Анализ федерального бюджета РФ с целью оценки объёмов финансовой помощи, предоставляемой государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Целями курсовой работы является рассмотрение понятия финансовая помощь федерального бюджета и основные вопросы, связанные с важностью данного вопроса, применением и использованием.
Основные задачи, которые предполагается решить в ходе курсовой работы:
- рассмотреть структуру бюджетной системы России и роль федерального бюджета в ее составе;
- рассмотреть виды финансовой помощи и условия ее оказания;
- отследить динамику предоставления финансовой помощи из федерального бюджета России за последние 3 лет;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……3
1. Федеральный бюджет как часть бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………………………5
1.1 Особенности бюджета и бюджетной системы РФ………………….……5
1.2 Уровни бюджетной системы………………………………………………9
2. Особенности предоставления финансовой помощи из федерального бюджета РФ……………………………………………………………………14
2.1 Формы предоставления финансовой помощи федерального бюджета РФ………………………………………………………………………………14
2.2 Анализ динамики предоставления финансовой помощи из федерального бюджета России в период с 2010-2013 гг. ………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

КР_Щемелева А.В. Ми-Зом-201.docx

— 64.30 Кб (Скачать файл)

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджеты субъектов РФ - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между уровнями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части проводится за счет местных бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё, социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в муниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетных расходов.

Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его органам власти различных территориальных образований. Так, городским органам подчинена значительная часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов.

Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов федерации состоят из собственных и регулирующих. Общую схему собственных и регулирующих доходов местных бюджетов можно представить в виде схемы.

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. С 1992 года в России начало действовать более двух десятков внебюджетных экономических и социальных фондов. Но к настоящему времени федеральные экономические внебюджетные фонды были упразднены.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами.

Наряду с этим источниками доходов внебюджетных фондов являются:

- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;

- средства бюджета;

- займы, полученные фондом у Центрального Банка или коммерческих банков.

Ранее, до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации, внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы. С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Но внебюджетные фонды не включаются в состав бюджетов. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федерации;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат.

Эти средства формируются за счет:

- части страховых взносов  предприятий и организаций и  иных хозяйствующих субъектов  на обязательное медицинское  страхование;

- доходов, получаемых от  использования временно свободных  средств;

- финансовых средств, взыскиваемых  со страхователей, медицинских учреждений  и других юридических и физических  лиц в результате предъявления  им регрессных требований;

- добровольных взносов  и других поступлений, не запрещенных  законодательством.

Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды осуществляет Государственная налоговая служба РФ.

 

 

  1. Особенности предоставления финансовой помощи из федерального бюджета РФ

 

2.1 Формы предоставления финансовой помощи федерального бюджета РФ

 

В рамках межбюджетных отношений предусматривается, что отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета и бюджеты субъектов РФ путем включения соответствующих норм (положений) в закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в Бюджетный кодекс. Аналогичные нормы регламентируют передачу отдельных видов расходов из бюджета субъекта РФ местным бюджетам. Предусмотрен также порядок передачи собственных доходов бюджета одного уровня к бюджетам другого уровня.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ может быть осуществлено в следующих формах:

- предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности;

-  предоставление субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;

-  предоставление бюджетных кредитов;

-  предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.

Средства финансовой помощи из федерального бюджета, предусмотренные к перечислению в бюджеты субъектов РФ, выделяются только субъектам РФ, выполняющим требования бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах без каких-либо исключений, дополнений или особых условий.

Средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения субъектов РФ, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.

Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта РФ, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений. В течение года органы законодательной и исполнительной власти не вправе принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению (выпадению) доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, без внесения изменений и дополнений и соответствующие законы о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение (выпадение) доходов.

Равенство бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом означает установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. Нормативы финансовых затрат па предоставление государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета, определяются па основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и иных особенностей субъектов РФ и согласовываются с субъектами РФ до принятия закона о федеральном бюджете.

Соглашения между РФ и субъектом РФ, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральным и региональными бюджетами, являются недействительными и исполнению не подлежат.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ осуществляется в следующих формах предоставления:

- дотаций на выравнивание  уровня минимальной бюджетной

- обеспеченности субъектов  РФ;

- субвенций и субсидий  на финансирование отдельных  целевых расходов;

- бюджетных кредитов;

- бюджетной ссуды на  покрытие временных кассовых  разрывов, возникающих при исполнении  бюджета субъекта РФ.

Дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности предоставляется при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта РФ через Федеральное казначейство РФ.

Дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности из федерального региональному бюджету определяются на основе нормативов финансовых затрат по обеспечению минимальных государственных социальных стандартов.

Перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральным законом и определяются возможностями консолидированного бюджета РФ. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством РФ.

Бюджеты всех уровней составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств. Если не обеспечено финансирование этих стандартов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности:

Межбюджетные отношения бюджетной системы России сформированы в соответствии с концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг., когда были заложены основы новой системы оказания финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации.

Система финансовой помощи бюджетам других уровней направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов) при одновременном создании стимулов для проведения на региональном (местном) уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики и повышении эффективности бюджетных расходов. Исходя из этого, она соответствует следующим основным требованиям:

1) разделение финансовой  помощи в зависимости от поставленных  целей и механизмов распределения  на текущую и инвестиционную, а также выравнивающую и "стимулирующую";

2) выделение в составе  текущей помощи дотаций, субвенций  и субсидий как основных форм  финансовой поддержки;

3) распределение финансовой  помощи должно проводиться по  единой методике на основе  прозрачных формул с проверяемыми (воспроизводимыми) расчетами и объективных  критериев бюджетной обеспеченности  регионов либо заранее установленных  условий и процедур конкурсного  отбора;

4) в расчетах бюджетной  обеспеченности не должны использоваться  отчетные данные о фактически  произведенных бюджетных расходах (необходима объективная и прозрачная  оценка относительных различий  в расходных потребностях в  расчете на душу населения  или потребителя бюджетных услуг) и фактически поступивших (начисленных) налоговых доходах (необходимы методы  сравнения налогового потенциала  различных территорий с учетом  уровня и структуры развития  региональной экономики);

5) методики и процедуры  распределения финансовой помощи  должны быть установлены федеральными  законами и принимаемыми на  их основе нормативно-правовыми  актами Правительства Российской  Федерации;

Информация о работе Анализ федерального бюджета РФ с целью оценки объёмов финансовой помощи, предоставляемой государством