Анализ договора лизинга как комплексного правового явления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является проведение анализа договора лизинга как комплексного правового явления, перспектив развития правового регулирования данной группы отношений, анализ правовых основ лизинга в России и выработка предложений по совершенствованию законодательства.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1) рассмотреть различные нормативно-правовые подходы к определению лизинга;
2) исследовать источники права, направленные на регулирование лизинговых отношений в России и зарубежных странах, и определить пути совершенствования российского лизингового законодательства;
3) выделить основные черты договора финансовой аренды и отношений сторон, возникающих из него, закрепленных в действующих нормативно-правовых актах, дать характеристику правовой конструкции договора лизинга.

Файлы: 1 файл

право.doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

5



Введение

 

Актуальность  темы исследования. Утверждение основ правового государства является основной целью правового прогресса России. Деятельность правового государства основывается на строгом и точном соблюдении требований юридических предписаний. Для его создания недостаточно номинального провозглашения, оно должно сложиться как система гарантий от бесконтрольного административного вмешательства в общественные отношения при достаточно высокой степени их правовой регламентации. Такое государство – это, прежде всего реальный режим господства права, направленный на регулирование общественных отношений и достижение на нормативной основе стабильности во всех сферах, в том числе в гражданском обороте.

Сложность регулирования  группы лизинговых отношений обусловлена необходимостью соблюдения ряда принципов: равенства, автономии воли, самостоятельности и имущественной ответственности участников, поскольку данные положения составляют основное содержание договора. В современных условиях особое значение приобретает проблема обеспечения устойчивости договорных (в том числе лизинговых) отношений, которая может быть достигнута путем четкого и стабильного правового регулирования.

Государство, играя в  значительной степени роль регулятора лизинговых отношений, должно учитывать, что действенность права во многом определяется следующими факторами:

  1. соответствием содержания нормативно-правового акта требованиям норм нравственности, обычаев делового оборота, уровню правовой культуры и правового сознания;
  2. стабильностью действующего законодательства и единообразием его применения;

3) соответствием правовых  норм, требований социально-экономическим  закономерностям развития общества;

4) правильностью и  полнотой отражения в нормативно-правовых  актах сущности лизинговых отношений.

Развитие рыночных отношений, обращение участников гражданского оборота к лизингу как к одному из наиболее эффективных и перспективных нетрадиционных источников финансирования вызвали необходимость определения правовой базы лизингового рынка.

Практика применения лизинга в современной России расширяется и принимает все более четкие организационные и правовые формы, создаются необходимые нормативно-правовые, методические, организационно-экономические предпосылки деятельности субъектов лизинга. В действующие нормативные акты вносятся изменения и дополнения. Так, принятый осенью 1998 года Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» (далее – ФЗ «О лизинге») содержал многочисленные неточности, ряд его положений противоречил ГК РФ. Указанное явилось основной причиной внесения в феврале 2002 года изменений и дополнений в данный Закон. Претерпели изменение и другие нормативные акты, касающиеся лизинговой деятельности. Например, в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по финансовой аренде исключена из списка видов деятельности, подлежащих лицензированию1.

Степень научной  разработанности темы. Проблема правовых основ лизинговых отношений привлекает внимание ученых и практиков, представителей правовых и экономических наук. До последнего времени исследованию правового регулирования лизинговых отношений были посвящены отдельные главы, параграфы в трудах ученых-цивилистов2. Исследования в основном были направлены на анализ исторического развития лизинга и характеристику классических лизинговых отношений. Развитие нормативно-правовой базы способствовало появлению ряда монографий, научно-практических работ3. В периодической печати публикуются материалы о правовых особенностях конструкции договора лизинга.

Различные аспекты данной темы разработаны в трудах ученых-цивилистов и экономистов: М.И. Брагинского, Ю.Е. Булатецкого, Л.Ю. Василевской, В.В. Витрянского, В.Д. Газмана, В.А. Горемыкина, В.А. Егиазарова, В.В. Залесского, Б.Д. Завидова, А.А. Иванова, Е.В. Кабатовой, Г.М. Мелкова, Е.А. Павлодского, Л.Н. Прилуцкого, Б.И. Пугинского, Ю.А. Серковой, А.П. Смирнова, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, Д.Ю. Шестакова, Е.Н. Чекмаревой, В.Ф. Яковлева и др.

