Бюджетирование на современном этапе развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальнось проблемы постановки системы бюджетирования российских предприятий определяется следующими основными факторами:
- во-первых, необходимостью изыскания внутренних резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции, обоснования оптимальных уровней расхода финансовых средств, оптимизацией налоговой политики и другими задачами, связанными с совершенствованием системы управления предприятия;
- во-вторых, повышением конкурентной борьбы между предприятиями и, как следствие, необходимостью получения дополнительных конкурентных преимуществ, например, за счет более эффективной системы управления финансами;
- в-третьих, именно при создании систем бюджетирования возникает возможность органичной интеграции современных управленческих и информационных технологий, что качественно повышает эффективность управления;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы бюджетирования на предприятии…………………6
Экономическая сущность бюджетирования…………………………….….6
Функции бюджетирования…………………………………………………..9
Место бюджетирования в системе финансового управления и его внедрение на предприятии……………………………………………….…10
2. Методология бюджетирования в системе управления финансами………………………………………………………………..………15
2.1 Основные этапы процесса бюджетирования………………………………15
2.2 Типы бюджетных моделей и их применимость в современных условиях……………………………………………………………………….…16
2.3 Бюджетирование как метод финансового управления на предприятии…………………………………………………………………..….25
3. Бюджетирование на современном этапе развития экономики………….…27
3.1 Преимущества и недостатки внедрения бюджетирования на
современном этапе………………………………………………………………27
3.2 Автоматизация бюджетирования на предприятии…………………….…..28
Заключение…………………………………………………………………….…33

Файлы: 1 файл

Финансовое управление на основе бюджетирования. .doc

— 554.50 Кб (Скачать файл)

Красный Директор

Имеет минимальную стоимость из всех представленных в обзоре систем – одно рабочее место обойдется в сумму от 330 долл. США. Строго говоря, эта система не является полноценной системой бюджетирования, так как в ней реализован только платежный календарь, а также ряд преднастроенных отчетов (отчет по платежам, отчет по поступлениям, движение средств по кассовым счетам, список просроченных платежей), корректировка которых не предусмотрена. Таким образом, этот продукт не дает возможности рассчитать, например, бюджет доходов и расходов, позволяя работать лишь с информацией о поступлениях и платежах.

Поступления и платежи можно вводить и анализировать в разрезе ограниченного ряда признаков, не доступных для корректировки, а именно: плательщики/получатели, отделы/подразделения, ответственные исполнители, проекты, кассы и счета фирмы.

Достоинства. Есть возможность учета фактических операций (во многих других системах данные о фактическом исполнении бюджета нужно экспортировать из учетных систем или файлов Excel). “Красный Директор” довольно просто освоить с помощью специального путеводителя, проводящего пользователя по шагам работы с программой.

Недостатки. Формирование плановой операции ничем не отличается от учета ее фактического прохождения (требуется указать конкретную дату будущей операции), что крайне неудобно для планирования. Большим “минусом” является жесткая бюджетная модель.

Рекомендации. Программа будет полезна компаниям, нуждающимся в инструменте для оперативного планирования и учета денежных потоков.

Достаточна проста в освоении, дает понимание бюджетного процесса. Однако по мере того, как это понимание приходит. Появляются потребности в более полном анализе информации, чем позволяет система. Например, “Красный Директор” начинает “виснуть” при попытке загрузить данные за год. Поэтому приходится формировать помесячные отчеты, выгружать их в Excel, и анализировать уже с помощью встроенных в него инструментов.

BusinessBuilder PlanDesigner

PlanDesigner является достойным конкурентом не только российским, но и зарубежным системам бюджетирования для средних и даже крупных компаний. Она поддерживает процесс формирования и согласования бюджетов с участием множества сотрудников.

Достоинства. Позволяет вносить изменения в уже построенную бюджетную модель. Имеет удобные средства графического отображения бюджетной модели и взаимосвязей между бюджетами (показывает в виде рисунков). В полной мере поддерживается всесторонний анализ данных, как с помощью детализации отчетов (например, из ячейки с общей суммой амортизации можно получить доступ в таблицу с данными по каждому типу оборудования), так и “по связям” между бюджетами (из квартального бюджета движения денежных средств можно попасть в помесячный). Базовые возможности PlanDesigner по моделированию бюджетов и работе с ними довольно просто освоить.

Недостатки. Настройки, необходимые для поддержки процесса бюджетирования с вовлечением нескольких менеджеров в большинстве случаев требуют привлечения технических специалистов.

Рекомендации. PlanDesigner можно рекомендовать как средним, так и крупным компаниям. При этом стоимость его внедрения будет скорее всего ниже, чем при установке западного продукта с аналогичными возможностями.

При внедрении требуется только подготовить данные учетных систем к выгрузке, остальное производят специалисты поставщика. Текущую настройку может сделать обычный пользователь.

