Анализ платежеспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Хорошо известно, что финансовое состояние предприятия характеризуется составом и размещением средств, структурой их источников, скоростью оборота капитала, способностью предприятия погашать свои обязательства в срок и в полном объёме, а также другими факторами, важными для оценки ликвидности и платёжеспособности. Чтобы получить её на основе первичных документов (данных финансовой отчётности, бизнес-плана) и других источников информации, рассчитываются определённые показатели, существуют правила и методики их оценки, что и составляет, собственно, процедуру анализа платёжеспособности. Отсюда следует, что оценка платёжеспособности важна как для самих предприятий, так и для кредитных организаций и – шире – для стабильного развития экономики государства. А это, в свою очередь, определяет актуальность и практическую значимость данного исследования.

Файлы: 1 файл

Анализ платёжеспособности предприятия.doc

— 799.00 Кб (Скачать файл)

 

П = (50 + 35 - 30) • 70000 / 360 = 10694,4 тыс. тг.

Значит, предприятию, если оно хотело получить запланированный доход,  необходимо было увеличить величину собственного оборотного капитала на          10418,9 тыс. тг.

Однако и этот метод имеет свои недостатки, так как сроки оборачиваемости не являются нормативными, а изменяются под воздействием различных факторов и поэтому, в свою очередь, требуют прогнозирования и уточнения.

Метод бюджетирования основан на планировании поступления и расходования денежных средств, в том числе от основной, инвестиционной и финансовой деятельности [5]. Расчёт отклонений между поступлением и выплатами показывает планируемое изменение денежных средств и создаёт основу для принятия соответствующих управленческих решений. Прогнозирование денежных потоков позволяет определить размеры избытка или недостатка денежной наличности в обороте предприятия. Реальность прогнозов поступления и расходования денежных средств зависит от степени их неопределённости.

Одним из методов финансового прогнозирования является составление прогнозного отчёта о прибылях и убытках и прогнозного баланса [12]. Прогнозная отчётность может составляться на конец каждого месяца, квартала, года. Она позволит установить и оценить изменения, которые произойдут в активах предприятия и источниках их формирования в результате хозяйственных операций на планируемый период времени.

Прогнозный баланс может составляться на основании системы плановых расчётов всех показателей производственно-финансовой деятельности, а также на основании динамики отдельных статей баланса и их соотношений. Большую помощь при разработке прогнозной финансовой отчётности и моделей финансового состояния предприятия могут оказать компьютерные программы по финансовому моделированию.

Сопоставление прогнозных значений статей баланса с фактическими на конец отчётного периода позволит установить, какие изменения произойдут в финансовом состоянии предприятия, что даёт возможность своевременно внести коррективы в его производственную и финансовую стратегию.

Анализ чувствительности также является одним из эффективных способов прогнозирования изменения финансового состояния предприятия. Он позволяет оценить эластичность всех результативных показателей к изменению внутренних и внешних факторов, а также их реакцию на принятие любого управленческого решения.

 

3.3 Внедрение системы контроллинга 

Использование метода контроллинга также позволит оптимизировать денежные потоки, кредиторскую и дебиторскую задолженности, уровень ликвидности и платёжеспособности.

Вокруг контроллинга на базе внедрения ИТ – технологий объединяются основные элементы организации и управления деятельностью предприятия в современных условиях, а именно: 1) все категории бизнес - процессов и их затраты; 2) центры ответственности предприятия; 3) системы планирования и бюджетирования, формируемые на основе центров ответственности предприятия; 4) система управленческого учёта; 5) система стратегического управления, основанная на анализе цепочки ценностей, анализе стратегического позиционирования и анализе затратообразующих факторов;          6)  информационные потоки (документооборот), позволяющий оперативно фиксировать текущее состояние выполнения бюджетов центров ответственности; 7) мониторинг и анализ результатов финансово - хозяйственный деятельности предприятия; 8) выявление причин отклонений и формирование управляющих воздействий  в рамках центров ответственности [13].

Основная задача контроллинга - ориентировать процесс управления предприятием на достижение позитивных целей в рамках стратегии развития предприятия. Как правило, цели предприятия образуют «дерево целей», на каждом уровне которого формируется своя цель.

Внедрение контроллинга в практику финансово-хозяйственной деятельности предприятия позволит обеспечить стабильность его функционирования и устойчивые преимущества перед конкурентами. Применяя стратегический контроллинг, предприятие проводит анализ внешней и внутренней среды, состояния конкуренции, ключевых факторов успеха, формирует портфель стратегий, разрабатывает стратегические планы и ключевые показатели деятельности, проводит анализ и прогнозирование затратообразующих факторов.