Целью исследования является проведение анализа договора лизинга как комплексного правового явления, перспектив развития правового регулирования данной группы отношений, анализ правовых основ лизинга в России и выработка предложений по совершенствованию законодательства.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1) рассмотреть различные  нормативно-правовые подходы к  определению лизинга;

  1. исследовать источники права, направленные на регулирование лизинговых отношений в России и зарубежных странах, и определить пути совершенствования российского лизингового законодательства;
  2. выделить основные черты договора финансовой аренды и отношений сторон, возникающих из него, закрепленных в действующих нормативно-правовых актах, дать характеристику правовой конструкции договора лизинга.

Объектом исследования выступает совокупность урегулированных нормами права общественных отношений, возникающих между субъектами договора лизинга.

Предмет исследования законодательство России о лизинге; процесс формирования, развития и совершенствования российского законодательства о лизинге; особенности нормативно-правового регулирования лизинга и противоречия в механизме его функционирования.

Методологическая  основа исследования. При определении методов исследования автор исходил из сложности изучаемого предмета, равнозначности составляющих его элементов и неоднородности анализируемых национально-правовых систем. В связи с этим методологическую основу исследования составляют общенаучные, частные и специальные методы, в том числе сравнительно-правовой и диалектический методы, методы категориального, логического, формально-юридического и историко-правового анализа, конкретно-социологический и другие методы исследования.

Использование сравнительно-правового  метода исследования позволило автору выделить исходные начала и универсальные  принципы правового регулирования лизинга. Благодаря конкретно-социологическому методу и методу историко-правового анализа дана характеристика «правовой эволюции» договора лизинга и выделены оптимальные черты правовой конструкции данного договора, лизинг представлен как динамично развивающееся явление.

Механизм правового  регулирования лизинговых отношений, взаимосвязь и взаимообусловленность  правовых норм, применение и толкование их судебными органами позволил раскрыть системно-структурный метод.

Структура работы. Структура работы направлена на наиболее полное раскрытие выбранной темы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

1. Правовые аспекты лизинга

1.1 Сущность лизинга: историко-правовая характеристика

 

Изучение каждого явления, процесса требует достаточного обоснования в историческом и понятийном аспектах. Такой подход позволяет глубже понять его истоки, причины возникновения и развития, а также существенные признаки. Появление и развитие конкретных явлений жизни общества влечет необходимость отражения его в праве. При принятии нормативных актов в них должна быть отражена сущность предмета (объекта). Данное положение относится и к лизингу.

Под категорией сущности в философии  понимается смысл явления, то, что  оно есть само по себе, в отличие от всех вещей и явлений и в отличие от изменчивых состояний явления, которые возникают или могут возникнуть под влиянием тех или иных обстоятельств4. Познание сущности сопровождается переходом от описания к объяснению явления, раскрытию его причин и оснований; сущность имеет место в вещи и через вещь, «как ее общее главное свойство, как ее закон». Сущность лизинга выражается в тех отношениях, которые возникают между субъектами лизинговой сделки: лизингодателем, лизингополучателем и продавцом имущества. Определение сущности лизинга с позиций одного из его субъектов приводит к подмене понятия сущности лизинга как единого целого какой-либо из форм его проявления5.

Для лучшего понимания сути лизинга  в современном значении необходимо выяснить, каковы были первоначальные условия возникновения лизинга. Сложность отношений, складывающихся в связи с лизингом, обусловливает существование нескольких точек зрения на сущность и происхождение лизинга. Представители первого направления считают, что все экономико-правовые отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимоотношений. Такого мнения придерживается, например, Э.Э. Коган, который считает, что лизинг возник в США в 50-е гг. XX в. и очень быстро распространился в странах Западной Европы и особенно в Японии6. К.Г. Сусанян указывает, что «лизинг» вошел в употребление в последней четверти прошлого столетия, когда в 1877 г. телефонная компания «Белл» приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду7.

Представители второго течения  полагают, что арендные (лизинговые) отношения известны со времен Древнего мира. По мнению историков экономических  отношений, арендные (лизинговые) отношения  были известны во времена, предшествующие IV в. до н. э. Они заключались еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 г. до н. э8. Английский историк Т. Кларк, на которого ссылается Е.В. Кабатова, обнаружил несколько положений о лизинге в Законах Хаммурапи, принятых между 1775–1750 гг. до н. э. Статьи обстоятельно и скрупулезно рассматривали все случаи аренды (особенно это касалось недвижимости, в первую очередь садов и полей) и нормы арендной платы9. Историки утверждают, что император Юстиниан I (483–565 гг.), осуществивший кодификацию римского права, отразил лизинговые отношения в известных Институциях как в договорном, так и вещном праве.