В процессе эксплуатации система очень удобна в качестве аналитического инструмента. Возможности для этого есть – программа без задержек перерабатывает подробную информацию о деятельности компании.

«Инталев: Управление финансами»

“Управление финансами” является самой дешевой системой среди всего пакета программ “Инталев”. Кроме того, это единственный из предлагаемых компанией Инталев продуктов, использование которого не требует внедрения учета на программе “1C: Предприятие”.

Достоинства. Большое число внедрений, подтверждающее качество продукта. Составлять плановые бюджеты можно как на агрегированном уровне (например, назначив плановый объем продаж продукта за месяц), так и путем прогнозирования конкретных операций на конкретную дату.

Недостатки. Число аналитических направлений бюджетирования ограничено. Это может быть планирование в разрезе контрагентов, счетов, контрактов и складов, плюс еще одна свободная аналитика, которую можно использовать по своему усмотрению. Основные формы отчетности также фиксированные; чтобы разработать дополнительный отчет, потребуется программа “Генератор отчетов” (она стоит около 500 долл. США) и навыки программирования.

Рекомендации. “Управление финансами” имеет смысл использовать небольшим компаниям, структура бюджетов которых совпадает с используемой в системе.

Инталев: Бюджетное управление

“Инталев: Бюджетное управление” и “Инталев: Корпоративные финансы”, фактически являются модулями бюджетирования для учетных систем на платформе “1C”.

Основной отличительной особенностью “Бюджетного управления” и “Корпоративных финансов” является транзакционный подход, применяемый как для регистраций операций в учетной системе, так и для составления плановых бюджетов. То есть, для того, чтобы запланировать продажу товара на 100 рублей, придется составить проводку на конкретную дату в будущем, отражающую этот план как конкретную хозяйственную операцию.

«Инталев: Бюджетное управление»

 В данном  продукте доступна только одна  модель бюджетов без возможностей  корректировки.

Достоинства. «Бюджетное управление» относится к разряду дешевых программных продуктов. В системе реализована поддержка процесса управления финансами на основе платежного календаря. Автоматизированное составление и утверждение заявок на платежи, а также формирование реестра платежей как приказов на оплату.

Недостатки. «Жесткая» бюджетная модель, планирование «от проводки».

Рекомендации. «Инталев: Бюджетное управление» можно рекомендовать компаниям, использующим бухгалтерскую программу «1С», для которых принципиальное значение имеет тесная интеграция с учетом, например, средним торговым компаниям.

«Инталев: Корпоративные финансы»

«Инталев: Корпоративные финансы» более многофункционален, чем «Бюджетное управление», и, соответственно, стоит дороже.

Достоинства. Продукт позволяет создавать собственные бюджеты, отчеты; настраивать алгоритмы расчета показателей управленческого учета и т.д., в том числе и для разнородных видов бизнеса. В частности, можно настроить специальные формы и операции для учета внутрихолдинговых операций. Такие операции могут попадать в отчетность дочерних компаний, но исключаться из отчетности головной компании во избежание двойного учета.

Недостатки. Связаны, в основном, с необходимостью планирования «от проводки». При формировании бюджетов требуется значительная детализация, которая, зачастую, не нужна. Кроме того, «бухгалтерская идеология» программы представляет дополнительные трудности в работе с системами для персонала, не знакомого с этой спецификой.

Рекомендации. Продукт может быть интересен компаниям, ведущим учет в «1С», которым важно оперативное получение фактических данных, минимизация затрат на настройку интеграции с учетной системой и возможность гибко настраивать модель бюджетирования.

«Контур Корпорация. Бюджет»

Достоинства. Высокий технологический уровень. Система построена на основе технологии «хранилище данных». Это позволяет анализировать больший объем информации, чем в остальных аналитических системах: так, для расчета как плановых, так и фактических значений бюджетных статей можно использовать бюджетные документы, заявки, договора, счета и т.д. – то есть данные, собранные из самых различных источников. В системе имеется возможность разносить общефирменные расходы по подразделениям (бизнес - направлениям) по заранее заданным направлениям, в том числе возможно и многоуровневое разнесение.

Недостатки. В «Контур Корпорация. Бюджет» очень мало функций для поддержки бюджетирования на предприятиях небанковской сферы. И пока версия системы для холдингов еще не отлажена, для внедрения существующей версии потребуется достаточно большой объем программирования.

Рекомендации. «Контур Корпорация. Бюджет» является наилучшим решением для банков и других финансовых институтов. Отлаженная система того же уровня для холдингов, особенно использующих различные учетные системы и базы данных в разных подразделениях, по прогнозам автора появится через полгода – год.

