Учетная политика организации и методика ее составления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен
осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в
установлении такой совокупности правил, реализация которых бы, обеспечила
максимальный эффект от ведения учета

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1 Организационно-производственная характеристика ТОО «Сантехмонтаж-
сервис»………………………………………………………………………………..7
1.1 Технико-экономическая характеристика………………………………………7
1.2 Учетная политика организации……………………………………………….11
1.3 Учетная политика – как основа деятельности организации…………………16
2 Содержание и основы разработки учетной политики…………………………25
2.1 Цели, задачи и методы учетной политики……………………………………25
2.2 Рекомендации по формированию учетной политики……………………..…29
2.3 Организационно-технические аспекты учетной политики………………….45
3 Аудит учетной политики организации……………………………………….…51
3.1 Сущность, содержание и цели аудита………………………………………...51
3.2 Аудит правильности формирования учетной политики………………..……63
3.3 Порядок проведения аудиторской проверки учетной политики и финансовой
отчетности…………………………………………………………………………..73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Файлы: 1 файл

Учетная политика организации и методика ее составления.doc

— 546.00 Кб (Скачать файл)

Примечание: составлена авторам по данным финансовой отчетности

Анализируя данные таблицы 1 можно сказать о том, что в 2008г. доход от реализации был максимальным и составил 522564  тыс. тенге. Темпы роста выручки-нетто от продаж (выручки от реализации) превышают темпы роста добавленной стоимости в течение анализируемого периода. В 2008 г. темпы роста выручки-нетто от продаж были выше в 1,1 раза.

В течение  рассматриваемого периода наблюдается преобладание заемного капитала над собственным, кроме последнего года. В 2007 г. доля собственного капитала составляла 30,8%, далее идет увеличение доли собственного капитала, которая достигает своего максимума в 2009 г. (52,5%).

На основании проведенного анализа мы выяснили, что за анализируемый период произошло снижение всех финансовых показателей, что обусловлено снижением объема продаж в связи с кризисной ситуацией в экономике Казахстана и как следствие снижение спроса на продукцию организации.

К 2009году компании удалось получить чистый доход за счет расширения продаж и снижения расходов, а также наличия  дохода по другим видам деятельности. 

Объем реализации продукции в 2009 году был максимальным, в сравнении с данными предыдущих периодов, но себестоимость ниже.  Это обусловлено тем, что максимальный объем продаж пришел на складскую продукцию. Из-за выплаты кредиторской задолженность, образовавшейся за 2007-2008 годы совокупный годовой доход уменьшился в среднем на 27%, по сравнению с предыдущими годами.

ТОО «Сантехмонтаж-сервис» не следовало расходовать средства только на погашение кредиторской задолженности, в результате чего  на дальнейшее развитие  компании их нет.

В течение 2007 – 2009 годов ТОО «Сантехмонтаж-сервис» провел работу по замещению импортных материалов, проведена реорганизация системы закупок, чем добился повышения качества и более выгодных цен на материалы и комплектующие.

Так же особое влияние на финансовое состояние предприятия оказывает состав и структура заемных средств, т.е. доля долго - и краткосрочных финансовых обязательств, что требует изучения их динамики, состава и структуры (см. таблицу 2).

 

Таблица 2 – Отчет о структуре капитала.

тыс. тенге

Виды капитала

2007

2008

2009

в% 2007 г

в % 2008г

в % 2009г

1

2

3

4

5

6

7

Собственный капитал

35 060

38 470

55 489

30,8

34,8

52,5

Заемный капитал

78 705

72 080

50 145

69,2

65,2

47,5

Всего капитала

113 765

110 550

105 634

100

100

100

Примечание: Отчетные данные по ТОО «Сантехмонтаж-сервис» за 2007-2009 г.г.


 

 На конец 2009 года ТОО «Сантехмонтаж-сервис» обладает собственным капиталом в размере 55489 тыс. тенге, что в сравнении с 2008, уровень соотношения между формами вложения капитала которого равно 34,8 % - на 52,5 % больше.  Доля заемного капитала постепенно снижается и в 2009 г. она составила 47,5%. Это означает понижение степени финансовой зависимости предприятия от внешних инвесторов. Поскольку, начиная с конца 90- годов экономика Республики Казахстан работала в условиях инфляции (сегодня показатели инфляции заметно снижены), то показатели финансовой отчетности корректируются с учетом инфляции. ТОО «Сантехмонтаж-сервис» принял на себя часть последствий инфляции, так как темп роста цен отставал от темпов инфляции. В течение всего рассматриваемого периода тенденции изменения двух анализируемых показателей значительно совпадали. Величина актива баланса была больше объема реализованной продукции  в 2007г – на 31 114 тыс. тенге, в 2008г – на 19 381 тыс. тенге, в 2009 г. – на 3 462 тыс. тенге. Это позволяет сделать вывод о высокой отдаче активов, занятых в продаже  продукции. После оценки динамики и структуры актива баланса необходимо  проанализировать, насколько эффективно используется капитал, вложенный в активы.

Проведенный анализ соответствует данным отчета об изменениях в собственном капитале (Приложение Г).

 

1.2  Учетная  политика организации

 

Учетная политика — это выбор самим предприятием методических приемов, позволяющих ему влиять на сумму прибыли или убытка. Задача учетной политики состоит в обеспечении примерной равномерности получения предприятием ежегодной прибыли без значительных всплесков и провалов.

Выбор учетной политики зависит от специфики предприятия, особенностей организации управления, правовых норм деятельности, отраженных в учредительных документах, особенностей коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, наличие льгот, валютная политика государства, характер владения (аренда, приватизация, создание за счет уставного капитала), долгосрочность контрактов, формы собственности, квалификация персонала, свобода в решении вопросов ценообразования.

