Учет и анализ эффективности использования оборотных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 09:50, дипломная работа

Описание работы

Сейчас, в период формирования рыночной экономики в Российской Федерации, к предприятиям выдвигаются жесткие требования. Экономические субъекты (предприятия, фирмы, организации) выступают основным звеном экономики, поскольку именно на предприятии создаются необходимые населению продукция, товары, работы, услуги; используются производственные ресурсы, внедряется новая техника и технология.
Так каким же должно быть современное предприятие, чтобы выдержать конкурентную борьбу за право существовать, кроме того, быть прибыльным и финансово-устойчивым? Как показывает российская, да и зарубежная практика уже многих лет, конкуренцию выдерживают те предприятия, которые наиболее эффективно используют все виды имеющихся ресурсов. Неминуема гибель того предприятия на котором нет сбалансированной политики в отношении поддержания и укрепления финансового состояния: его платежеспособности и финансовой ус­тойчивости.
Следуя выше описанной логики, тема данной дипломной работы «Учет и анализ эффективности использования оборотных активов» весьма актуальна. Потому как под эффективным использованием всех видов ресурсов понимается и использование в частности оборотных активов, как одного из элементов материально-вещественных факторов производства, который оказывает влияние на увеличение выпуска, снижение себестоимости, росту прибыли и улучшению финансового состояния.
С позиции эффективного ведения экономики предприятия объем оборотных средств должен быть достаточным для производства продукции в ассортименте и качестве, запрашиваемом рынком и в то же время минимальным, не ведущим к увеличению издержек производства за счет образования сверхнормативных запасов.
В общем объеме ресурсов, определяющих экономику предприятия, оборотные средства после основных фондов занимают второе место по своей величине.
При управлении оборотным капиталом желание минимизировать косвенные потери, вызванные этим производством вполне естественно. При этом высвободившиеся в результате этого средства можно было бы инвестировать в альтернативный прибыльный проект.
Понятие оборотный капитал тождественно оборотным средствам и представляет собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.
Оборотный капитал  это средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства, и в процессе реализации продукции. Основное назначение оборотного капитала – обеспечение ритмичного и непрерывного процесса производства и обращения.
Оптимизация оборотных средств, то есть ускорение их оборачиваемости и повышение их отдачи является первоочередной задачей, решение которой способно обеспечить повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.
Целью работы является комплексное исследование оборотных активов организации, выявление наиболее рациональных путей их использования, а так же разработка рекомендаций по повышению эффективности формирования, использования и учета оборотного капитала.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
 исследовать теоритические аспекты учета и анализа эффективного использования оборотных средств;
 дать подробную характеристику организационно-правовой формы исследуемого хозяйственного субъекта;
 проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
 выяснить особенности учета оборотных активов;
 провести подробный анализ эффективности использования оборотных активов;
 разработать рекомендации и пути совершенствования учета и анализа эффективности использования оборотных активов предприятия.
В качестве объекта исследования выступает Общество с ограниченной ответственностью «Нерудстройком».
Анализируемый период 2009 – 2011 гг.
Теоретической и методологической базой при написании дипломной работы послужили постановления правительства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам. Кроме того, широкий круг научных исследований, экономической литературы, периодических статей как отечественных, так и зарубежных исследователей данной проблемы, элементы нормативного регулирования бухгалтерского учета и анализа.
Разработанные в дипломной работе предложения по повышению эффективности использования оборотных активов позволят применительно к конкретным организационно-техническим условиям ООО «Нерудстройком» осуществить систему мер, направленных на рациональное и эффективное использование оборотных активов.

Содержание работы

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ
1.1. Экономическое содержание оборотных
активов организации
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета оборотных активов
1.3. Методы и приемы экономического анализа эффективности использования оборотных активов
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ В ООО «НЕРУДСТРОЙКОМ»
2.1. Организационно-правовая характеристика
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
2.3. Организация и ведение бухгалтерского учета
оборотных активов
2.4. Анализ эффективности использования оборотных
активов ООО «Нерудстройком»

Файлы: 1 файл

диплом то.doc

— 883.00 Кб (Скачать файл)

     Помимо  этого рассчитывается экономия оборотных активов:

     

.

     Таким образом, в 2011 году по сравнению с 2010 годом произошло высвобождение  оборотных активов в размере 12 478,39 тыс. р., то есть экономия оборотных активов. За счет этих средств можно увеличить объем производства без дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия.

 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ В ООО «НЕРУДСТРОЙКОМ»

3.1. Направления совершенствования  бухгалтерского учета

оборотных активов предприятия

     Проведенное исследование организации бухгалтерского учета оборотных активов ООО «Нерудстройком» позволяет утверждать, что в целом система бухгалтерского учета соответствует требованиям нормативно-правовых актов, регламентирующих основы ведения бухгалтерского учета юридическими лицами, в частности, в сфере добычи нерудных ископаемых.

