Дивидендная политика корпорации и критерии ее выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Главная цель процесса управления банковским капиталом заключается в привлечении и поддержке достаточного объема капитала для расширения деятельности и создание защиты от рисков. Величина капитала определяет объемы активных операций банка, размер депозитной базы, возможности заимствования средств на финансовых рынках, максимальные размеры предоставленных кредитов, величину открытой валютной позиции и другие важные показатели, которые существенным образом влияют на деятельность банка. Для банков актуальными остаются вопрос наращивания капитальной базы и для большинства из них цель управления капиталом заключается в его пополнении.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты дивидендной политики
2 Анализ дивидендной политики на примере ОАО «Сбербанк России»
3 Рекомендации по улучшению дивидендной политики Сбербанка
4 Заключение
5 Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа!.docx

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Ещё до недавнего времени для российских предприятий было характерным отсутствие дивидендной политики как таковой. Немногочисленные случаи выплат дивидендов собственникам не играли особой роли ввиду незначительности объявленных сумм. Ситуация стала кардинально меняться лишь с 2001 г., когда многие крупные корпорации, заинтересованные в привлечении капитала с финансовых рынков, повышении своей репутации и качества управления, в формировании положительного имиджа в глазах зарубежных инвесторов, стали регулярно выплачивать дивиденды. Приблизительно в это же время в уставах и корпоративных кодексах ведущих отечественных предприятий появился пункт, раскрывающий содержание их дивидендной политики. Рост доходов, стремление повысить инвестиционную привлекательность и капитализацию бизнеса, а также переход на мировые стандарты управления многих российских корпораций вынуждает менеджмент менять дивидендную политику и повышать выплаты владельцам акций. Однако, несмотря на постепенный переход к общепринятой в мире практике в этой области, дивидендная политика отечественных фирм имеет свою специфику, обусловленную рядом факторов, наиболее существенными из которых являются:

- диспропорции в развитии отдельных отраслей и структуре фондового рынка;

- состав собственников, обусловленный особенностями механизма приватизации предприятий, в результате чего значительная доля акций принадлежит государству, узкому кругу лиц или менеджменту;

- информационная закрытость и непрозрачность многих предприятий;

- несовершенство законодательной базы.

Дадим краткую характеристику выделенным факторам. Современный этап развития экономики в Российской Федерации характеризуется значительными отраслевыми диспропорциями. При этом основной рост приходится на нефтегазовый сектор, металлургию и телекоммуникации. Неравномерное развитие различных отраслей оказывает влияние как на получаемые предприятиями доходы, так и на их распределении. Высокие и стабильные дивиденды выплачивают некоторые телекоммуникационные компании, что объясняется как бурным ростом отрасли, так и общим уровнем корпоративного управления, практически соответствующего мировым стандартам. Подобная дивидендная политика объясняется и составом акционеров фирм данной отрасли, среди которых немало иностранных инвесторов, а также обращением их акций в виде депозитарных расписок на международных биржах.

В настоящее время государство владеет 100% капитала более 150 предприятий, контрольными пакетами около 500 предприятий, блокирующими - свыше 1000, более мелкими - 1750.

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на дивидендную политику отечественных предприятий, является законодательство. В частности, одной из существенных проблем являются сроки и механизмы выплат дивидендов. Во многих странах срок получения дивидендов не превышает трех дней. В то же время, согласно российскому законодательству, выплата дивидендов должна быть осуществлена в течение 60 дней, если иное не предусмотрено уставом предприятия. Однако на практике уставы многих отечественных предприятий определяют другие сроки выплат, которые могут быть растянуты до полугода. В результате выплаты могут поступить инвестору фактически через год.

Многие проблемы в сфере дивидендной политики лежат в плоскости корпоративной этики и далеко не всегда подлежат законодательному регулированию. В этой связи важное значение призван сыграть Кодекс корпоративного поведения, принятый бизнес- сообществом Российской Федерации.

 

2. Анализ дивидендной политики на примере ОАО «Сбербанка России»

 

Дивидендная политика Сбербанка РФ разработана в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах». Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» [4]. Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». Инструкцией Банка России от 10 марта 2006 г. N 128-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации". Кодексом корпоративного поведения, рекомендованным к применению распоряжением ФКЦБ России от 04.04.2002 № 421/р, Уставом Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (далее Банк), Кодексом корпоративного управления Банка. дивиденд нсовый

Все кредитные организации представили результаты своей деятельности за 2012 год (табл. 2.1) и объявили о размере планируемых дивидендных выплат, которые предстоит утвердить годовым собраниям акционеров.

