.4 Основные показатели дивидендных выплат зарубежных компаний
Глава 2. Анализ дивидендной политики ОАО «РЖД»
2.1 Анализ развития отрасли и динамики стоимости акций
2.2 Дивидендная политика ОАО «РЖД»
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию дивидендной политики ОАО «РЖД»
3.1 Рекомендации по совершенствованию дивидендной политики
3.2 Основные направления по формированию дивидендной политики ОАО «РЖД»
Заключение
Приложение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 633.86 Кб (Скачать файл)

 Обществу следует информировать  акционеров и иных заинтересованных  лиц о своей дивидендной политике, учитывая ее большое значение  для принятия инвестиционных  решений. В этих целях сведения  о дивидендной политике общества  и вносимых в нее изменениях  рекомендуется публиковать в  периодическом издании, предусмотренном  уставом общества для опубликования  сообщений о проведении общих  собраний акционеров, а также  размещать на веб-сайте общества в сети Интернет, если общество имеет такую возможность.

Информация о принятии решения (об объявлении) о выплате дивидендов должна быть достаточной для формирования точного представления о наличии  условий для выплаты дивидендов и порядке их выплаты.

Информация о выплате обществом  дивидендов должна отражать реальное состояние общества. К формированию искаженного представления об истинном положении дел в обществе может  привести объявление о выплате дивидендов при отсутствии для этого необходимых  условий, в частности, с нарушением ограничений, установленных законодательством. Кроме того, к заблуждению относительно реального финансового положения  общества ведет объявление о выплате  дивидендов по обыкновенным акциям при  отсутствии у общества чистой прибыли  за отчетный год.

В этой связи обществу не рекомендуется  принимать решение о выплате  дивидендов, если такое решение, не нарушая ограничений, установленных  законодательством, ведет к формированию ложных представлений о деятельности общества. К числу таких решений  относится объявление о выплате  дивидендов по обыкновенным акциям при  отсутствии у общества чистой прибыли  за отчетный год или объявление о  выплате дивидендов по привилегированным  акциям, если для этого недостаточно чистой прибыли и (или) средств фондов, специально предназначенных для  выплаты дивидендов по привилегированным  акциям определенного типа.

Решение о выплате дивидендов должно позволять акционеру получить исчерпывающую  информацию, касающуюся размера и  порядка выплаты дивидендов. В  этой связи в решении о выплате  дивидендов должен быть указан размер дивидендов по акциям каждой категории (типа), а также форма и срок выплаты дивидендов.

Порядок определения размера дивидендов должен исключать возможность введения акционеров в заблуждение относительно их размера.

В соответствии с законодательством  дивиденды по обыкновенным и привилегированным  акциям выплачиваются из чистой прибыли  общества. При определении размера чистой прибыли обществу надлежит исходить из того, что размер чистой прибыли для целей определения размера дивидендов не должен отличаться от размера чистой прибыли для целей бухгалтерского учета, поскольку в ином случае размер дивидендов будет рассчитываться исходя из заниженной либо завышенной суммы, что означает существенное ущемление интересов акционеров. Вследствие этого обществу рекомендуется осуществлять расчет чистой прибыли в порядке, установленном действующим законодательством для целей бухгалтерского учета.

Порядок выплаты дивидендов должен наилучшим образом способствовать реализации права акционеров на их получение.

Акционеры вправе рассчитывать на получение  дивидендов в объявленном размере. Именно на основании объявленного размера  дивидендов формируются оценка деятельности общества и представление относительно перспектив его развития.

Выплачивать дивиденды рекомендуется  только денежными средствами, поскольку  в случае их выплаты иным имуществом существенно затрудняется оценка реально  выплаченных дивидендов, и, кроме  того, получение иного имущества  может быть сопряжено для акционеров с дополнительными обязательствами.

В ряде случаев для общества может  оказаться полезным направлять чистую прибыль полностью или частично для выпуска дополнительных акций  и размещения их среди акционеров. Однако получение акционером дополнительных акций общества не имеет отношения  к выплате ему дивидендов, поскольку  с учетом ликвидности этих акций, их рыночной стоимости и связанных  с ними обязательств получение таких  акций может не привести к увеличению благосостояния акционера. Кроме того, в этом случае он, по сути, лишается самостоятельности при принятии инвестиционных решений. Поэтому обществу не следует рассматривать как  выплату дивидендов принятие решения  о направлении денежных средств, предназначенных для выплаты  дивидендов, на увеличение размера  уставного капитала путем дополнительного  выпуска и размещения среди акционеров акций на сумму причитающихся  им дивидендов.

