Цели и методы анализа финансового состояния предприятия, финансовая устойчивость, финансовые показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:46, реферат

Описание работы

Задача. Оцените платежеспособность Детройтского предприятия по производству канцелярских принадлежностей по методике Д.Дюрана: Чистая прибыль предприятия в первом исследуемом периоде составила 120 тыс. долл., во втором - 150 тыс. долл. Объем совокупного капитала предприятия в первом периоде составил 976 тыс. долл. и 1098 тыс. долл. во втором. Оборотные активы в первом периоде были равны 2311 тыс. долл. и 2102 тыс. долл. во втором. Имелись краткосрочные обязательства на сумму 1327 тыс. долл. в первом периоде и 1455 тыс. долл. во втором. Долгосрочные обязательства составили 421 тыс. долл. в первом периоде и 822 тыс. долл. во втором периоде.

Содержание работы

6.2.1 ЦЕЛИ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Типы экономических моделей
6.2.2 ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ, ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Контрольные вопросы
Задача
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Цели и методы анализа финансового состояния предприятия, финансовая устойчивость, финансовые показатели.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Реферат

 

Цели и методы анализа финансового состояния  предприятия, финансовая устойчивость, финансовые показатели

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

6.2.1 ЦЕЛИ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

  • Виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  • Методы  анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  • Типы экономических моделей

6.2.2 ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ, ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Контрольные вопросы

Задача 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.2.1 ЦЕЛИ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Анализ финансового состояния предприятия - это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации. Содержанием анализа является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Анализ должен представлять собой комплексное  исследование действия внешних и  внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия  и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования.

Основное направление  анализа: от сложного комплекса - к составляющим его элементам, от результата - к выводам о том, как такой результат достигнут и к чему он приведет в дальнейшем. Схема анализа должна быть построена по принципу "от общего к частному":

  • прежде чем начать выполнение каких-либо аналитических процедур, необходимо составить достаточно четкую программу анализа, включая проработку макетов аналитических таблиц, алгоритмов расчета основных показателей и требуемых для их расчета и сравнительной оценки источников информационного и нормативного обеспечения. Анализ проводится на основе учетной информации, поэтому начинать его следует с отбора необходимых данных и экспертизы материалов, предоставленных экспертам для анализа;
  • при проведении аналитических процедур показатели деятельности предприятия всегда с чем-то сравниваются. Сравнения могут проводиться с предыдущим периодом, с планом и со среднеотраслевыми показателями. Любые отклонения от нормативных или плановых значений показателей, даже если они имеют позитивный характер, должны тщательно анализироваться. Смысл такого анализа состоит в том, чтобы выявить основные факторы, вызвавшие зафиксированные отклонения от заданных ориентиров и еще раз проверить обоснованность принятой системы планирования и, если необходимо, внести в нее изменения;
  • завершенность и цельность любого анализа, имеющего экономическую направленность, в значительной степени определяются обоснованностью используемой совокупности критериев. Как правило, эта совокупность включает качественные и количественные оценки, а ее основу обычно составляют исчисляемые показатели, имеющие понятную интерпретацию и, по возможности, некоторые ориентиры (пределы, нормативы, тенденции).
  • выполняя анализ, не нужно без необходимости гнаться за точностью оценок.

Основные  принципы анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия

Принцип

Содержание  принципа

Конкретность

Анализ основывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение

Комплексность

Всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки

Системность

Изучение экономических  явлений во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно

Регулярность

Анализ следует проводить  постоянно через заранее определенные промежутки времени, а не от случая к случаю

Объективность

Критическое и беспристрастное  изучение экономических явлений, выработка  обоснованных выводов

Действенность

Пригодность результатов  анализа для использования в  практических целях,  для повышения  результативности производственной деятельности

Экономичность

Затраты, связанные с  проведением анализа, должны быть существенно  меньше того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения

Сопоставимость

Данные и результаты анализа  должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться  преемственность результатов

Научность

При проведении анализа  следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами


 

Основная цель проведения анализа - повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Для достижения этой цели проводятся: оценка результатов работы за прошедшие периоды; разработка процедур оперативного контроля за производственной деятельностью; выработка мер по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия и в ее финансовых результатах; вскрытие резервов повышения результативности деятельности; разработка обоснованных планов и нормативов.

В процессе достижения основной цели анализа решаются следующие задачи:

  • - определение ("фиксация") финансового состояния предприятия на момент исследования;
  • - выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период;
  • - определение "узких" мест, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия;
  • - выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения финансового состояния.

В конкретных условиях могут  ставиться и другие локальные  цели, которые будут определять содержание процедур анализа финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, общее содержание аналитических процедур может определяться как спецификой работы предприятия, так и выбранным видом анализа (проблемно-ориентированный, перспективный, оперативный и т.п.).

Прежде чем приступить к проведению анализа финансового состояния организации необходимо определиться с чьей точки зрения будет выполняться эта работа. Цель анализа - получение информации, необходимой для принятия управленческих решений:

- внутренними пользователями информации (администрация фирмы) - о корректировке финансовой политики предприятия,

- внешними пользователями - о реализации конкретных планов в отношении к данному предприятию (приобретение, инвестирование, заключение контрактов и др.).

Как правило, задачи, направленные на корректировку финансовой политики предприятия, ставятся руководством (менеджерами, собственниками). В этом случае можно сказать, что результаты финансового анализа предназначены для внутренних пользователей; они должны помочь определить наиболее эффективные пути улучшения (стабилизации) финансового положения организации. Результатом проведения анализа для внутреннего пользователя является комплекс управленческих решений - сочетание различных мер, направленных на оптимизацию состояния предприятия, который пересматривается под влиянием изменений макро- и микроэкономической среды.