 

Таблица 2.1

 

Результаты деятельности банков за 2012 год

 

 

У Сбербанка, как известно, реестр его акционеров был закрыт 11 апреля 2013 года. Именно после этой даты акции активно теряли в цене, что, впрочем, является вполне закономерным явлением, наблюдательный совет рекомендовал собранию акционеров назначить дивиденд по обычным акциям - 2,57 руб., а по привилегированным акциям - 3,2 руб. Это означает, что общая сумма, которую направят на эти цели, составит 58,7 млрд руб., или 17% от чистой прибыли, полученной по международным стандартам финансовой отчётности (МСФО). В результате дивидендная доходность по обыкновенным акциям составила 2,5%, по привилегированным - 4,4%. Надо отметить, что в прошлом году размер дивидендов был скромнее: 2,08 руб. (дивидендная доходность - 2,2%) по обычным акциям и 2,59 руб. (дивидендная доходность - 3,3%) по привилегированным акциям.

Дивидендная политика в ближайшие годы может стать основополагающим элементом финансовой политики акционерных обществ, поскольку она влияет на многие аспекты управления финансами: такие как движение денежных и финансовых средств, ликвидность, структура капитала, цены акций и цена компании. Следовательно, для обеспечения эффективной деятельности организаций к ее формированию необходимо подходить ответственно и взвешенно. К сожалению, в России пока не уделяется достаточного внимания вопросам формирования дивидендной политики. Связано это как с недооценкой роли дивидендной политики в управлении деятельностью организаций, так и с относительно небольшим сроком деятельности отечественных акционерных обществ. Опыт большинства из них в вопросе о дивидендной политике находится в стадии становления, а решение о выплате дивидендов не рассматривается как инструмент воздействия на рыночную стоимость предприятия. Так, аналитики ОАО «Сбербанк России» отмечают, что дивиденды по акциям всегда были не самым главным фактором инвестиционной привлекательности российских акций. До сих пор лишь в относительно крупных компаниях имеются утвержденные дивидендные политики распределения выплат акционерам, а средний коэффициент дивидендных выплат по итогам 2009 г. составил 33,4%.

Как показал анализ деятельности крупнейших российских банков, они не балуют своих акционеров дивидендами. Из топ-30 по итогам 2010 г. прибыль показали 19 банков, а дивиденды выплатили 11. Наибольшую долю прибыли на дивиденды направил банк «Санкт-Петербург», а лидером по объему выплат является ВТБ. При прибыли в 23,75 млрд руб. на дивиденды он направил 6,1 млрд руб. ОАО «Сбербанк России» незначительно уступил ВТБ по прибыли (21,7 млрд руб.), но выплатил втрое меньше дивидендов (2,17 млрд руб.) По абсолютной величине суммарные дивиденды двух крупнейших банков страны идут на убыль. По итогам 2008 г. они выплатили 14 млрд руб., а за 2007 г. — 19,5 млрд руб.[14]

Банки предпочитают реинвестировать полученную прибыль в развитие бизнеса. До кризиса двух- и трехзначные темпы роста заставляли банки придерживаться консервативной дивидендной политики. ОАО «Сбербанк России» придерживался выплаты дивидендов в 10% от чистой прибыли по РСБУ. Банк ВТБ как госкомпания, получившая помощь во время кризиса, по итогам 2009 г. был вынужден увеличить дивидендные выплаты с 10% до 25% от чистой прибыли по решению главного акционера - государства. Частные банки - Банк "Возрождение" и Банк "Санкт-Петербург" - зафиксировали дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям на постоянном уровне.

Из всего вышесказанного следует, что российские банки при выплате дивидендов придерживаются остаточной дивидендной политики, которая строится на первостепенном учете инвестиционных возможностей компании.

ОАО «Сбербанк России» является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 июня 2010 г.). Уставный капитал общества, в соответствии с уставом, делится на обыкновенные и привилегированные акции и равен 67 760 844 000 руб. Учредителю и основному акционеру Банка — Центральному банку Российской Федерации – принадлежит 60,3% голосующих акций и 57,6% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами ОАО «Сбербанк России» являются более 260 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала ОАО «Сбербанк России» (более 32%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.

Дивидендная политика ОАО «Сбербанк России» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», Кодексом корпоративного поведения, рекомендованным к применению распоряжением ФКЦБ России от 04.04.2002 № 421/р, Уставом ОАО «Сбербанк России», Кодексом корпоративного управления банка и утверждена Постановлением Наблюдательного совета Сбербанка России от 29.01.2008, протокол №86.

Целью дивидендной политики банка является установление прозрачного и понятного акционерам механизма принятия решения о выплате дивидендов, определения размера, порядка и сроков их выплаты. Источником выплаты дивидендов является прибыль банка после налогообложения (чистая прибыль банка). Чистая прибыль банка определяется по данным годовой бухгалтерской отчетности банка. Решением (объявлением) о выплате дивидендов определяется размер дивидендов в расчете на одну акцию каждой категории. Согласно Уставу ОАО «Сбербанк России» производит выплату дивидендов один раз в год. Дивиденды выплачиваются акционерам в денежной форме.

За 2012 г. банком был, достигнут значительный рост чистой прибыли. Неиспользованная прибыль по данным Отчета о прибылях и убытках кредитной организации на 01.01.2013 г. составила 346,2 млрд руб., что выше показателя на 01. 01.2012 г. (310,5 млрд руб.) изменение 11,5%. На выплату дивидендов за 2012 г. направлено 16,9% от чистой прибыли. На одну привилегированную акцию выплачено 3,2 руб., а на одну обыкновенную акцию - 2,57 руб. (табл. 2.2).

