Деньги и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является освещение теоретических основ сущности и функций денег, а также анализ роли денег в экономике.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
• раскрыть экономическую сущность и функции денег;
• рассмотреть трансформацию роли денег в рыночной экономике;
• провести анализ роли денег в экономике РФ на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ И ФУНКЦИЙ ДЕНЕГ 5
1.1. Экономическая сущность денег 5
1.2. Функции денег 7
1.3. Трансформация роли денег в рыночной экономике 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ ДЕНЕГ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 18
2.1. Состояние денежного рынка России 18
2.2. Основные мероприятия в области денежно-кредитной политики 20
2.3. Совершенствование государственной политики в отношении института электронных денег в России 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

Файлы: 1 файл

деньги.doc

— 794.00 Кб (Скачать файл)

При этом фактором, сдерживающим рост денежной базы в начале года, было сокращение чистой задолженности кредитных организаций перед ЦБ РФ (табл. 2.1). Однако уже летом 2010 г. кредит банкам со стороны ЦБ РФ сократился до предкризисного уровня и в дальнейшем не оказывал существенного влияния на баланс органов денежно-кредитного регулирования. Следовательно, в случае сохранения профицита платежного баланса и бюджетного дефицита в 2011 г. можно ожидать значительно более высокий темп роста денежного предложения, что повышает инфляционные риски.

 

Таблица 2.1

Баланс Банка России в 2009-2010 гг.9

Динамика активов ЦБ РФ обусловила расширение денежной базы в течение 2010 г. За год денежная база (в широком  определении10) увеличилась на 1,7 трлн рублей — до 8,2 трлн рублей (+26,6%) (табл. 2.2). Напомним, что по итогам 2009 г. данный показатель вырос на 15,9%. Наличные деньги в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций на 1 января 2011 г. составляли 5,8 трлн руб. (+25,1% по сравнению с 1 января 2010 г.), корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России — 1 трлн руб. (+10,5%), обязательные резервы — 188 млрд руб. (+24,4%), депозиты кредитных организаций в Банке России — 633,2 млрд руб. (+24,4%), стоимость облигаций Банка России у кредитных организаций — 588,9 млрд руб. (выросла за 2010 г. в 2,1 раза).

 

Таблица 2.2

Динамика денежной базы в широком  определении в 2010 г. (млрд руб.)11

 

Денежная масса М2 в национальном определении увеличилась за 2010 г. на 28,5% и составила на 1 января 2011 г. 20173,5 млрд руб., или 45,3% ВВП (на 1 января 2010 г. денежный агрегат Мг равнялся 15697,7 млрд руб. (40,5% ВВП)). Следовательно, в 2010 г. монетизация ВВП РФ росла вследствие быстрого увеличения денежной базы, а также расширения кредитования экономики со стороны коммерческих банков. В условиях высокой неопределенности относительно дальнейших перспектив экономического развития РФ прирост денежного предложения в среднесрочной перспективе будет во многом определяться внешнеэкономической конъюнктурой, а также величиной бюджетного дефицита, с одной стороны, и скоростью восстановления экономики и кредитной активности банковского сектора — с другой.

2.2. Основные  мероприятия в области денежно-кредитной  политики

Меры, принятые Банком России в целях  обеспечения стабильности финансовой системы, можно условно разделить на две группы: процентная политика и прочие меры.

Если говорить о процентной политике ЦБ РФ в 2010 г., то в первой половине года Банк России продолжил политику 2009 г. по смягчению денежно-кредитной политики. В частности, в январе — мае ЦБ РФ четыре раза снижал процентные ставки. За этот период ставка рефинансирования (одновременно со ставками по операциям Банка России) была уменьшена с 8,75 до 7,75% годовых. Причиной таких действий ЦБ РФ стало то, что кредитование реального сектора экономики стало резко замедляться при одновременном снижении инфляции. Замедление инфляции позволило Банку России снизить стоимость ресурсов, предоставляемых коммерческим банкам, не сильно меняя при этом величину ставок в реальном выражении, так как номинальные ставки поддерживались примерно на уровне инфляции. Причины для снижения ставок, публикуемые в пресс-релизах ЦБ РФ, были во всех случаях приблизительно одни и те же. В частности, причинами снижения ставок назывались снижение инфляции, а также необходимость стимулирования неустойчивого восстановления экономического роста.

Однако, как мы уже отмечали ранее, летом замедление инфляции прекратилось, а осенью она ускорилась. При этом Банк России уже 30 июня принял решение о прекращении снижения процентных ставок. Мы считаем, что прекращение снижения процентных ставок стало своевременным решением. Более того, в условиях ускорения инфляции в конце 2010 г. целесообразно ставить вопрос об ужесточении денежно-кредитной политики, так как текущий низкий уровень процентных ставок при избытке ликвидности в банковской системе поощряет кредитные организации к принятию дополнительных рисков, несмотря на то что экономическая ситуация в РФ еще далека от благоприятной. Кроме того, мягкая денежно-кредитная политика не способствует замедлению инфляции, ускорение которой обусловлено как немонетарными, так и монетарными факторами. Мы считаем, что именно низкая инфляция на уровне не более 4-5% в год должна стать важным фактором роста сбережений и инвестиций в российской экономике.

