Учет затрат на производство продукции и калькулирование ее себестоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Себестоимость продукции, выполненных работ или оказанных услуг складывается из затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации изготовленного продукта. Перечень расходов, которые относят в себестоимость продукции, работ или услуг, определяется Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденным Правительством РФ.

Файлы: 1 файл

курсовая бух. упр. учет.docx

— 29.27 Кб (Скачать файл)

На другом субсчете счета 25 «Общепроизводственные расходы» ведут учет расходов по обслуживанию, организации и управлению структурным  подразделением. Аналитический учет второй части общепроизводственных расходов ведут по каждому цеху в  отдельности в ведомости учета  затрат цехов. По истечении месяца собранные  в ведомости ф. № 12 расходы списываются  на счета 20 «Основное производство' и 28 «Брак в производстве».

От раздельного учета  расходов по содержанию и эксплуатации оборудования и других общепроизводственных расходов в малых организациях можно  отказаться. Организация сама устанавливает  номенклатуру статей общепроизводственных расходов с выделением наиболее существенных. Эти расходы целесообразно закрепить за центрами затрат и центрами ответственности для усиления контроля за затратами.

Расходы, общие для всей организации, учитываются на активном синтетическом счете 26 «Общехозяйственные расходы». Аналитический учет ведут  по отдельным статьям, сгруппированным  в четырех разделах:

  1. Расходы на управление организацией.
  2. Общехозяйственные расходы.
  3. Сборы и отчисления.
  4. Общезаводские непроизводительные расходы.

Аналитический учет общехозяйственных  расходов ведут в ведомости учета  общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и внепроизводственных  расходов (ф. № 15). Ведомость составляют на основании первичных документов распределения материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств, износа МБП и листков-расшифровок  по прочим денежным расходам. По окончании  месяца общехозяйственные расходы  распределяют и списывают на основное, вспомогательное и непромышленное производства и хозяйства и другие счета затрат.

Для распределения общепроизводственных и общехозяйственных затрат составляют специальные ведомости их распределения. В организациях промышленности общепроизводственные и общехозяйственные расходы  распределяют между объектами калькуляции  пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих. Списание общехозяйственных  расходов по назначению отражается при  журнально-ордерной форме учета  в журналах-ордерах 10 и 10/1 и оформляется  бухгалтерскими записями:

Д-т счета 20 «Основное  производство» – на сумму расходов, относящихся к основному производству;  
Д-т счета 23 «Вспомогательные производства» – на сумму расходов, относящихся к вспомогательным производствам;  
Д-т счета 63 «Расчеты по претензиям» – на сумму расходов, причитающихся к получению от поставщиков в возмещение потерь от простоев но внешним причинам;  
Д-т счета 80 «Прибыли и убытки» – на сумму расходов, понесенных предприятиями в результате временной остановки производства и др.;  
К-т счета 26 «Общехозяйственные расходы».

Многие виды затрат в составе  общехозяйственных и общепроизводственных расходов ограничены утвержденными  в установленном порядке лимитами, нормами и нормативами для  налогообложения, контроля затрат и  других целей. Это командировочные, представительские расходы, расходы  на подготовку и переподготовку кадров и др.

По командировочным расходам в соответствии с письмом Минфина  РФ от 27 мая 1996 г. № 48 оплата найма жилого помещения возмещается командированному работнику по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, но не более 145 руб. в сутки (при отсутствии подтверждающих документов – 4,5 руб. в  сутки), оплата суточных – 22 руб. за каждый день нахождения в командировке. Эти  лимиты введены в действие с 1 июня 1996 г. Затраты за пользование в  поездах постельными принадлежностями возмещают по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами.

Указанные расходы отражают также на счете 25 «Общепроизводственные  расходы».

