Управление дебиторской задолжностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:10, дипломная работа

Описание работы

Целью проектирования является совершенствование существующей системы для управления дебиторской задолженностью на предприятии ОАО «Башинформсвязь» филиал «Белорецкий межрайонный узел электрической связи».

Файлы: 1 файл

Управления дебиторской задолженностью.doc

— 2.84 Мб (Скачать файл)

 

1 - 4-й  раздел пассива  баланса+640+650+660-убытки

2 - итог 5-го  раздела баланса

3 - строка  610

4 - строки 620+670

В период с 2008 по 2010 годы в структуре пассивов «БМУЭС» наблюдались следующие изменения:

  • Величина пассивов снизилась;
  • Величина собственного капитала снизилась как в абсолютном, так и относительном выражениях;
  • Величина заемного капитала увеличилась как в абсолютном, так и относительном выражениях;
  • В структуре заемного капитала снизилась доля долгосрочных кредитов и займов и увеличилась доля кредиторской задолженности;
  • Величина краткосрочных кредитов, как в относительном, так и в абсолютном выражениях за период уменьшилась.

Из этой таблицы видно, что возрастающие объемы запасов и других оборотных активов формируются за счет возрастающего объема кредиторской задолженности.

Рассчитаем финансовые коэффициенты.

Финансовые коэффициенты изменялись в рассматриваемом периоде  следующим образом:

  • Чистый оборотный капитал, чистые текущие активы, чистые текущие пассивы увеличились;
  • Рабочий капитал сначала увеличился, но затем снизился;
  • Коэффициенты общей ликвидности, быстрой ликвидности и абсолютной ликвидности увеличились;
  • Коэффициент финансирования и коэффициент автономии снизились;
  • Коэффициент маневренности СОС увеличился;
  • Периоды оборачиваемости запасов, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности сначала увеличились, но затем снизились;
  • Финансовый, производственный и операционный циклы сначала увеличились, но затем снизились.

 

Таблица 1.4 Финансовые коэффициенты  «БМУЭС» в 2008-2010 годах

Показатели

2008 год, т. р.

2009 год, т. р.

2010 год, т. р.

ЧОК (метод  снизу)

27520.4

33452.4

44639

ЧОК (метод  сверху)

37007.4

43593.8

47822.5

ЧТА

80034.5

95851.3

116629.5

ЧТП

43934.5

52186.9

75079.5

Рабочий капитал

36100

43664.4

41550

К общей  ликвидности

1.51

1.52

1.55

К быстрой  ликвидности

0.46

0.47

0.56

К абсолютной ликвидности

0.02

0.03

0.12

К финансирования

6.85

4.90

3.66

К автономии

0.87

0.83

0.79

К маневренности  СОС

0.07

0.10

0.15

Период оборачиваемости запасов

112

119

70

К оборачиваемости запасов

3,21

3,03

5,14

Т оборачиваемости  ДЗ

48

52

33

Т оборачиваемости  КЗ

88

95

68

Финансовый  цикл

72

76

35

Производственный цикл

112

119

70

Операционный  цикл

160

171

103


 

Данные изменения финансовых коэффициентов можно признать положительной  тенденцией. За  анализируемый период предприятие смогло увеличить чистый оборотный капитал, чистые текущие  активы, чистые текущие пассивы в абсолютном выражении. Рабочий капитал снизился в 2009-м году потому, что ЧТП приросли сильнее в абсолютном выражении, чем ЧТА. Коэффициенты ликвидности свидетельствуют, что ликвидность предприятия увеличивается. Коэффициенты финансирования и коэффициент автономии снизились потому, что предприятие смогло увеличить объем привлеченных средств. Коэффициент маневренности СОС увеличился, что вызвано ростом СОС и снижением объема собственных средств. Периоды оборачиваемости запасов, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности снизились, если не считать незначительного увеличения их в результате "августовского" кризиса. То же можно отнести и к финансовому, производственному и операционному циклам. В целом, за счет сокращения времени циклов оборачиваемости, предприятие смогло мобилизовать дополнительный объем оборотных средств. Но дальнейшая оптимизация управления затратами на управление запасами позволит высвободить дополнительные средства.

Рассчитаем показатели рентабельности предприятия.

Таблица 1.5 Показатели рентабельности «БМУЭС» в2008-2010 годах.

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Рентабельность активов

1.38%

5.8%

11.75%

Рентабельность продаж

3.38%

11.47%

11.62%


 

Из таблицы видно, что  с каждым годом происходит рост рентабельности активов и продаж, что является следствием роста спроса на потребительском рынке на услуги ОАО "Башинформсвязь".

Подводя итог, можно сказать  что на предприятии стоит неразрешенная  проблема: с ростом объемов запасов  все больший объем финансовых средств предприятия замораживается в запасах, поэтому снижение уровня затрат на обслуживание производственных запасов является очень актуальной проблей, которая требует решения.