Отметим также, что в течение  кризиса процентные ставки ЦБ РФ впервые  стали работающим инструментом денежно-кредитной политики. Это оказалось результатом увеличения доли кредитов Банка России в пассивах коммерческих организаций, для которых в условиях кризиса ресурсы, предоставляемые им ЦБ РФ, были практически единственным источником сравнительно недорогих финансовых средств. Однако к середине 2010 г. коммерческие банки вернули Банку России практически все взятые у него в долг средства. Таким образом, возможность ЦБ РФ влиять на ситуацию на денежном рынке с помощью процентной политики вновь снизилась. В данной ситуации для снижения инфляции Банку России необходимо сокращать свое вмешательство в ситуацию на валютном рынке, сглаживая лишь волатильность обменного курса, но не наращивать (либо сокращать) объем международных резервов, влияя тем самым на денежное предложение.

Прочие меры денежно-кредитной  политики, реализованные Банком России в 2010 г., включают следующие основные шаги.

1. 19 марта Банк России сообщил о том, что с 1 мая будут снижены лимиты по кредитному риску, устанавливаемые для кредитных организаций в целях предоставления кредитов без обеспечения. Иными словами, Банк России уменьшил максимальный размер таких кредитов, предоставляемых кредитным организациям. Данный шаг был направлен на постепенное сворачивание антикризисных мер поддержки банковского сектора.

Отметим, что по мере стабилизации экономической ситуации в стране задолженность кредитных организаций  по кредитам без обеспечения и так снизилась. Большинство кредитных организаций постарались вернуть полученные кредиты без обеспечения в силу их высокой стоимости и возможности привлечь рыночное финансирование на лучших условиях. Таким образом, можно предположить, что большая часть оставшейся задолженности приходится на те банки, которые все еще находятся в сложной ситуации. С учетом курса ЦБ РФ на консолидацию в российском банковском секторе принятые меры будут способствовать вытеснению с рынка неэффективных банков.

2. 3 июня Банк России сообщил об утверждении Указания Банка России от 03.06.2010 г. № 2459-У «Об особенностях оценки кредитного риска по отдельным выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности». В соответствии с данным Указанием Банк России постепенно возвращается к докризисным требованиям в оценке кредитного риска. Смягченные нормативы резервирования по выданным кредитам, введенные во время кризиса, были направлены на поддержку российских банков и позволяли им формировать меньший объем резервов в кризисных условиях. В настоящее время состояние банковского сектора улучшилось, и это позволяет регулятору ужесточать требования к оценке кредитного риска, приводя его в соответствие с общепринятыми нормами.

3. 7 июня Банк России заявил  о совершенствовании своей  информационной политики: с этой даты ЦБ РФ стал раскрывать данные не только о совокупном объеме интервенций на валютном рынке, но и об объеме так называемых целевых интервенций. Напомним, что объемы целевых интервенций не учитываются Банком России при корректировке границ плавающего валютного коридора и определяются с учетом конъюнктуры на мировых рынках основных товаров российского экспорта. Фактически при сохранении цен на нефть на нынешнем стабильном уровне или при его превышении целевые интервенции являются основным каналом формирования денежного предложения в РФ (как это было до кризиса).

Вычитая из совокупного объема интервенций  объем целевых интервенций, можно  получить значение интервенций, совершаемых сверх установленного объема. При этом Банк России в своем заявлении официально сообщил о правиле проведения таких интервенций: при превышении объемом внеплановых интервенций величины в 700 млн долл. производится корректировка границ допустимых колебаний значений бивалютной корзины на 5 копеек.

Повышение информационной открытости и прозрачности политики Банка России можно приветствовать. Подобные меры повышают доверие экономических агентов к денежно-кредитной политике Банка России и способствуют увеличению ее эффективности. Однако установление четкого правила курсовой политики Банка России является не совсем оправданным в условиях высокой зависимости российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, так как предсказуемость действий Банка России на валютном рынке может создавать предпосылки для повышения волатильности курса. Например, при увеличении притока валюты в РФ игроки на валютном рынке будут знать, что Банк России купит определенный объем валюты, а затем повысит курс рубля. При этом возможности заработать на укреплении рубля повысятся по сравнению с ситуацией, при которой действия Банка России менее предсказуемы. Целесообразным представляется переход к свободному плаванию рубля со сглаживанием лишь резких колебаний курса12.