Представительские расходы  – это затраты организаций  по приему и обслуживанию представителей других организаций, прибывших для  переговоров с целью установления взаимовыгодного сотрудничества, а  также участников, прибывших на заседания  совета (правления) организации и  ревизионной комиссии. Представительские  расходы признаются налоговыми органами в пределах, утвержденных советом (правлением) смет на отчетный год. Общая сумма  расходов по смете и фактические  расходы не должны превышать предельных размеров, исчисленных по нормативам, установленным Минфином РФ.

Включение представительских  расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при  наличии оправдательных первичных  документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа  проведения приема, приглашенные лица, участники со стороны организации, расходы.

Предприятия должны определить конкретный порядок расходования средств  на представительство, их документального  оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение  к этой стороне деятельности организации. Расходы, по которым невозможно предоставить оправдательные документы (посещение буфета в театре и др.), принимаются к учету по актам или докладным запискам, с решением администрации организации о принятии их к учету.

Представительские расходы  отражаются по счету 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Суммы представительских  расходов включаются в себестоимость  продукции без НДС.

Надо иметь в виду, что  представительские расходы нормируются  не только в зависимости от объема реализации продукции, но и с учетом ранга участников делегации. Минфин РФ 27 мая 1996 г. установил следующие  нормы расходов на 1 человека: оплата питания в сутки – до 85 руб.; оплата завтрака, ужина, обеда, связанного с официальным приемом, в зависимости  от ранга участников – от 95 до 115 руб.; буфетное обслуживание – до 5 руб.; культобслуживание – до 12 руб.; бытовое  обслуживание и прочие расходы –  до 4,7 руб.; приобретение сувениров – 45 руб. для членов делегации и 76 руб. для руководителя делегации; оплата труда переводчиков – до 24 руб.

Нормы и порядок возмещения расходов при направлении работников организаций для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы  повышения квалификации, а также  за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевые работы, за постоянную работу в пути регламентирует Минтруда РФ.

Учет потерь от брака. Одним  из резервов повышения производительности труда и рентабельности производства является недопущение потерь от брака  и переделок некачественно выполненных  работ (услуг, изготовленных изделий). Между тем, надо признать, учет брака  является одним из недостаточно разработанных  вопросов и ведется далеко не на всех предприятиях.

Основанием для учета  потерь от брака является акт о  браке.

Статья «Потери от брака» есть, как правило, только в отчетных калькуляциях. Браком считаются изделия  и полуфабрикаты, которые по качеству не соответствуют установленным  стандартам, техническим условиям или договорам. В зависимости от характера дефектов, обнаруженных при оценке готовой продукции или полуфабрикатов, брак делят на исправимый и неисправимый (окончательный).

Работники отдела технического контроля при выявлении брака  делают соответствующие отметки  в первичных документах по учету  выработки. Неисправимый брак оформляется  актом о браке или ведомостью о браке, в которых фиксируется  несколько фактов брака. Акт составляется работником технического контроля, мастером и начальником цеха и передается в бухгалтерию, где калькулируется себестоимость брака. Акт утверждается руководителем организации, который  принимает решение о порядке  списания потерь от брака (за счет виновных лиц или за счет производства).

Себестоимость внутреннего  окончательного брака складывается из фактических затрат по установленным  статьям расходов, за исключением  затрат по статьям: «Расходы на подготовку и освоение производства»; «Общехозяйственные расходы»; «Потери от брака»; «Прочие  производственные расходы». При большой  номенклатуре изделий брак обычно оценивают  исходя из плановой или нормативной  себестоимости.

Себестоимость исправимого  брака определяют исходя из стоимости  сырья, материалов и полуфабрикатов, израсходованных на исправление  брака, заработной платы рабочих, занятых  исправлением брака, отчислений на социальные нужды и соответствующей доли общепроизводственных расходов. Потери от внутреннего исправимого брака  определяют вычитанием из его себестоимости  сумм, которые удерживают с виновников.

При вине в браке поставщиков  сырья, материалов и полуфабрикатов в себестоимость внутреннего  окончательного и исправимого брака  включают также долю общезаводских  расходов в процентном отношении  по утвержденному плану и заработной плате, начисленной за операции до момента  обнаружения окончательного брака  или до момента доработки исправимого  брака.