Каждое предприятие (организация) является субъектом рыночных отношений и входит в круг интересов других фирм, предприятий, организаций. К числу последних относятся поставщики, кредиторы и инвесторы. Исследование предприятия сторонними фирмами касается, в основном, реализации конкретных планов в отношении данного предприятия: приобретения, кредитования, заключения контрактов. В этом случае говорят, что информация финансового анализа предназначена для внешних пользователей.

Основные направления анализа:

  • -анализ структуры Баланса и чистого оборотного капитала,
  • -анализ ликвидности и финансовой устойчивости,
  • -анализ прибыльности и структуры затрат,
  • -анализ оборачиваемости,
  • -анализ рентабельности,
  • -анализ эффективности труда.

В зависимости от поставленной задачи анализ может иметь разную степень детализации по отдельным направлениям, но в кратком виде необходимо проводить анализ по всем направлениям. Это объясняется взаимосвязанностью показателей: изменение одних показателей может быть следствием изменения других. В зависимости от поставленных целей финансовый анализ состояния предприятия может быть дополнен другими исследованиями (маркетинговыми, технологическими).

Виды  анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Различия  между оперативным, тактическим  и стратегическим анализом определяются сроками прогнозирования результатов и особенностями хозяйственной деятельности предприятия. Контроль текущей деятельности выполняется в рамках оперативного анализа. Анализ в краткосрочной перспективе является тактическим, а долгосрочное прогнозирование - стратегическим анализом. Повседневная деятельность предприятия не требует реализации сложных финансовых схем, крупных инвестиций и в целом достаточно предсказуема. Долгосрочный же анализ проводится в условиях значительной неопределенности относительно фактических характеристик будущей деятельности, поэтому он невозможен без рассмотрения большого количества рисков, с которыми предприятие может столкнуться в своем развитии. Анализ возможных стратегий в таких условиях достаточно сложен, требует применения статистических методов и не столь детализирован, как оперативный или тактический анализ.

Анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия может быть более или менее развернутым, углубленным или, наоборот, экспресс-анализом. Анализу может подвергаться какое-то одно направление деятельности (например, анализ размещения и особенностей функционирования сбытовой сети или анализ денежных и иных расчетов предприятия) - в этом случае анализ будет тематическим. Если же в сферу интересов аналитической группы входит все предприятие как комплекс, тогда такой анализ следует называть комплексным.

В ряде случаев  анализируются специальные аспекты  деятельности предприятий, и тогда терминология, касающаяся видов анализа, отражает природу анализируемых аспектов: инвестиционный анализ подразумевает разработку и оценку инвестиционных программ предприятия, в рамках маркетингового анализа проводится изучение рынков сбыта производимой продукции и т.д.

Методы  анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

В буквальном переводе с греческого языка слово "метод" означает "путь к чему-либо". Говоря современным языком, метод - это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод представляет собой совокупность мыслительных или физических операций, осуществляемых в ходе научного исследования; в нем заключены процедуры, необходимые для получения нового знания. Таким образом, метод можно назвать своеобразной мыслительной технологией.

В целом методы научного познания подразделяются на общенаучные и конкретно-научные: к общенаучным относятся методы, свойственные всем наукам: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, формализация, абстрагирование и т.д., конкретно-научные методы свойственны отдельным наукам и не используются в рамках всех остальных.

Метод анализа  финансово-хозяйственной деятельности - это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов.

В наиболее общем виде метод можно представить  как комбинацию трех составляющих: М={K,I,P}, где К – категория науки; I – инструментарий исследования; Р – принципы. Категории – это наиболее общие понятия данной науки. Для АФХД к категориям можно отнести: фактор, система, затраты, доходы. Принципы  в АФХД используются общие для многих областей познания: системность, научность, конкретность и т.д. Научный инструментарий (аппарат) – это способы, приемы и средства, которые в разных комбинациях используются для достижения поставленных целей анализа. Любой из инструментов анализа может называться методом в узком смысле этого слова.

Основные методы анализа:

  • - горизонтальный (продольный) или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с аналогичными за другие периоды;
  • - вертикальный (глубинный), при котором исследуется структура показателей путем постепенного "спуска" на более низкие уровни детализации;
  • - факторный анализ - анализ влияния отдельных элементов финансовой деятельности предприятия на основные экономические показатели;
  • - сравнительный - сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями основных конкурентов.

Существует и другая, более детальная классификация методов анализа:

 

 

1. Неформальные (логические) методы

1.1 Разработка системы показателей

1.2 Метод  сравнений

1.3 Построение  аналитических таблиц

1.4 Прием  детализации

1.5 Метод  экспертных оценок

  • Дельфийский метод
  • Морфологический анализ

1.6 Методы ситуационного анализа и прогнозирования

  • Метод сценариев
  • Имитационное моделирование

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формализованные (математические) методы

2.1 Классические методы экономического анализа

2.1.1 Балансовый  метод

2.1.2 Детерминированный  факторный анализ

    • Приемы цепных подстановок и арифметических разниц
    • Метод выявления изолированного влияния факторов
    • Дифференциальный метод
    • Интегральный метод
    • Логарифмический метод

2.1.3 Прогнозирование  на основе пропорциональных зависимостей

2.2 Традиционные  методы экономической статистики

Информация о работе Цели и методы анализа финансового состояния предприятия, финансовая устойчивость, финансовые показатели