4. С 13 октября Банк России  симметрично расширил операционный  интервал допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины с 3 до 4 руб. и снизил величину накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала на 5 копеек, с 700 млн до 650 млн долл. Кроме того, ЦБ РФ отменил фиксированные границы коридора, определяющего допустимые колебания рублевой стоимости бивалютной корзины (26 и 41 руб.), которые были установлены 23 января 2009 г.

Таким образом, данным шагом ЦБ РФ продемонстрировал свою готовность к постепенному отказу от вмешательства в ситуацию на валютном рынке и к переходу к режиму свободного плавания рубля. В то же время Банк России намерен продолжать сглаживать значительные колебания курса. Отметим, что данный шаг можно в целом приветствовать, так как поддержание курса рубля при одновременном переходе к инфляционному таргетированию, а также в условиях свободного движения капитала является трудновыполнимой задачей. Мы полагаем, что в дальнейшем Банку России стоит еще больше снизить масштабы своих операций на валютном рынке. При этом ЦБ РФ в условиях изменчивых цен на экспортные товары все же неизбежно будет присутствовать на валютном рынке, сглаживая колебания курса. В то же время необходимо помнить о том, что ЦБ РФ снижает вмешательство на валютном рынке в условиях стабильной ситуации на нем. Существуют опасения, что при возникновении устойчивой тенденции к укреплению либо ослаблению национальной валюты Банк России может вновь вернуться к таргетированию обменного курса, что сведет на нет его действия по переходу к таргетированию инфляции с помощью процентных ставок.

5. 18 октября ЦБ РФ сообщил  о восстановлении с 1 января 2011 г. подходов к формированию Перечня Банка России, действовавших до февраля 2009 г. Напомним, что под залог долговых обязательств компаний, входящих в данный Перечень, предоставляется большая часть кредитов ЦБ РФ коммерческим банкам.

Как и до кризиса, в Перечень Банка  России будут включаться организации, имеющие рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной  валюте как минимум одного из иностранных рейтинговых агентств на уровне не ниже «В» по классификации рейтинговых агентств Standard&Poor's или Fitch Ratings либо «ВЗ» по классификации рейтингового агентства Moody's Investors Service. Кроме того, из Перечня Банка России будут исключены организации, включенные в Перечень системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. В то же время обязательства системообразующих организаций, которые будут являться обеспечением кредитов Банка России по состоянию на 1 января 2011 г., останутся в залоге до их погашения.

Таким образом, Банк России сделал еще  один шаг по «выходу» из антикризисных  мер поддержки банковской системы, повысив требования к качеству обеспечения  по выдаваемым им кредитам, что можно признать правильной и своевременной мерой. В то же время в силу небольшого числа системообразующих организаций, входящих в Перечень и одновременно имеющих в обращении значительный объем долговых обязательств, серьезное влияние данный шаг на экономику РФ вряд ли окажет.

6. В начале ноября ЦБ РФ  внес на рассмотрение ГД РФ  «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов». В документе Банк России явно обозначил свою главную задачу на 2011-2013 гг., которой должно стать удержание инфляции в границах 5-7% в год. При этом ЦБ РФ не устанавливает количественных ориентиров по динамике курса рубля и заявляет о продолжении движения в сторону свободного курсообразования при одновременном сглаживании волатильности курса. Такая формулировка целей Банка России позволяет ему более эффективно проводить денежно-кредитную политику, не пытаясь одновременно достичь двух во многом противоречащих друг другу целей: снижения инфляции и поддержания курса рубля. В то же время очевидно, что в среднесрочном периоде Банк России не сможет полностью отказаться от вмешательства в процесс курсообразования (помимо сглаживания волатильности) в силу высокой зависимости экономики РФ от внешнеэкономической конъюнктуры. Причем вмешательство ЦБ РФ, по всей видимости, будет увеличиваться в периоды резких изменений спроса и предложения на валютном рынке. Именно в такие периоды готовность Банка России к режиму свободного курсообразования будет проверена на практике.

Среди других ориентиров ДКП в среднесрочном периоде можно выделить следующие13:

  • повышение роли процентной политики ЦБ РФ в снижении инфляции и инфляционных ожиданий (сужение коридора процентных ставок); в рамках данной цели Банк России постепенно планирует уменьшать разницу в процентных ставках по предоставляемым банкам ресурсам и по привлекаемым от них; в случае существенных объемов операций между ЦБ РФ и банками сужение коридора позволит точнее влиять на рыночные процентные ставки в РФ;
  • сворачивание антикризисных мер;
  • консолидация и капитализация в банковском секторе;
  • учет ситуации на финансовых рынках при проведении ДКП; речь идет, в частности, о принятии решения по изменению денежно-кредитной политики с учетом динамики не только инфляции, но и цен на финансовых рынках;
  • повышение прозрачности ДКП и совершенствование аналитической работы.

Информация о работе Деньги и их роль в экономике