Стоимость внешнего брака  состоит из производственной себестоимости  забракованной продукции, расходов по приобретению этой продукции покупателями, транспортных расходов при замене забракованной  продукции или расходов потребителя на исправление забракованной продукции. Штрафы, которые выплачивают покупателям за поставку бракованной продукции, относят на счет «Прибыли и убытки» и в стоимость потерь от брака не включаются.

Синтетический учет потерь от брака ведется на активном счете 28 «Брак в производстве». По дебету этого счета отражаются затраты  по исправлению частичного брака (с  кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и  др.), а также себестоимость окончательного брака (с кредита соответствующего счета производства).

Потери от брака списываются  с кредита счета 28 «Брак в производстве»  в дебет различных счетов в  зависимости от причин брака и  порядка возмещения потерь:

  • счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – если брак произошел по вине рабочих;
  • счета 63 «Расчеты по претензиям» – если брак произошел по вине поставщиков недоброкачественных сырья и материалов;
  • счета 10 «Материалы» – на стоимость забракованных изделий по цене возможного использования;
  • соответствующего счета производства, если не возмещенные потери от брака относятся на себестоимость готовой продукции.

Аналитический учет потерь от брака ведут в разрезе цехов, по видам продукции и статьям  расходов.

Учет потерь от простоев и прочих производственных расходов. Простои могут быть вызваны разными  причинами: внутренними (т. е. по вине предприятия), внешними (по вине поставщиков сырья  и материалов, из-за прекращения  подачи электроэнергии, воды и т. п.), стихийными бедствиями.

Простои оформляют простойными  листками, указывая время простоя, причины, причитающуюся рабочим за простой  сумму заработной платы и другие необходимые сведения,

В состав потерь от простоев по внутренним и внешним причинам включают оплату труда рабочих за время простоя, отчисления на социальные нужды, стоимость сырья, материалов, топлива и энергии, непроизводительно  затраченных за это время. Потери от простоев по внутренним причинам учитывают по статье «Общепроизводственные расходы».

В состав потерь от простоев по внешним причинам включают и соответствующую  долю общепроизводственных расходов. Если эти потери не подлежат возмещению, их относят на виновные организации  или на общехозяйственные расходы. Потери от простоев, вызванных стихийными бедствиями, списывают на уменьшение прибыли организации.

Статья «Прочие производственные расходы» учитывает расходы, не входящие ни в одну из указанных статей затрат. Это затраты на гарантийное обслуживание и ремонт продукции, проданной с  гарантией, отчисления на расходы по технической пропаганде и др. Прочие производственные расходы относят  на себестоимость соответствующих  видов продукции прямым путем. Если это невозможно, расходы распределяются между всеми ними пропорционально  их производственной себестоимости.

Учет, оценка и инвентаризация незавершенного производства. При калькуляции  себестоимости продукции затраты  отчетного месяца корректируют на разницу  в стоимости незавершенного производства на начало и конец месяца, т. е. к  стоимости незавершенного производства на начало месяца прибавляют затраты  отчетного месяца и вычитают стоимость  незавершенного производства на конец  месяца.

К незавершенной относится  продукция, которая не прошла все  стадии производственного процесса, а также неукомплектованные изделия, не прошедшие испытаний и технической  приемки.

Объем незавершенного производства определяют следующими методами: взвешиванием, штучным учетом, объемным измерением, условным пересчетом, по данным партионного  учета.

Остатки незавершенного производства на конец отчетного периода в  массовом и серийном производстве можно  оценивать в балансе по нормативной  или плановой производственной себестоимости (полной или неполной в зависимости  от порядка списания общехозяйственных  расходов), по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном  производстве незавершенное производство отражается в балансе по фактическим производственным затратам.

Информация о работе Учет затрат на производство продукции и калькулирование ее себестоимости