Управление запасами и дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Поэтому руководителям хозяйствующих субъектов, финансовым менеджерам приходится решать следующие задачи:
выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
определение скидок или надбавок для различных групп покупателей;
ускорение истребования долгов;
уменьшение бюджетных долгов;
оценка упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Содержание работы

Введение 3
I. Теоретические основы управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия 7
1.1 Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности и запасов 7
1.2 Система показателей для оценки эффективности управления дебиторской задолженностью и запасами 14
1.3 Методы управления запасами и дебиторской задолженностью 19
II. Анализ управления запасами и дебиторской задолженностью на предприятии (на примере ОАО «Химпром») 31
2.1 Общая экономическая характеристика деятельности ОАО «Химпром» 31
2.2 Оценка состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью в ОАО «Химпром» 46
2.3 Оценка управления использованием капитала, авансированного в запасы в ОАО «Химпром» 55
III. Основные направления повышения эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью ОАО «Химпром» в условиях финансово-экономического кризиса 63
3.1 Формирование кредитной политики предприятия 63
3.2 Пути повышения оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности 68
Выводы и предложения 74
Список использованной литературы 78

Файлы: 1 файл

управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия.doc

— 3.12 Мб (Скачать файл)

 

1.3 Методы управления запасами и дебиторской задолженностью

Вышеприведенный пример потому и является теоретическим, что в нем определяется лишь оптимальный целевой уровень запасов. В практической же деятельности предприятий важно, как уже говорилось, не только определение оптимального уровня запасов, но и планирование графика поддержания целевого уровня на протяжении всего бюджетного периода. Прикладные модели управления запасами построены на тех же методологических принципах сопоставления «выгод - издержек», но являются более развернутыми с точки зрения планирования статей «Приход» и «Расход» запасов во времени. Наиболее известными прикладными моделями управления запасами, использующимися на Западе, являются:

  • модель EOQ— для запасов материальных ресурсов;
  • модель EPR  — для запасов готовой продукции.

Применение модели EOQ основывается на формуле расчета оптимальной величины одного заказа на возобновление запасов:

         (13)

где EOQ — оптимальный размер закупки запаса в физических единицах;

Q — оценка потребления  запаса за бюджетный период  в физических единицах;

O — операционные издержки  по заказу;

C — складские и  иммобилизационные издержки по  запасу в течение бюджетного  периода (квартала).

Мы сейчас рассматриваем  «упрощенную» модель EOQ, в которой заказ поступает на склад точно в момент «обнуления» имеющегося запаса. Следовательно, в рамках «упрощенной» модели целевой уровень запаса равен 1/2 оптимального размера закупки. Отметим, что стоимость закупки не входит в формулу, так как здесь содержится ответ на вопрос не «у кого покупать», а «сколько покупать». Иными словами, применение данной модели как раз укладывается в понятие оперативного управления в рамках бюджетного задания.

В классическом виде модель EOQ  редко применяется на практике, потому что в ней присутствуют достаточно «смелые» упрощения. Так, во-первых, предполагается, что производственное потребление ТМЦ задано заранее и абсолютно равномерно в течение всего бюджетного периода и, во-вторых, не учитывается такой важный логистический фактор, как время от момента заказа до поступления запасов на склад предприятия.

И наконец, самое важное — в упрощенной модели EOQ при расчете  совокупных издержек берутся только производственные затраты, а косвенные  вероятностные издержки изменения финансовой устойчивости не учитываются. В практической деятельности предприятий, как правило, применяется усложненная модель EOQ с учетом необходимости постоянно иметь на складе минимальный размер запаса на случай непредвиденных обстоятельств. Этот минимальный запас обеспечивает предприятию определенную «маржу безопасности» от форс-мажорных обстоятельств. В модели EOQ с введением фактора маржи безопасности присутствуют четыре дополнительных параметра: время от момента заказа до поступления запасов на склад; ежедневное потребление; величина НЗ, постоянно имеющегося на складе компании; уровень запасов, сигнализирующий о необходимости поставки нового заказа — ОР.

ОР = Ежедневное потребление  х Время доставки.   (14)

Такой подход минимизирует средства компании, вкладываемые в запасы. Если принимать во внимание форс-мажорные обстоятельства, получаем:

ОР = Ежедневное потребление  х Время доставки + НЗ.  (15)

В усложненной модели EOQ средний целевой остаток равен  НЗ плюс 1/2 оптимального размера закупки.

Величина неприкосновенного запаса определяется на основе того, насколько существенным является производство того или иного вида готовой продукции или ТМЦ. При введении в модель фактора НЗ в расчет включается такая категория, как вероятные издержки остановки производства. При увеличении НЗ вероятность «остановки цикла» уменьшается. Вероятности остановки производства рассчитываются на основе данных прошлых периодов по ежедневному потреблению и времени поставки. Данные по вероятностям остановки применяются к каждому заказу на поставку. При этом на основе модели рассчитывается оптимальная величина НЗ, при которой совокупные издержки уравновешивают друг друга[33.C.93].

