Антикризисное управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе кратко изложены основные принципы теории антикризисного управления предприятием. Исследованы четыре основных аспекта теории: потребность и необходимость в антикризисном управлении, методы диагностики банкротства, механизмы антикризисного управления и основы государственного регулирования кризисных ситуаций. Основной упор в работе сделан на экономической составляющей кризисных ситуаций, вопросах банкротства и финансового оздоровления.

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление предприятием.docx

— 59.79 Кб (Скачать файл)

Диагностика (оценка) предприятия - это методы и процедуры распознавания  кризисных ситуаций и постановка диагноза анализируемого объекта в  целях повышения эффективности  его функционирования и жизнеспособности в условиях свободной конкуренции, свободного, нерегулируемого рынка. Диагностике должны быть подвергнуты все функции предприятия, в частности: финансы; маркетинг, производство, техника и технология, менеджмент, стратегия, конкурентоспособность.

Разработка и проведение системы мер по предотвращению кризисных  явлений, заблаговременному устранению возможных причин возникновения  кризисной ситуации (закрытие нерентабельных производств, перепрофилирование отдельных  цехов и участков, диверсификация и т.д.).

Подготовка к действиям  в условиях неизбежных или вероятных  кризисных ситуаций при невозможности  устранить их причины (уменьшение риска  и ослабление последствий за счет компенсационных мер, в том числе  создания запасов и резервов, переподготовки кадров и т.п.).

3.2. Антикризисное управление  в условиях кризиса

В тех случаях, когда на предприятии возникла кризисная  ситуация, антикризисное управление предполагает следующие действия:

непосредственное реагирование на возникновение кризисной ситуации, включая действия по предотвращению ущерба и собственно ликвидации кризисной  ситуации (обеспечение минимально необходимой  жизнедеятельности важнейших систем предприятия).

смягчение и устранение последствий  кризисной ситуации за счет осуществления  компенсационных и восстановительных  мероприятий.

проведение стабилизационных мероприятий.

создание специальной  информационно-коммуникативной сети связей, охватывающей информационные потоки внешней и внутренней среды  предприятия.

перераспределение обязанностей высшего руководства: одна группа менеджеров должна осуществлять контроль и поддержку  морального климата на предприятии, другая - поддерживать при любых  обстоятельствах обычную работу с минимальным уровнем срывов. Специальная группа менеджеров должна заниматься разработкой и принятием  антикризисных мер для выхода из кризисной ситуации.

Для разработки и реализации антикризисных мер необходимо иметь сеть оперативных групп управленческих работников. Для координации деятельности таких групп создается штабная группа во главе с руководителем предприятия.

3.3. Механизмы финансовой  стабилизации

Процесс стабилизации финансового  состояния предприятия условно  можно разделить на три этапа:

устранение неплатежеспособности - принцип "отсечения лишнего";

восстановление финансовой устойчивости - "с жатие предприятия";

обеспечение финансового  равновесия в длительном периоде.

Принцип "отсечения лишнего" определяет необходимость сокращения размеров как текущих потребностей (вызывающих соответствующие финансовые обязательства), так и отдельных  видов ликвидных активов (с целью  их срочной конверсии в денежную форму). Это возможно за счет:

ускорения инкассации дебиторской  задолженности;

снижения периода предоставления товарного (коммерческого) кредита;

снижения размера страховых  запасов товарно-материальных ценностей;

уценки трудноликвидных видов запасов товарно-материальных ценностей до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализаций;

ускоренной продажи неиспользуемого  оборудования по ценам спроса на соответствующем  рынке;

аренды оборудования, ранее  намечаемого к приобретению в  процессе обновления основных средств, и др.;

пролонгации краткосрочных  финансовых кредитов;

увеличения периода предоставляемого поставщиками товарного кредита.

Цель данного этапа  финансовой стабилизации считается  достигнутой, если устранена текущая  неплатежеспособность предприятия, то есть объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означает, что угроза банкротства предприятия в текущем отрезке времени ликвидирована, хотя и носит, как правило, отложенный характер.

"Сжатие предприятия"  должно сопровождаться мероприятиями как по обеспечению прироста собственных финансовых ресурсов, так и по сокращению необходимого объема их потребления. Прежде всего это:

сокращение суммы постоянных издержек;

снижение уровня переменных издержек (включая сокращение производственного  персонала основных и вспомогательных  подразделений; повышение производительности труда и т.п.);

проведение ускоренной амортизации  активной части основных средств с целью возрастания объема амортизационного потока;

своевременная реализация выбываемого в связи с высоким износом или неиспользуемого имущества;

обеспечение обновления операционных внеоборотных активов преимущественно за счет их аренды.

Цель этого этапа считается  достигнутой, если предприятие вышло  на рубеж финансового равновесия, предусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры капитала и  обеспечивающий его финансовую устойчивость.

Стратегический механизм стабилизации представляет систему  мер, направленных на поддержание достигнутого финансового равновесия предприятия  в длительном периоде. Этот механизм базируется на использовании модели устойчивого экономического роста предприятия, обеспечиваемого основными параметрами его стратегии.