     Анализируя  достоинства и недостатки организации  бухгалтерского  учета на предприятие  ООО «Нерудстройком» первое, на что  необходимо обратить свое внимание – это частичная автоматизация учета, а именно Программа 1С: Предприятие версия 8.0 используется только в целях составления счетов-фактур на отгружаемую продукцию. Весь остальной учет ведется вручную, что является существенным недостатком, поскольку процесс работы замедляется ввиду большого объема письменной работы бухгалтерии и расчетов производимых не автоматическим способом. Программа 1С: Предприятие обеспечивает решение всех задач, стоящих перед бухгалтерской службой предприятия (выписка первичных документов, учет продаж, ведение налогового учета, начисление и выдача заработной платы и т.д.). Для того чтобы полностью автоматизировать учет необходимо обучение сотрудников бухгалтерии базовым знаниям данной программы, а также наличие оплачиваемой ставки программиста.

     На  предприятии учет материалов ведется  с применением счета 10 «Материалы»  по фактической себестоимости. Однако                                  ООО «Нерудстройком» необходимо учитывать, что при формировании фактической себестоимости часто возникает временной промежуток между принятием к учету собственно материалов и поступлением расчетных документов по транспортно-заготовительным расходам, непосредственно связанным с приобретением этих материалов. То есть появляется необходимость в обособленном учете транспортно-заготовительных расходов.

     Поэтому учет материалов наиболее приемлемо вести с использованием счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

     При использовании этого варианта учета оприходование материалов и их списание в течение отчетного периода осуществляют в оценке, основанной на применении учетных цен, устанавливаемых предприятием согласно учетной политике.

     Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о заготовлении и приобретении материально-производственных запасов, относящихся к средствам в обороте.

     В дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» относится покупная стоимость материально-производственных запасов, по которым в организацию поступили расчетные документы поставщиков, то есть фактические материальные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов. При этом записи производятся в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материально-производственных запасов в организации.

     И одновременно материально-производственные запасы определяются по учетной оценке по дебиту счета 10 и кредиту счета 15.

     В кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в корреспонденции со счетом 10 «Материалы» относится стоимость фактически поступивших в организацию и оприходованных материально-производственных запасов.

     Сумма разницы в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления), и учетных ценах в конце месяца списывается со счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Если фактическая себестоимость выше учетной оценки, то Д16 К15, если же фактическая себестоимость ниже учетной оценки, то Д15 К16.

     В производство материалы отпускаются  по учетным оценкам Д20, 23, 25 К10. После чего производится корректировка на величину отклонений фактической себестоимости от учетной оценки Д20 К16. При отрицательной разнице запись сторнируется в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу). 

     На  предприятии широко используется специальная одежда (куртки, рукавицы, респираторы и др.), учет которой регулируется Методическими указаниями Минфина России от 26.12.2002 г. №135н. Поэтому в учетную политику предприятия необходимо внести пункт, указывающий на способ ведения бухгалтерского учета специальной одежды.

     Учет  специальной одежды и специальной  оснастки ведется на активном счете 10 субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

     Специальная одежда, находящиеся в собственности  организации, а также в хозяйственном  ведении или оперативном управлении, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, т.е. в сумме фактических затрат на приобретение или изготовление, доставку (без налога на добавленную стоимость).

     Приемка и оприходование поступающей  специальной оснастки и специальной одежды складами организации, как правило, оформляются путем составления приходных ордеров (типовая межотраслевая форма М-4).

     Основная  часть специальной одежды по своему сроку эксплуатации не превышает 12 месяцев (например, рукавицы). Для того чтобы снизить трудоемкость учетных работ допускается производить единовременное списание стоимости специальной одежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 месяцев. Списание производится в дебет соответствующих счетов учета затрат на производство в момент ее передачи (отпуска) сотрудникам организации (р. 3 п. 21 Методических указаний Минфина России от 26.12.2002 г. №135н).

     Стоимость специальной одежды погашается линейным способом исходя из сроков полезного  использования специальной одежды, предусмотренных в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

    1. Мероприятия по улучшению состояния и эффективности

использования оборотных активов

     В ходе анализа основных финансовых результатов                             ООО «Нерудстройком» за два года – отмечен рост выручки на 40 870 тыс. р., или на 25,4%. На 31.12. 2011 г. выручка составила 201 737 тыс. р. В свою очередь чистая прибыль выросла на 459 тыс. р.

    Прибыль от продаж за период 01.01–31.12.2011 составила 43 204 тыс. р. За год произошел явный рост финансового результата от продаж, составивший 3 315 тыс. р.