Четкость обязательств, позволяющая  с достаточной степенью определенности судить о ходе их исполнения, способствует укреплению доверия акционеров к  обществу. Поэтому, принимая на себя обязательство  по выплате объявленных дивидендов, общество должно конкретизировать порядок  его исполнения. Так, обществу рекомендуется  определить в уставе конкретный срок выплаты объявленных дивидендов, который, однако, не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о  выплате дивидендов.

При определении порядка выплаты  дивидендов общество должно стремиться к обеспечению наиболее удобного для акционеров и соответствующего требованиям законодательства способа их получения. В этой связи юридическим лицам дивиденды рекомендуется выплачивать только в безналичном порядке.

Выплата дивидендов физическим лицам  по их желанию может осуществляться как наличными денежными средствами, так и в безналичном порядке. В случае выплаты дивидендов в  безналичном порядке обществу рекомендуется  разъяснить акционерам их обязанность  известить общество об изменении  их банковских данных и последствия  несоблюдения этой обязанности.

Обществу также рекомендуется  выплачивать дивиденды наличными  в кассе общества только в случае получения заявления акционера  с соответствующей просьбой. При  этом в решении о выплате дивидендов общество вправе ограничить выплату  дивидендов наличными денежными  средствами акционерам - физическим лицам.

 
 

3.2 Основные направления по формированию  дивидендной политики ОАО «РЖД»

Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и  характером ее распределения. В идеале, на предприятии должна существовать определенная политика распределения  прибыли, определяющая направления  использования ее в соответствии с целями и задачами предприятия.

Пропорции распределения прибыли  определяют темпы реализации стратегии  предприятия, являются основным инструментом воздействия на рост его рыночной стоимости, важнейшим индикатором  инвестиционной привлекательности. Одновременно распределение прибыли является одной из действенных форм воздействия  на трудовую активность персонала предприятия, обеспечения дополнительной социальной защищенности работников. Характер распределения  прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия.

Основу распределения прибыли  составляет дивидендная политика, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач управления предприятием: необходимо учитывать  противоположные мотивации собственников  предприятия (акционеров, вкладчиков) - получение высоких текущих доходов  или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.

Поэтому основной целью политики распределения  прибыли, с учетом обеспечения стратегии  предприятия, является оптимизация  пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями.

В практике управления были выработаны следующие принципы осуществления  этой задачи.

Приоритетность учета интересов  и менталитета собственников  предприятия. Менталитет собственников может быть направлен на получение высокого текущего дохода или на обеспечение высоких темпов прироста инвестиционного капитала. И часто именно он определяет главную пропорцию распределения прибыли - между потребляемой и капитализируемой частями. Если собственники (акционеры) нуждаются в постоянном притоке текущих доходов или не приемлют риски, связанные с длительным ожиданием этих доходов в будущем периоде, они будут настаивать на обеспечении высокой доли потребляемой прибыли в процессе ее распределения. В то же время, если собственники не нуждаются в высоких текущих доходах и предпочитают еще более высокий уровень этих доходов в предстоящем периоде за счет реинвестирования капитала, доля капитализируемой части прибыли будет возрастать. Эта пропорция может меняться во времени в связи с изменением внешних и внутренних условий деятельности предприятия.

Стабильность политики распределения  прибыли. Базовые принципы распределения  прибыли должны носить долговременный характер. Соблюдение этого принципа особенно важно в условиях "распыления собственности" (например, в крупных  акционерных компаниях с большим  количеством акционеров).

Предсказуемость политики распределения  прибыли. При необходимости изменения  пропорций распределения прибыли  в связи с корректировкой стратегии  развития предприятия или по другим причинам, все инвесторы (в первую очередь акционеры) должны быть заранее  извещены об этом.

Оценка эффективности разработанной  политики распределения прибыли. Такая  оценка проводится с использованием следующих основных показателей: коэффициента капитализации прибыли; коэффициента дивидендных выплат (или выплат прибыли  собственникам), коэффициента участия  персонала в прибыли и других.