В рамках стратегического контроллинга предприятию рекомендуется анализировать «больные» статьи баланса, прогнозировать систему спроса и предложения, оптимизировать производственные затраты.

Главной целью оперативного контроллинга является создание такой системы управления, которая эффективно помогает достигать текущие цели предприятия, а также оптимизирует соотношение «затраты - прибыль». Он ориентирован на краткосрочные цели и обеспечивает контроль таких основных показателей, как рентабельность, ликвидность производительность и прибыль. Арсенал основных методов и инструментов оперативного контроллинга отличается от стратегического. Наиболее употребляемыми являются следующие инструменты:

  1. САР - анализ - анализ отклонений;
  2. портфолио - анализ (анализ распределения деятельности предприятия по отдельным стратегиям относительно продуктов и рынков);
  3. CVP - анализ соотношения «затраты - объём - прибыль»;
  4. ABC - анализ - анализ групп производственных подразделений в зависимости от вклада в доход, планирование потребностей в материалах, финансовый анализ показателей деятельности;
  5. стратегические и динамичные методы инвестиционных расчётов;
  6. бюджетирование;
  7. функционально - стоимостной анализ [14].

Функционально - стоимостной анализ (ФСА) - инструмент как стратегического, так и оперативного контроллинга. Контроллинг необходимо сочетать с процессным подходом к организации и управлению финансово - хозяйственной деятельностью, а также с использованием метода функционально - стоимостного анализа для построения системы управленческого учёта.

Развитие предприятия, увеличение объёма производимых товаров и услуг предполагает необходимость учёта и прогнозирования новых рынков продукта.

Контроллинг, в свою очередь, на основе имеющейся информации позволяет выявить новые возможности и риски.

Применение контроллинга позволит:

1) повысить конкурентоспособность предприятия посредством использования эффективных систем учёта, анализа и планирования, внедрение которых наряду с отлаженными механизмами поставки и транспортировки товаров существенно увеличивает прибыльность;

2) сократить затраты времени, необходимых руководству для принятия обоснованных тактических и стратегических решений и повышение их качества;

3) снизить объём товарно - материальных запасов;

4) разработать обоснованные критерии оценки эффективности подразделений и специалистов;

5) сократить транзакционные издержки;

6) более точно определить себестоимость каждого отдельного товара, услуги;

7) выделить любые виды затрат предприятия;

совершенствовать систему взаимодействия подразделений предприятия.

Система контроллинга включает как необходимое звено автоматизацию на предприятии управленческого учёта и отчётности, в результате чего решаются следующие задачи: быстрого, систематического получения руководством текущей информации о деятельности предприятия, улучшения взаимодействия между подразделениями, сокращения времени для принятия управленческих решений, улучшения мотивации сотрудников, увеличения производительности труда, оптимизации использования производственных мощностей, эффективного потребления финансовых, материальных и кадровых ресурсов предприятия.

Следующий этап (звено) контроллинга – выработка формата планов и заданий для различных подразделений. Определяются методики составления планов. Планирование призвано охватывать ключевые показатели деятельности предприятия, а также сбыт, бюджеты накладных расходов и нормативы издержек, прибыль, программы инвестиций и финансирования.

На четвёртом этапе разрабатываются системы и механизмы контроля, в частности, механизмы контроля соответствия фактических показателей плановым, разрабатывается система раннего предупреждения.

Служба контроллинга систематически контактирует со всеми звеньями и подразделениями предприятия, его сотрудниками, не только контролируя их деятельность, соответствие её намеченному плановому заданию, но и побуждая коллектив каждого хозяйственного звена, каждого центра финансовой ответственности постоянно изыскивать новые возможности улучшения результатов работы, использования последних достижений науки и техники, внедрения технологических новинок, развития рационализации и изобретательства для роста производительности труда, и, следовательно, повышения уровня материального и морального его стимулирования.

Таким образом, созданная на базе современных ИТ - технологий и компьютеризации система контроллинга представляет собой эффективное сочетание методов и принципов управления, которое позволяет обеспечить долгосрочное успешное функционирование предприятия в условиях рынка.

 

Заключение

 

Результаты проведённого анализа платёжеспособности предприятия на примере ТОО «Монолит» с применением сравнительного, табличного, горизонтального, вертикального, коэффициентного и графического методов  позволяют сделать следующие выводы.

