Банковский надзор и его соотношение с прокурорским надзором в банковской сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Задание 1.Банковский надзор и его соотношение с прокурорским надзором в банковской сфере. Текущий банковский надзор. Понятие, правила и требования пруденциального надзора. Анализ деятельности кредитной организации, проверки, осуществляемые Банком России.

Файлы: 1 файл

Теоретическая часть.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Теоретическая часть.

 

Задание 1.Банковский надзор и его соотношение  с прокурорским надзором в банковской сфере. Текущий банковский надзор. Понятие, правила и требования пруденциального надзора. Анализ  деятельности кредитной организации, проверки, осуществляемые Банком России.

 

Банковское  регулирование - это система мер, посредством которых государство через центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Банковский надзор представляет собой совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с открытыми нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты ее кредиторов, а также клиентов.

Как известно, эффективность  любых экономических преобразований в значительной степени зависит от надежности и стабильности кредитно-банковской системы, которая выполняет функцию финансового обеспечения экономической, административно-управленческой и социальной сфер жизнедеятельности государства.

Криминализация  экономики страны и кредитно-финансовой сферы, в частности, представляет угрозу устойчивому развитию государства, что обусловливает активизацию прокурорского надзора за исполнением законов в этой области правоотношений.

Стабильность  банковской системы может быть подорвана  в силу некоторых объективных и субъективных факторов, накопление которых угрожает экономической безопасности страны, нарушая права значительного числа граждан. Задача прокуроров в том, чтобы своевременно находить ту грань, за которой уже невозможно повлиять на ситуацию, средствами прокурорского надзора предотвратить тяжкие последствия для экономики и граждан.

Прокуроры, несмотря на явные признаки нарушения законодательства, безмолвствуют, не реагируя на деятельность юридических фирм, поставивших на конвейер регистрацию и продажу организаций, которые впоследствии используются для операций по легализации незаконно добытых денежных средств, уклонению от уплаты налогов.

Налоговые органы располагают подробной информацией  о фиктивных фирмах, но ограничиваются принятием мер по ликвидации таких  фирм в судебном порядке и направлением соответствующих материалов в органы внутренних дел. Следует констатировать неэффективность работы правоохранительных и контролирующих органов на этом участке, что в определенной степени обусловлено ослаблением прокурорского надзора за законностью их деятельности.

Взаимодействие  надзорных, контролирующих и правоохранительных органов по укреплению законности и правопорядка в банковской сфере при координирующей роли прокуратуры России выходит на новый уровень. При этом меняется тактика и стратегия проводимой работы с акцентированием внимания на защите прав граждан в сфере потребительского кредитования, противодействии проникновению криминальных элементов в банковскую систему страны, что в конечном итоге позволит поставить заслон теневой экономике.

Контроль за деятельностью банков предусматривает  непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями (отслеживание того, чтобы банки не выходили за установленные нормы).

Банки должны действовать  так, чтобы не обанкротиться, чтобы  их клиенты не понесли потери, и не началась цепная реакция банкротств, которая может нанести урон всей экономике. В этом смысле можно сказать, что коммерческие банки сами заинтересованы в эффективном надзоре и регулировании, которые помогают кредитным учреждениям заслужить доверие к себе и эффективно работать. Они либо вместе процветают, либо вместе терпят неудачу. Эффективная банковская система идет рука об руку с надежным, независимым центральным банком.

Главная цель банковского  регулирования и надзора - поддержание  стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Цели банковского  надзора:

- защита мелких вкладчиков от плохого управления и мошенничества;

- предотвращение «системных рисков»;

-антимонопольный надзор (предотвращение сосредоточения экономической мощи в банковской сфере в немногих руках, создание условий для «здоровой» конкуренции).

Органом банковского  регулирования и банковского  надзора в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» будет Банк России. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства и нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Банковская система– ϶ᴛᴏ объект надзора для Банка России. Надзор – ϶ᴛᴏ средство обеспечения пруденциального регулирования. Это надзор в узком смысле слова, т. е. надзор за отдельными кредитными организациями как частью банковской системы.

Вид банковского  надзора – ϶ᴛᴏ обусловленная объектом и предметом банковского надзора конкретная деятельность Банка России по проверке деятельности кредитной организации.

Банковский  надзор можно классифицировать по нескольким критериям.

1. Общая классификация  банковского надзора. Учитывая  зависимость от предмета надзора  следует выделить функциональные виды надзора, а в зависимости от субъекта – институциональные.

2. Предметная классификация банковского надзора (функциональная). Банковский надзор классифицируется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со спецификой нормативного, экономического и финансового содержания банковской деятельности, кᴏᴛᴏᴩая будет предметом надзора.

3. Нормативная  классификация банковского надзора.  Выделяют два вида: общий (юридический) ипруденциальный (финансовый).