В системе стабилизационных мер, направленных на вывод предприятия  из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его санации. Она представляет систему мероприятий  по финансовому оздоровлению предприятия, реализуемых с помощью других юридических и физических лиц  и направленных на предотвращение объявления предприятия-должника банкротом. Санация  носит упреждающий характер, согласуется  с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного управления и сочетается с осуществляемыми  мерами внутренней финансовой стабилизации.

Цель санации считается  достигнутой, если предприятие вышло  из финансового кризиса и нормализовало  свою работу.

Глава 4. Государственное  регулирование кризисных ситуаций

Государственная политика в  регулировании кризисных ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение  неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.

Антикризисная политика государства  реализуется на трех уровнях:

поддержание конкурентоспособности  основных отраслей национального хозяйства;

предупреждение и недопущение  кризисов в экономически- и социально- значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;

уменьшение негативных последствий  банкротства предприятия, максимально  полное удовлетворение интересов его  сотрудников и кредиторов.

4.1. Государственное антикризисное  регулирование рынков.

Государственное антикризисное  регулирование рынков - это организационно-экономическое  и правовое воздействие государства  для защиты предприятий, отраслей и  регионов от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или прекращения  их дальнейшего существования.

Государственное регулирование  направлено на преодоление сбоев  в функционировании рынков, называемых в экономической теории "провалами  рынка", и создание механизмов антикризисного управления на всех уровнях экономического управления.

Основные причины неэффективности  рынков, так называемые "провалы  рынка" следующие:

несовершенная конкуренция;

недостаточное производство общественных благ;

негативные внешние эффекты;

неполные или отсутствующие  рынки;

несовершенство информации;

безработица, инфляция и неравновесие.

Эффективное государственное  регулирование устраняет провалы  рынка, обеспечивая создание благоприятной  деловой среды и снижая вероятность  возникновения кризисных ситуаций на рынке.

4.2. Предупреждение кризисных  ситуаций на экономически и  социально значимых предприятиях.

В сферах, имеющих особое значение для экономической и  социальной жизни, государство применяет  специальные меры предупреждения кризисных  ситуаций.

Такие меры можно разделить  на две группы:

финансовая поддержка

особое администрирование

Подобные превентивные меры позволяют минимизировать риски  банкротства общественно-значимых предприятий а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.

Основные формы финансовой поддержки:

целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе;

субсидирование процентной ставки по кредиту;

предоставление гарантий по кредиту;

налоговые льготы;

налоговый кредит.

Особое администрирование  деятельности предприятий выражается в следующих формах:

введение дополнительных форм отчетности;

установление обязательных нормативов;

лицензирование;

обязательное страхование  ответственности;

законодательное ограничение  тарифов;

другие законодательные  ограничения.

4.3. Законодательное регулирование  банкротства.

Основным нормативным  актом, регулирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон о  несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ. Согласно статье 2 этого закона, несостоятельность (банкротство) это "признанная арбитражным судом  неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство)"

Внешним признаком банкротства  является невыполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня  наступления сроков их исполнения. Требования к должнику должны превышать 1000 минимальных размеров оплаты труда. Особо законом оговорены положения по банкротству градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий.

Внесудебной мерой, направленной на восстановление платежеспособности должника, является досудебная санация.

При рассмотрении дела о банкротстве  должника — юридического лица применяются  следующие процедуры банкротства:

наблюдение;

финансовое оздоровление;

внешнее управление;

конкурсное производство;

мировое соглашение.

Досудебная санация. В  случае возникновения признаков  банкротства, определенных Законом  о банкротстве, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника — унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

Учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных Федеральным  законом, обязаны принимать своевременные  меры по предупреждению банкротства  организаций, то есть по восстановлению его платежеспособности.

Наблюдение. Наблюдение —  процедура банкротства, применяемая  к должнику в целях обеспечения  сохранности имущества должника, проведения анализа финансового  состояния должника, составления  реестра требований кредиторов и  проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение — первый этап арбитражного управления предприятием, начинающийся с момента принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом  до момента назначения судом иной процедуры.

Данный этап начинается с  момента возбуждения арбитражным  судом дела о банкротстве предприятия-должника, продолжается на протяжении всей стадии подготовки дела к рассмотрению в  суде и заканчивается решением суда: либо о признании предприятия  банкротом (введение конкурсного управления, внешнего управления, утверждение мирового соглашения), либо об отказе в признании должника банкротом.

Основные цели наблюдения — обеспечение арбитражным управляющим  сохранности имущества и анализ финансового состояния несостоятельного предприятия для определения  возможности восстановления его  платежеспособности.

Для проведения этого этапа  арбитражный суд назначает временного управляющего.

Временный управляющий обязан:

принимать меры по обеспечению  сохранности имущества должника;

проводить анализ финансового  состояния должника;

выявлять кредиторов должника;

вести реестр требований кредиторов;

уведомлять кредиторов о  введении наблюдения;

созывать и проводить  первое собрание кредиторов.

Временный управляющий по окончании наблюдения обязан представить  в арбитражный суд отчет о  своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения  о возможности или невозможности  восстановления платежеспособности должника, в том числе обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

Финансовое оздоровление. Финансовое оздоровление — процедура  банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в  соответствии с графиком погашения  задолженности.

Процедура финансового оздоровления предусматривает способы получения  должником средств, необходимых  для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения  задолженности.

Информация о работе Антикризисное управление предприятием