     В ходе анализа были получены следующие  показатели, исключительно хорошо характеризующие  финансовое положение и результаты деятельности ООО «Нерудстройком»:

  • чистые активы превышают уставный капитал, при этом за анализируемый период (с 31.12.2009 по 31.12.2011) наблюдалось увеличение чистых активов на 44,7%;
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами демонстрирует исключительно хорошее значение – 0,73, у предприятия большой потенциал проведения независимой финансовой политики;
  • полностью соответствует нормальному значению коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности - 3,49;
  • полностью соответствует нормальному значению коэффициент абсолютной ликвидности – 1,78;
  • идеальное соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения;
  • абсолютная финансовая устойчивость по величине излишка собственных оборотных средств.

     Приведенные ниже показатели финансового положения и результатов деятельности ООО «Нерудстройком» имеют хорошие значения:

  • коэффициент покрытия инвестиций имеет нормальное значение (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала ООО «Нерудстройком» составляет 84%);
  • за последний год получена прибыль от продаж (43 204 тыс. р.), причем наблюдалась положительная динамика по сравнению с предшествующим годом (+3 315 тыс. р.);
  • чистая прибыль за 2011 год составила 34 415 тыс. руб. (+459 тыс. р. по сравнению с предшествующим годом).

     Неоправданно  высок коэффициент автономии, на 31.12.2011 он составил 0,84. Полученное значение говорит о неоправданно высокой доли собственного капитала ООО «Нерудстройком» (84%) в общем капитале организации – организация слишком осторожно относится к привлечению заемных денежных средств. Заемные средства в балансе предприятия, как краткосрочные, так и долгосрочные полностью отсутствуют, а это значит, что ООО «Нерудстройком» не пользуется возможностью привлечения заемных средств вовсе.

     Эффективная финансовая деятельность предприятия  невозможна без постоянного привлечения заемного капитала.

     Хотя  основу любого бизнеса составляет собственный капитал, использование привлеченных средств свидетельствует о гибкости предприятия, его способности находить и возвращать кредиты, то есть доверие к нему в деловом мире. В связи с этим привлечение и использование заемных финансовых средств является важнейшим аспектом финансовой деятельности предприятия, направленной на достижение высоких конечных результатов хозяйствования и как результата – расширение финансовой деятельности.

     Заемный капитал для ООО «Нерудстройком»  обладает следующими положительными особенностями:

     1. достаточно широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или гарантии поручителя.

     2. Обеспечением роста финансового  потенциала предприятия при необходимости  существенного расширения его  активов и возрастания темпов  роста объема его хозяйственной  деятельности.

     3.  Более низкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта «налогового щита» (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль).

     4. Способностью генерировать прирост  финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собственного капитала).

     Можно посоветовать привлечения заемных средств в различных формах. Так, заемный капитал привлекается для обслуживания хозяйственной деятельности предприятия в следующих основных формах:

  1. в денежных средствах в национальной валюте;
  2. в товарной форме (в виде поставок с отсрочкой платежа сырья, материалов, товаров);
  3. в форме предоставления к использованию на арендной основе основных фондов;

     Использование заемного капитала позволяет существенно  расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственных средств, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном итоге — повысить рыночную стоимость предприятия, а это значит выйти на новый уровень.

     Оборотные средства предприятий призваны обеспечивать непрерывное их движение на всех стадиях  кругооборота с тем, чтобы удовлетворять  потребности производства в денежных и материальных ресурсах, обеспечивать своевременность и полноту расчетов, повышать эффективность использования оборотных средств.

     Проанализировав активы  организации видно, что  наибольшую долю в активах на конец  отчетного периода занимает именно оборотный капитал – 59,4% (127 925 тыс. р.), в течение года произошло увеличение доли на 11,3%, внеоборотные активы составили – 40,6% (87 415 тыс. р.).

     Самыми  крупными составляющими на 31.12.2011 г. с наибольшим удельным весом в  оборотных активах являются –  денежные средства и денежные эквиваленты  – 61 797 (28,7%), что на 2,9% больше чем на 31.12.2009 г. (35 235 тыс. р.). Такое увеличение денежных средств  и денежных эквивалентов вполне пропорционально увеличившейся в 2011 году выручки от продаж. О достаточности средств, для покрытия всех текущих финансовых обязательств организации свидетельствуют показатели ликвидности. Ликвидность – легкость реализации, продажи, превращения материальных или иных ценностей в денежные средства для покрытия текущих финансовых обязательств. Высокий показатель коэффициента абсолютной ликвидности – 1,78, характеризует предприятие, как высоко платежеспособное, а коэффициент быстрой (срочной) ликвидности равный 3,49, показывает, что компания способна погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт высоко – и средне ликвидные текущие активов. Однако значение коэффициента текущей ликвидности равное 3,69 для данной отрасли слишком высоко, нормальное значение от 2 до 3 – рациональная структура капитала ставится под угрозу, это может быть связано с неоправданным увеличением дебиторской задолженности.

Информация о работе Учет и анализ эффективности использования оборотных активов