4. Учитывая зависимость  от развития банковской деятельности  кредитной организации, следует различать виды банковского надзора:

лицензирование банковской деятельности;

текущий надзор за соблюдением законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.

5. Учитывая зависимость  от экономического и финансового  содержания банковской деятельности различают валютный надзор и надзор, связанный с обслуживанием банками бюджетных счетов.

6. Учитывая зависимость  от места проведения надзора  текущий контроль делится на два вида: дистанционный и контактный.

Нормотворческая деятельность Банка России по вопросам реализации денежно-кредитного регулирования  наиболее полно выражена в установлении пруденциальных норм деятельности кредитных организаций.

Термин «пруденциальный» является специфически банковским и происходит от английского «prudent», что буквально переводится как «осмотрительный», «благоразумный». Сам же термин «пруденциальное регулирование» означает не что иное, как «регулирование, продиктованное благоразумием». Последнее как нельзя более точно характеризует сущность пруденциальных норм банковской деятельности, призванных минимизировать риски, свойственные банковской деятельности, и обеспечить ликвидность кредитных организаций.

Под пруденциальными нормами  деятельности понимаются установленные Банком России:

· предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями;

· нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь;

· требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных федеральными законами, представлению аудиторских заключений и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций.

Следовательно, цель пруденциального  регулирования состоит в том, чтобы с помощью экономически обоснованных требований, закрепленных в нормах права (пруденциальных нормах), обеспечить стабильность и надежность как отдельно взятого банка, так и банковской системы в целом, обнаружить на ранней стадии возникновение проблем в банке, обострение которых может вызвать его банкротство, защитить интересы клиентов банка. Отсюда характерная особенность пруденциальных норм: они императивны по форме, но имеют экономическое содержание. Поскольку они обязательны к выполнению всеми кредитными организациями, очень важно обеспечение баланса указанной выше цели и средств ее достижения. Иными словами, каждый экономический норматив должен быть обоснован, а вместе они должны составлять стройную систему, взаимодополняя друг друга.

Таким образом, пруденциальное регулирование и надзор представляет собой правовую форму закрепления экономически обоснованных требований, предъявляемых к функционированию кредитных организаций, в целях повышения их финансовой устойчивости и минимизации рисков неликвидности и неплатежеспособности.

В соответствии со ст. 62 Закона о Банке России ЦБ РФ в целях  обеспечения устойчивости кредитных организаций может устанавливать следующие обязательные нормативы:

1) минимальный размер  уставного капитала для создаваемых  кредитных организаций, размер  собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;

2) предельный размер имущественных  (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

3) максимальный размер  риска на одного заемщика или  группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер  крупных кредитных рисков;

5) нормативы ликвидности  кредитной организации;

6) нормативы достаточности  собственных средств (капитала);

7) размеры валютного, процентного  и иных финансовых рисков;

8) минимальный размер  резервов, создаваемых под риски;

9) нормативы использования  собственных средств (капитала) кредитной  организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

10) максимальный  размер кредитов, банковских гарантий  и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам) Гузнов А. Г. Применение Банком России мер принуждения к кредитным организациям: правовые аспекты 

Инспекционная деятельность Банка России - составная часть банковского регулирования и банковского надзора, которая включает в себя непосредственное (с выходом на место) проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) и их организационное, информационное, методическое и иное обеспечение .

Проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся Банком России для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора.

Основной целью  проведения Банком России проверок кредитных  организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе: оценка соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала), определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации, оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала), финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.

Проверки кредитных  организаций (их филиалов) проводятся с периодичностью, устанавливаемой законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России и определяемой с учетом:

- финансового  состояния кредитных организаций  (их филиалов);

- подверженности  кредитных организаций (их филиалов) рискам;

- оценки систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитных организаций (их филиалов);

- достоверности  учета (отчетности) кредитных организаций  (их филиалов);

- результатов  предыдущих проверок кредитных  организаций (их филиалов).

Проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся не реже одного раза в год.

Проверки кредитных  организаций (их филиалов) проводятся на основании поручения на проведение проверки, подтверждающего полномочия уполномоченных представителей Банка России на проведение проверки кредитной организации (ее филиала).

В поручении  на проведение проверки определяется персональный состав уполномоченных представителей Банка России, образующих рабочую группу, с указанием руководителя рабочей группы и членов рабочей группы.

Проверка кредитной организации (ее филиала) начинается с момента предъявления руководителем рабочей группы поручения на проведение проверки кредитной организации (ее филиалу) и завершается после передачи акта проверки кредитной организации (ее филиала) для ознакомления органам управления кредитной организации на основании протокола приема-передачи акта проверки или заказным почтовым отправлением.

Информация о работе Банковский надзор и его соотношение с прокурорским надзором в банковской сфере