Платёжеспособность – это возможность предприятия немедленно погасить требования кредиторов, по которым наступили сроки оплаты за счёт чистых активов в денежной форме.

Платёжеспособность взаимосвязана с ликвидностью и эти понятия очень близки, но второе более ёмкое. От степени ликвидности баланса и предприятия зависит платёжеспособность. В то же время ликвидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и перспективу. Предприятие может быть платёжеспособным на отчётную дату, но при этом иметь неблагоприятные возможности в будущем, и наоборот.

Оценка платёжеспособности и ликвидности осуществлялась на основе сравнительного анализа финансовой отчётности ТОО «Монолит» за 2010 –               2012 гг., в частности на основе характеристики ликвидности текущих активов, а также всех активов, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с обязательствами, которые группировались по степени срочности погашения.

Анализ структуры и динамики активов предприятия выявил, что в 2012 г. по сравнению с 2010 г. из структуры активов ушли краткосрочные финансовые инвестиции стоимостью 5429 тыс. тг. и прочие долгосрочные активы стоимостью 6017 тыс. тг. Происходит снижение текущих налоговых активов на 1393,5 тыс. тг. Все остальные виды активов показывают рост. Наиболее динамично увеличиваются денежные средства предприятия (8167,8%). Вместе с тем растёт и дебиторская задолженность: темп роста долгосрочной дебиторской задолженности составляет 475%, а краткосрочной – 373,2%, т. е. она увеличивается в 3,7 раза. Высокий темп роста характерен и для запасов: в           2012 г. по сравнению с 2010 г. он составил 362,2%.

В 2012 г. по сравнению с 2010 г. происходит резкое перераспределение доли активов в балансе предприятия. Доля денежных средств становится определяющей – 87,5% от всех активов. Однако увеличивается и удельный вес дебиторской задолженности: краткосрочной – на 6,3%, долгосрочной – на 2,3%. Доля запасов увеличивается на 7,7%.

За анализируемый период происходит и рост величины обязательств, как в абсолютном, так и в относительном выражении. При сравнении финансовых итогов 2012 г. и 2010 г. получаем, что все обязательства увеличились на сумму 67544 тыс. тг., а их темп роста составил 349,6%. Высокие темпы роста характерны, в частности для прочих краткосрочных обязательств и краткосрочных финансовых обязательств. Возрастает и удельный вес краткосрочных обязательств с 29,6% в 2010 г., 37,4% в 2011 г. до 48,7% в  2012 г., т. е. на 19,1%.

Что касается краткосрочной кредиторской задолженности, то в 2012 г. по сравнению с 2010 г. величина её возрастает на 19145 тыс. тг., а темп роста составляет 215,5%. Её удельный вес в обязательствах увеличивается с 18,1% в 2010 г. до 18,3% в 2012 г., т. е. на 0,2%.

В соотношении собственный - заёмный капитал преобладает собственный капитал, но доля заёмного капитала увеличивается с 29,7% в 2010 г. до 48,8% в 2012 г., т. е. доля заёмного капитала во всех источниках средств предприятия увеличилась на 19,1%.

Анализ рентабельности активов и собственного капитала показал, что рентабельность совокупного капитала по балансовой прибыли и собственного капитала по чистой прибыли невысока. Положительная динамика характерна и для показателя рентабельности продаж: в 2012 г. прибыль от продаж составляла 50% всех доходов предприятия. Вместе с тем замедлялся срок оборота собственного капитала с 16 дней в 2010 г. до 65 дней в 2012 г. Такую диспропорцию (при росте рентабельности) можно объяснить, в первую очередь, ростом цен за оказанные услуги.

За анализируемый период положительную динамику показывает оборачиваемость иммобилизованных средств и дебиторской задолженности, но ускорение оборачиваемости незначительно. Однако оборачиваемость запасов,  денежных средств и краткосрочных инвестиций резко замедляется.

Оборачиваемость кредиторской задолженности составляла в 2010 г. 0,07 оборотов, а в 2012 г. 0,06 оборотов. При этом положительным фактором является то, что сроки оборачиваемости дебиторской задолженности (краткосрочной и долгосрочной) в среднем не превышают  1 месяца. Также обстоит дело и с оборачиваемостью кредиторской задолженности.

Снижение оборачиваемости запасов в 2012 г. свидетельствует,  частности, о росте себестоимости оказанных услуг. Действительно, темп роста себестоимости услуг в 2012 г. по сравнению с 2010 г. составил 223,1%, т. е. она увеличилась более чем в 2 раза.

Информация о работе Анализ платежеспособности предприятия