Однако экономисты, о чем свидетельствуют  научные труды, источники, часто  находят лизинг во всех исторических документах, в которых речь идет об имущественном найме (аренде), т.е. лизингом называют комплекс имущественных отношений, связанных с владением на ином праве, нежели право собственности10. Такие утверждения основаны на неправильном понимании сущности и содержания договора лизинга.

По заключению австрийского экономиста В. Хойера, идея лизинга смогла пробить себе дорогу не сразу, прежде всего из-за существующих предрассудков. Однако хорошие результаты при сравнении этой формы с кредитным финансированием, а также активная пропаганда преимуществ лизинга обеспечили ему признание в экономике11. Развитие экономических отношений предопределило заинтересованность производителей техники и оборудования в том, чтобы получить необходимое финансирование изготовления своей продукции.

Важным этапом для развития арендного бизнеса стало применение во время Второй мировой войны правительством США так называемых контрактов с фиксированной рентабельностью (cost-plus contract). В большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам, что давало возможность восстановить им издержки на оборудование, приобретенное для конкретного правительственного проекта.

В это же время стал быстро наращивать темпы лизинговый бизнес, связанный  с транспортными средствами. Первый пример автомобильного лизинга относится к 1918 г. 15. Г. Форд в 30-е г. XX в. эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако «законным отцом» автомобильного лизингового бизнеса считается З. Фрэнк первым предложивший в начале 40-х гг. XX в. долгосрочную аренду автомобилей. До сих пор транспортный лизинг является наиболее распространенным и часто используемым в предпринимательской деятельности.

Однако настоящая революция  в арендных отношениях произошла  в Америке в начале 50-х гг. XX в., когда в аренду стали массово сдавать средства производства, технологическое оборудование, машины, механизмы, суда и т.д. Правительство США оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования. В настоящее время доля лизинга в инвестициях США составляет 25%12. По утверждению В. Хойера, первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности, является созданная в 1952 г. в Сан-Франциско известная американская компания «United States Leasing Corporation»13 (позднее – «United States Leasing International»). Лизинговые операции довольно быстро пересекали границы США. Следовательно, появилась необходимость развития международного лизинга и открытия филиалов в других странах (прежде всего в Канаде в 1959 г.).

За короткий период лизинг в США  превратился в один из важнейших  инструментов финансирования экономической  жизни в целом и воспринимался  не только как форма реализации готовой  продукции, но и как противовес обострившейся конкуренции на внутренних и внешних рынках14. Коммерческие банки США начали принимать непосредственное участие в лизинговых операциях в начале 60-х гг. XX в., что дало новый толчок к их развитию. Банкам было разрешено учреждать дочерние филиалы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости.

На западноевропейском рынке первые лизинговые компании были зарегистрированы в конце 50-х – начале 60-х гг. XX в., но их быстрому развитию препятствовала неопределенность их статуса с правовой точки зрения. Вследствие правового закрепления лизинга в странах Западной Европы в 60-х – 70-х гг. XX в. значение лизинга в области планирования и финансирования возросло.

Во Франции первая лизинговая компания появилась в 1957 г. Она называлась SEPAFITES (с 1962 г. – Locafrance) и занималась лизингом промышленного оборудования. Первое соглашение компания подписала 22 февраля 1961 г., т.е. на 5 лет раньше, чем был принят Закон о лизинге (1966 г.).

В Англии лизинг получил  интенсивное развитие после введения в 1970 г. налоговых льгот. Суть их заключалась в том, что компании могли вычитать 100% инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они производились. Конечно, налоговая инвестиционная льгота не была безвозмездной. Она возвращалась обратно через налоги на арендные платежи, но, тем не менее, представляла собой беспроцентную ссуду, равную 52% стоимости имущества, что отражалось и на стоимости лизинга для арендатора. В 1984 г. правительство Англии приняло решение о том, что корпорационный налог будет снижен с 52 до 35% к апрелю 1986 г., а 100%-ная льгота первого года будет заменена 25% регрессивной льготной (25% остатка – во второй год и т.д.). Так как корпорационный налог сокращался постепенно, изменения особенно не сказались на развитии лизинга. Между тем часть налоговых льгот сохранилась. Так, в течение первого года арендные платежи не облагаются налогом, что очень выгодно для лизингополучателей.

Информация о работе Анализ договора лизинга как комплексного правового явления