 

1.4.2 Анализ существующей системы для управления дебиторской задолженностью

Состояние расчетной  дисциплины характеризуется наличием дебиторской задолженности и  оказывает существенное влияние  на устойчивость предприятия. Несоблюдение договорной и расчетной дисциплины, несвоевременное предъявление претензий  по возникающим долгам приводят к значительному росту дебиторской задолженности, а следовательно, к нестабильности финансового состояния предприятия.

Задачи анализа состоят в  том, чтобы выявить размеры и  динамику неоправданной задолженности, причины ее возникновения или  роста.

Внешний анализ состояния расчетов с дебиторами базируется на данных форм № 1 и 5, в которых отражается долгосрочная и краткосрочная дебиторская  задолженность по видам. Для внутреннего  анализа привлекаются данные аналитического учета счетов, предназначенных для обобщения информации о расчетах с дебиторами.

Анализ состояния дебиторской  задолженности начинают с общей  динамики ее объема в целом и по статьям.

Далее анализируется качественное состояние дебиторской задолженности для выявления динамики абсолютного и относительного размера неоправданной задолженности.

Независимо от контролирующих мер  со стороны предприятия с целью  избежать продажи продукции неплатежеспособным покупателям в бухгалтерии ведется соответствующий журнал-ордер или ведомость учета расчетов с покупателями и заказчиками. На основании ведомости осуществляется ранжирование задолженности по срокам оплаты счетов, помогающее предприятию определить политику в области управления дебиторской задолженностью (активами) и расчетными операциями.

Все счета к получению классифицируются по следующим группам:

- срок оплаты не наступил;

- просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца);

- просрочка от 31 до 90 дней (от 1 до 3 месяцев);

- просрочка от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);

- просрочка от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);

- просрочка от 360 дней и более (более 1 года).

К оправданной относится задолженность, срок погашения которой не наступил или составляет менее одного месяца. К неоправданной относится просроченная задолженность клиентов. Чем длительнее срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность его баланса.

Счета, которые клиенты не оплатили, называются сомнительными (безнадежными) долгами. Безнадежные долги означают, что с каждого рубля, вложенного в дебиторскую задолженность, не будет возвращена определенная часть средств. Наличие сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о несостоятельности политики предоставления отсрочки в расчетах с покупателями. Для выявления реальности взыскания долгов, носящих сомнительный характер, необходимо проверить наличие актов сверки расчетов или писем, в которых дебиторы признают свою задолженность, а также сроки исковой давности. По долгам, не реальным ко взысканию, в установленном порядке формируется резерв по сомнительным долгам. При наличии оправдательных документов безнадежные долги погашаются путем списания их на убытки предприятия как дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

При анализе состояния  расчетов по данным аналитического учета  следует выявить объем скрытой  дебиторской задолженности, возникающей вследствие предварительной оплаты материалов поставщикам без их отгрузки предприятию.

Для предотвращения неплатежей предприятия предоставляют скидки с договорной цены при досрочной  оплате. Существуют следующие формы досрочного погашения дебиторской задолженности:

- продажа долгов банку (факторинг);

- получение ссуды в банке на оплату обязательств, превышающих остаток средств на расчетном счете (овердрафт);

- учет векселей (дисконт).

При снижении объема дебиторской  задолженности необходимо установить, не списана ли она на убытки, имеются  ли оправдательные документы.

В заключение анализа  состояния оборотных активов  следует оценить изменение доли трудно реализуемых оборотных активов в общей величине оборотных активов и соотношение трудно реализуемых и легко реализуемых активов. Повышение доли трудно реализуемых оборотных активов ослабляет финансовую устойчивость предприятия и приводит к снижению его платежеспособности.

Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие  продавцу (поставщику) как кредитору  по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации услуг и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

- ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

- выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

- определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;

- ускорение востребования долга;

- уменьшение бюджетных долгов;

- оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

- исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;

- периодический пересмотр предельной суммы кредита;

- использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;

- формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;

- выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);

- определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;

- формирование условий обеспечения взыскания задолженности;

- формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;

- использование современных форм рефинансирования задолженности;

- диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

Определение возможной  суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле: 

 

ИДЗ = ОРК * КСЦ * (ППК + ПР) / 360,                      (1)                                                                          

 

где ИДЗ – необходимая  сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;

ОРК – планируемый объем реализации услуг в кредит;

КСЦ – коэффициент  соотношения себестоимости и  цены продукции, выраженных десятичной дробью;

ППК – средний период предоставления кредита клиентам, в днях;

ПР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях. 

Если финансовые возможности  предприятия не позволяют инвестировать  расчетную сумму средств в  полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем предоставления услуг в кредит.

В основе формирования стандартов оценки клиентов и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность клиента характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Информация о работе Управление дебиторской задолжностью