Специфика задач, стоящих перед  каждым конкретным предприятием в процессе его развития, различие внешних и  внутренних условий их хозяйственной  деятельности не позволяют выработать единую модель распределения прибыли, которая носила бы универсальный  характер. Поэтому основу механизма  распределения прибыли конкретного  предприятия составляет анализ и  учет в процессе этого распределения  отдельных факторов, которые увязывают  этот процесс с текущей и предстоящей  хозяйственной деятельностью данного  предприятия.

Факторы, влияющие на пропорции и  эффективность распределения прибыли, весьма разнообразны; различна и степень  интенсивности их проявления. Одна группа этих факторов определяет предпосылки  к росту капитализируемой части  прибыли; другая группа, наоборот, склоняет управленческие решения в пользу увеличения доли потребляемой ее части.

По характеру возникновения  все факторы, влияющие на распределение  прибыли, можно разделить на две основные группы:

а) внешние (генерируемые внешними условиями  деятельности предприятия);

б) внутренние (генерируемые особенностями  хозяйственной деятельности предприятия).

Внешние факторы рассматриваются  как своего рода ограничительные  условия, определяющие границы формирования пропорций распределения прибыли. К числу важнейших из этих факторов относятся: правовые ограничения, налоговая  система, среднерыночная норма прибыли  на инвестированный капитал, альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов, конъюнктура товарного  рынка, "прозрачность" фондового  рынка и темп инфляции.

Законодательные нормы определяют общие финансовые и процедурные  вопросы, связанные с распределением прибыли. Они формируют приоритетность отдельных направлений ее использования (налоговых и других отчислений), устанавливают нормативные параметры  этого использования (ставки налогов, сборов и других обязательных отчислений за счет прибыли; ставки минимальных  отчислений в резервный фонд) и  другие условия.

Конкретные ставки отдельных налогов  и система налоговых льгот  существенным образом влияет на пропорции  распределения прибыли. Если уровень  налогообложения личных доходов  граждан значительно ниже уровня налогообложения хозяйственной  деятельности и имущества предприятия, это создает предпосылки к  повышению доли потребления капитала. И наоборот, если налоговая система  предусматривает льготы по реинвестированию прибыли, по ее направлению на благотворительные  и иные цели, это создает предпосылки  стимулирования таких форм использования  прибыли.

Характер среднерыночной нормы  прибыли на инвестированный капитал  формирует эффективность пропорций  потребления и реинвестирования прибыли, являясь своеобразным критерием  управленческих решений по этому  вопросу. В условиях снижения среднерыночного  уровня прибыли на капитал возрастают тенденции повышения доли прибыли, направляемой на потребление. В то же время рост этого показателя создает  предпосылки к более эффективному использованию реинвестируемого капитала, а соответственно и к повышению  доли капитализируемой части прибыли.

Если предприятие имеет возможность  привлекать ресурсы из внешних источников на условиях более низкой стоимости, чем средневзвешенная стоимость  собственного капитала, оно может  больший размер прибыли распределять среди собственников и персонала, так как его инвестиционные потребности  будут удовлетворяться за счет более  дешевых альтернативных внешних  источников финансирования. Если же доступ предприятия к внешним источникам формирования капитала ограничен, или если стоимость его привлечения значительно превышает уровень средневзвешенной стоимости капитала, сложившийся на предприятии, более эффективным будет использование прибыли в инвестиционных целях.

Фактор инфляции генерирует риск обесценения  будущих доходов, формируя склонность собственников к росту текущих  выплат. Однако, если предприятие выпускает  инфляционно защищенную продукцию (а цены на отдельные виды продукции, как показывает опыт, могут и значительно  опережать темпы инфляции) или  его инвестиционные проекты обеспечивают высокий уровень материализации капитала (в форме основных фондов, запасов товарно-материальных ценностей  и т.п.), то негативным влиянием этого  фактора на реально обусловленные  пропорции распределения прибыли  можно пренебречь.

В период подъема конъюнктуры рынка, на котором предприятие реализует  свою продукцию, эффективность капитализации  прибыли в процессе ее распределения  возрастает. Действие этого благоприятного фактора позволяет получить в  предстоящем периоде гораздо  большую норму прибыли на реинвестируемый  капитал, чем в предшествующие периоды.

Информация о работе Дивидендная политика