Методология расчета  НЗ в рамках усложненной модели EOQ следующая. Вначале для запасов сырья и материалов устанавливаются факторы, которые могут привести к прямым издержкам для предприятия, и форс-мажорные обстоятельства, которые могут обусловить возникновение таких факторов. Данная работа проводится аналитиком на основе изучения деятельности предприятия в прошлом. Допустим, таким фактором является возможная остановка производственного процесса вследствие отсутствия необходимых сырья и материалов на складе. Форс-мажорной ситуацией при этом является непредвиденное увеличение скорости выпуска до максимального уровня, который позволяет эксплуатация производственных мощностей. Другой возможной ситуацией является непредвиденная задержка поставки очередной партии запасов поставщиком. Возможны другие типовые форс-мажорные ситуации в зависимости от индивидуальной специфики предприятия.

Применение методов  математического моделирования  достаточно накладно и не всегда оправдывает  себя с точки зрения сбалансированности управленческих издержек и эффекта  повышения качества принятия управленческих решений при небольшой доле отдельного вида ТМЦ в структуре производственной себестоимости предприятия. Поэтому, как правило, для целей выбора методов управленческого планирования все виды закупаемых ТМЦ в соответствии с их «весом» в текущих материальных затратах разбиваются на три группы:

а) А (существенный вес) — применяется концепция «точно в срок» и соответствующие ей модели (EOQ);

б) В (промежуточная категория) — применяется концепции «красного  света»;

в) С (незначительный вес) — применяется концепция «двух  ящиков».

Такой метод классификации  получил название «метод АВС». Модификация модели EOQ используется для синхронизации производства и сбыта. При этом целевым показателем является размер партии заказа готовой продукции при фиксированной скорости производственного цикла — EPR. Модель EPR рассчитывает оптимальный размер одной партии выпуска, минимизирующий совокупные издержки:

         (16)

где EPR — количество единиц выпуска в одной производственной партии (заказе, партии выпуска);

Q — оценка годового  выпуска;

S — издержки по  переработке;

C — стоимость хранения  единицы запасов готовой продукции  в течение 1 года.

Заметим, что по сравнению  с моделью EOQ модель EPR менее распространена, так как она может применяться только на тех предприятиях, где в силу специфики производственного процесса можно варьировать размер одной партии выпуска. Одновременное применение моделей EOQ и EPR позволяет синхронизировать в текущем управлении на предприятии три последовательных стадии финансового цикла — снабжение, производство, сбыт, что дает возможность предприятию приблизиться к «идеальному» варианту координации стадий производственно-финансового цикла по системе «Пулл».

В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции  решаются два основных вопроса:

    • в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
    • какой тип кредитной политики следует избрать организации.

В процессе выбора типа кредитной  политики должны учитываться следующие  основные факторы:

  • современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
  • общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
  • сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;
  • потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
  • правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
  • финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
  • финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности[38.C.92].

Определяя тип кредитной  политики, следует иметь в виду, что жесткий ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

Расчет необходимой  суммы финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

Идз = Орк х Кс:ц х (ППКср + ПРср) : 360     (17)

где Идз — необходимая  сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;

Орк — планируемый  объем реализации продукции в  кредит;

Кс:ц — коэффициент  соотношения себестоимости и  цены продукции, выраженный десятичной дробью;

ППКср, — средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПРср — средний  период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

Если финансовые возможности  организации не позволяют инвестировать  расчетную сумму средств в  полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

Формирование системы  кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы: срок предоставления кредита; размер предоставляемого кредита; стоимость предоставления кредита; система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

Срок предоставления кредита характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется  отсрочка платежа за реализованную  продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции, однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе.

Размер предоставляемого кредита характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики, планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции, финансового состояния организации — кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.

Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении  немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Алгоритм этого расчета характеризуется следующей формулой:

ПСк = ЦСн х 360 / СПк,       (18)

где ПСк — годовая  норма процентной ставки за предоставляемый  кредит;

ЦСн — ценовая скидка, предоставляемая покупателю при  осуществлении немедленного расчета  за приобретенную продукцию;

в %, СПк — срок предоставления кредита, в днях.

Устанавливая стоимость  товарного или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать  уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому кредиту. В противном  случае он не будет стимулировать  реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.

В основе установления таких  стандартов оценки покупателей лежит  их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства. Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

  • определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;
  • формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;
  • выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;
  • группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;
  • дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей[33.C.172].

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита — товарному и потребительскому. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки. По товарному кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

Информация о работе Управление запасами и дебиторской задолженностью