КИС: Бюджетирование

В отличие от «Контур Корпорация. Бюджет», в эту систему заложена бюджетная модель промышленного предприятия. Она базируется на анализе возможностей предприятия по производству продукции с учетом имеющихся производственных мощностей, графиков капитальных ремонтов и обеспечение производства необходимыми покупными компонентами и полуфабрикатами собственного изготовления.

Достоинства. Существует детально проработанная и документально оформленная процедура внедрения системы, которая апробирована на ряде предприятий. Использование этой процедуры позволяет внедрить систему собственными силами за 3-4 месяца, что значительно снижает расходы.

Недостатки. Для непроизводственных компаний «КИС: Бюджетирование» может оказаться недостаточно гибкой.

Рекомендации. Система подходит для средних и крупных производственных компаний, бизнес которых не распределен географически

Выбор системы автоматизации бюджетирования зависит в первую очередь от размера компании, уровня развития бюджетирования, требуемого масштаба и адаптивности будущей системы, а также бюджета, который компания может выделить на проект внедрения продукта. Развитие компании и совершенствование процесса бюджетного управления со временим приводит к увеличению числа менеджеров, вовлеченных в этот процесс, объема и сложности анализа информации. Как следствие, требования к программе возрастают. Поэтому нужно иметь в виду, что «срок жизни» большинства российских систем автоматизации бюджетирования при условии динамичного развития компании составляет 3-5 лет, после чего их необходимо заменять программами более высокого уровня.

 

 

Расчетная часть

Вариант 4

«Оптимизация структуры капитала предприятия»

Условия задания:

Вы являетесь финансовым менеджером АО «Центр», производящего продукты питания. Сформирован баланс на 1 января 2009 г. (табл.2).

Требуется:

1. Проанализировать структуру активов и пассивов баланса, рассчитать аналитические показатели и сделать предварительные выводы о политике формирования активов и финансовых ресурсов, финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности.

2. Сформировать заключение о финансовом положении предприятия.

3. Дать рекомендации по оптимизации финансовой структуры капитала.

Таблица 2

Баланс АО «Центр» на 1 января 2009 г., руб.

АКТИВ

Код

Начало периода

Конец периода

1

2

3

4

I. Внеоборотные активы

     

Нематериальные активы:

110

   

остаточная стоимость

 

41 173

41 396

первоначальная стоимость

 

53 497

53 772

износ

 

12 324

12 376

Незавершенное строительство

130

108 831

144 461

Основные средства:

120

   

остаточная стоимость

121

106 800

134 036,13

первоначальная стоимость

122

157 930

172 210

износ

123

51 130

38 174

Долгосрочные финансовые вложения:

140

   

учитываемые по методу участия в капитале других  предприятий

 

0

17 482

прочие финансовые вложения

 

44 359

48 380

Прочие внеоборотные активы

150

0

0

Итого по разделу I

190

301 163

385 755

 

Продолжение таблицы

II. Оборотные активы

     

Запасы:

210

   

производственные запасы

211

14 567

20 916

незавершенное производство

213

2 061

310

готовая продукция

214

4 000

7 611

Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги:

230

   

чистая реализационная стоимость

 

12 342

55 051

Дебиторская задолженность по расчетам:

240

   

с бюджетом

 

0

6 061

по выданным авансам

 

0

0

по начисленным доходам

 

242

1 701

Прочая текущая дебиторская задолженность

245

0

375

Текущие финансовые инвестиции

250

3 539

65 147

Денежные средства и их эквиваленты:

260

   

в национальной валюте

 

20 467

33 858

в иностранной валюте

 

13 812

7 138

Прочие оборотные активы

270

0

0

Итого по разделу II

290

71 030

198 168

БАЛАНС

300

372 193

583 923

ПАССИВ

 

Начало периода

Конец периода

I. Собственный капитал

     

Уставный капитал

410

105 000

250 000

Добавочный капитал

420

2 312

31 582

Резервный капитал

430

26 250

37 500

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470

21 677

32 056

Итого по разделу I

490

155 239

351 138

II. Долгосрочные обязательства

     

Долгосрочные кредиты банков

510

1 610

127 204

Прочие долгосрочные обязательства

520

0

0

Итого по разделу II

590

1 610

127 204

III. Краткосрочные обязательства

     

Займы и кредиты

610

124 330

8 000

Кредиторская задолженность за товары, работы, услуги

615

85 719

74 784

Краткосрочные обязательства по расчетам:

620

   

по авансам полученным

 

0

1 200

с бюджетом

 

3 680

2 693

по внебюджетным платежам

 

200

0

по страхованию

 

730

1 965

Продолжение таблицы

по оплате труда

 

0

11 535

с участниками

 

0

450

Прочие краткосрочные обязательства

660

685

4 954

Итого по разделу III

690

215 344

105 581

БАЛАНС

700

372 193

583 923

Информация о работе Бюджетирование на современном этапе развития экономики