 

 

Таблица 2.2

 

Динамика дивидендных выплат ОАО «Сбербанк России»

 

 

 

Дивиденды ОАО «Сбербанк России» в 2010 г. (по итогам 2009 г.) меньше, чем в 2009 г. Это можно объяснить следующими причинами: 1) Несмотря на то, что в 2009 г. конкурентные позиции ОАО «Сбербанк России» на российском рынке банковских услуг укрепились (значительно выросло и количество выданных кредитов, и процентные доходы), банк был вынужден вследствие общего экономического спада пролонгировать кредиты некоторым заемщикам и направлять в резервы по пролонгированным кредитам значительную часть прибыли. Как следствие, прибыль банка, отражаемая в бухгалтерском учете за 2009 г., уменьшилась (снизилась на 67%). 2) ОАО «Сбербанк России» заявлена обширная программа реконструкции офисов и оптимизация бизнес-процессов. 3) При этом необходимо учитывать и то, что в России дивидендная доходность по голубым фишкам (в сравнении с мировыми аналогами) вообще традиционно низка (статистически среднерыночная дивидендная доходность голубых фишек - менее 2% годовых).

Таким образом, дивидендную политику ОАО «Сбербанк России» (для обыкновенных акций) можно отнести к консервативному типу и характеризовать как политику начисления дивидендов по остаточному принципу, когда количественные обязательства по расчету дивиденда не фиксируются, а устанавливаются лишь ориентиры для совета директоров при определении размера дивиденда: ожидаемых годовых показателей чистой прибыли и собственных средств; прогноза выполнения обязательных нормативов Банка России; стратегических и инвестиционных планов; среднерыночных отчислений средств на выплату дивидендов, в том числе по банковскому сектору РФ.

Такая политика, с одной стороны, содержит возможность гибкого ее проведения в соответствии с интересами акционеров и менеджеров, способствует обеспечению высоких темпов развития банка, повышению его финансовой устойчивости, с другой стороны, нестабильность размеров дивидендных выплат, непредсказуемость формируемых их размеров в предстоящем периоде отрицательно сказываются на инвестиционной привлекательности банка, на формировании уровня рыночной цены акций и, следовательно, на рыночной капитализации.

 

Глава 3. Рекомендации по улучшению дивидендной политики Сбербанка России

 

Дивидендная политика – политика Банка в отношении использования прибыли – направлена на поиск и обеспечение баланса интересов Банка и его акционеров при определении размеров дивидендных выплат, а также на повышение текущей инвестиционной привлекательности Банка и обеспечения роста его капитализации.

Основными факторами, определяющими выбор дивидендной политики, определены: инвестиционная активность на рынке и финансовая устойчивость предприятия.

Для решения проблемы оценки влияния такого фактора, как финансовая устойчивость, были изучены работы (концепции) отечественных и зарубежных авторов. В результате был сделан вывод, что большинство авторов сходится к концепции финансового анализа, которая предполагает, что показатели делятся на 4 группы: платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности. Учитывая тот факт, что с точки зрения дивидендной политики наиболее важным является обеспечение стабильности получаемого и распределяемого финансового результата, представляется наиболее целесообразным для оценки устойчивости использование показателя.

 

- устойчивое финансовое состояние   (1)

<1 - не устойчивое финансовое состояние   (2)

 

где :

Р(факт) – Рентабельность фактическая;

Р(необ) – Рентабельность необходимая.

Инвестиционная активность предприятия характеризует то, будет ли предприятие проводить эмиссионную политику или ей хватит собственных источников и привлекаемых кредитов для финансирования своей деятельности. В связи с этим оценку инвестиционной активности можно проводить по показателю:

 

 

  - низкая инвестиционная активность на фондовом рынке, (3)

1 - высокая инвестиционная активность на фондовом рынке, (4)

 

где:

ВИ – Внутренние источники финансирования; ЗС – Заемные средства;

И – Общий объем инвестиций.

Оценка и учет выше названных факторов позволяет осуществить выбор дивидендной политики на основе разработанной матрицы (таблица 9). В матрице представлены дивидендные политики, которые сложились в мировой практике.

 

Таблица 3.1

 

 

Матрица выбора дивидендной политики

 

 

Высокая инвестиционная активность на фондовом рынке

Низкая инвестиционная активность на фондовом рынке

Устойчивое

Политика стабильного размера дивидендных выплат

Дивидендная политика, направленная на максимизацию рентабельности собственного капитала 

Не устойчивое

Политика постоянного возрастания размера дивидендов

Политика стабильного уровня дивидендов :

Остаточная дивидендная политика Политика минимального стабильного размера с надбавкой в отдельные периоды

Информация о работе Дивидендная политика корпорации и критерии ее выбора