Осуществлению учетной политики должны предшествовать согласование ее основных принципов и особенностей со статистическими органами и налоговой службой по месту нахождения, выявление возможных границ в конечных показателях деятельности, вызванных изменениями системы учета, определения порядка их регулирования в соответствии с действующим законодательством и нормативными положениями по учету. Обязательное условие реализации учетной политики — необходимость соблюдения законодательных предписаний и положений государственной регламентации по учету и отчетности [4].

Процесс формирования учетной политики состоит из следующих последовательных этапов:

  1. определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
  2. выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;
  3. выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;
  4. идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;
  5. отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;
  6. оформление избранной учетной политики.

В этой последовательности каждый этап является строго необходимым. Каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего.

На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, так как конкретное предприятие имеет свою специфическую совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной деятельности).

В зависимости от состава объектов учета на следующем этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики.

Третий этап формирования подразумевает анализ общепризнанных допущений в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов; при их адекватности эти допущения закладываются в основу учетной политики.

Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию предприятием способов ведения бухгалтерского учета: отбор ведется из всего множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на предыдущем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора.

Пятый этап состоит непосредственно в выборе  способов  ведения  учета для  данного  конкретного предприятия; выбор производится посредством проверки каждого способа, отобранного на предыдущем этапе, системой соответствующих критериев.

На заключительном этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем, чтобы она  удовлетворяла формальным требованиям к ней.

Учетная политика представляет собой письменный документ, содержащий организационно-технические и методические основы организации бухгалтерского учета в организации и в обязательном порядке раскрывающий каждый из обязательных элементов учетной политики, предусмотренный действующим законодательством.

При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:

1. сделать  бухгалтерский учет прозрачным  и доступным в понимании, позволяющим  осуществить анализ хозяйственной  деятельности предприятия;

2. создать  оптимальную систему налогового  учета;

3. предусмотреть  определенные направления минимизации  налогов, не противоречащие действующему  законодательству;

4. создать  систему организации бухгалтерской  службы, которая способствовала  бы своевременному и четкому документообороту и учету информации.

Если учетная политика отвечает на все выше перечисленные задачи, то она может стать реальным источником необходимой информации, который сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежание проблем, должна представить в налоговый орган. При разработке учетной политики, как уже отмечалось, необходимо учитывать специфику деятельность организации [5].

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета, выбранных организацией для использования. Методы учета различных активов и обязательств установлены положениями по бухгалтерскому учету, и организация должна самостоятельно решить, какие из них она будет применять. Если для каких-либо конкретных ситуаций способы ведения бухгалтерского учета не установлены, организация может разработать их самостоятельно.

 Методику разработки учетной политики организации можно строить на базе: замкнутого финансово-хозяйственного цикла или рабочего плана счетов.

Чаще всего используют рабочий план счетов. Этот метод, несколько более формализован, нежели метод замкнутого финансово-хозяйственного цикла. Метод замкнутого финансово-хозяйственного цикла строится на кругообороте материальных ценностей и денежных средств.

Учетная политика в целях бухгалтерского учета и налогообложения, обычно состоит из трех частей: общие положения, методический раздел и организационный раздел.

В разделе «Общие положения» содержатся сведения об организации, нормативной базе, послужившей основой разработки учетной политики, основных принципах ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности, случаях отступления от них.    
        В «Методическом разделе» устанавливается порядок учета хозяйственных операций, по отдельным участкам учета. Здесь отражаются только те учетные аспекты, которые относятся к деятельности конкретной организации и для которых предусмотрен выбор способа учета , либо данный способ необходимо разработать самостоятельно.

В «Организационном разделе» устанавливаются условия позволяющие реализовать требования и правила бухгалтерского и налогового учета (рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, порядок и сроки проведения инвентаризации, уровень централизации учета, правила документооборота и технология обработки учетной информации и т.д.).

Учетная политика для целей налогообложения базируется на ряде законодательных налоговых документов.

В ст. 313 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РК установлено, что порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя организации. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком [6].

Итак, таковы основные положения формирования учетной политики, определяемые основным нормативным документом, регулирующие ее. Основное назначение и главная задача принимаемой учетной политики – максимально адекватно отразить деятельность организации сформировать полную, объективную и достоверную информацию о ней, полезную для принятия эффективных экономических решений.

Данные положения обязательны для исполнения каждым предприятиям и полностью соответствовать вышестоящим нормативным документом.


В МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки» устанавливаются требования, которые должна обеспечивать учетная политика организации:  полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности.

 

Таблица 3 - Расшифровка требований к учетной политики.

Наименование требования

Суть требования

Когда необходимо учитывать требование

Типичные хозяйственные ситуации, в которых может возникнуть необходимость учета требований

1

2

3

4

Требование полноты

Отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности

При разработке системы первичных документов и системы документооборота

Осуществление хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые схемы учета

Требование своевременности

Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности

При разработке критериев уместности и полезности информации

Необходимость представления информации до того, как будут известны все аспекты хозяйственной деятельности (даже в ущерб ее надежности)

Требование осмотрительности

Большая готовность к бухгалтерскому учету расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов. Не допускается создание резервов

При разработке способов оценки активов, способов учета в отношении разного рода резервирования

Наличие на балансе мало-ликвидных активов, большое количество дебиторов, частое возникновение споров с контрагентами и т.п.

Требование приоритета содержания

перед формой

Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания

При разработке способов учета основных фактов хозяйственной деятельности и событий после отчетной даты.

Масштабы и характер деятельности таковы, что постоянно возникает необходимость опираться не на документы сторонних организаций и лиц, а на оценку фактов персоналом организации

Информация о работе Учетная политика организации и методика ее составления