Сущность управления запасами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 04:03, дипломная работа

Описание работы

Основной целью дипломного проекта является рассмотрение хранения и дальнейшего варьирования запасами и пути совершенствования управления запасами на предприятии.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретико-методические основы управления запасами;
2) Проанализировать основные методы управления запасами;
3) Провести общий анализ управления запасами на примере ГУП РМЭ «Сувенир»;
4) Оценить эффективность управления запасами на предприятии;
5) На основе проведенного анализа предложить направления улучшения политики управления запасами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические методические основы управления……………………….9
1.1. Сущность управления запасами на предприятии……………………….9
1.2. Виды запасов и принципы управления ими на предприятии……...…..19
1.3. Методы управления запасами на предприятии………………………...24
2. Анализ управления запасами предприятия на примере ГУП РМЭ «Сувенир»………………………………………………………………………..33
2.1. Общая характеристика финансово - хозяйственной деятельности
ГУП РМЭ «Сувенир»………………………………………………….....33
2.2. Анализ организации управления запасами на ГУП «Сувенир»………43
2.3. Анализ рисков, влияющих на управление запасами на ГУП
«Сувенир»………………………………………………………………....51
3. Предложения по совершенствованию управления запасами………….58
3.1. Совершенствование качества управления запасами на ГУП Сувенир..58
3.2. Направления улучшения организации управления запасами на ГУП
«Сувенир»………………………………………………………………....64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….77
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..…80

Файлы: 1 файл

диплом запасы2003.doc

— 532.50 Кб (Скачать файл)

Организация производства и рационального управления процессами снабжения и сбыта, т. е. поступающими и реализуемыми товарно-материальным и ценностями (иными словами — материальными и финансовыми потоками), и уровнем запасов на промышленном предприятии является одной из основных составляющих содержания руководящей деятельности дирекции предприятия и его соответствующих служб для обеспечения успешного его функционирования.

Таким образом, управление запасами на предприятии представляет собой проблему, общую для предприятий и фирм любого сектора системы хозяйствования.

1.2 Виды запасов и принципы управления ими на предприятии

 

Классификация запасов необходима для решения по крайней мере двух задач [25, С.279]:

  1. Конкретизация объекта изучения в рамках заданного материального потока.
  2. Управление запасами в рамках заданной логистической системы.

Имеется много классификаций, которые помогают детализировать решения в сфере управления запасами. По месту нахождения запасы делятся на:

  • производственные;
  • сбытовые;
  • товарные.

Производственные  запасы формируются на промышленных предприятиях и предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Запасы учитываются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. К ним относятся предметы потребления, поступившие к производственным потребителям различного уровня, но еще не использованные и не подвергнутые переработке, а также средства производства.

Сбытовые  запасы создаются на добывающих предприятиях: шахтах, рудниках, горно-обогатительных комбинатах (ГОК) и т. п. или на перерабатывающих и изготавливающих предприятиях (на металлургических, металлообрабатывающих и машиностроительных заводах; предприятиях деревообрабатывающей, стекольной, цементной, легкой промышленности и т. д.) и предназначены для обеспечения бесперебойного снабжения предприятий-потребителей, крупно- и мелкооптовых баз снабжения.

  В качестве сбытового запаса на предприятиях-изготовителях будут соответственно руда, прокат и трубы черных и цветных металлов, цемент, стекло, пиломатериалы и деловая древесина, кабельная продукция, комплектующие изделия и запчасти, топливо, кожа, ткани, полуфабрикаты, машиностроительная продукция (электродвигатели, топливная аппаратура, тракторные и автомобильные моторы, тракторы, комбайны, автомобили), товары народного потребления и т. п.

Сбытовые  запасы необходимы для обеспечения бесперебойного процесса отгрузки готовой продукции базам снабжения и предприятиям — потребителям этой продукции при готовности заказчиков оплатить ее. В основном эта готовая продукция отгружается потребителям в больших количествах — железнодорожными вагонами, речными и морскими судами, грузовыми автомобилями — самовывозом (когда потребитель территориально близко расположен к предприятию-изготовителю и своим транспортом вывозит продукцию) [25, С.156].

Товарные  запасы находятся у предприятий-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах распределения и производителей, и торговых компаний. Необходимость наличия товарных запасов обусловлена тем, что есть определенный круг промышленных предприятий, которые значительно удалены от предприятий-изготовителей и даже от железных дорог или которые расходуют материальные ресурсы в небольших количествах. Им экономически целесообразно завозить эти материальные ресурсы не железнодорожными вагонами, а автомобильным транспортом с баз снабжения в небольших объемах.

Товарные  запасы необходимы для обеспечения  бесперебойного процесса снабжения потребителей — это складская форма снабжения. Она позволяет потребителям, расходующим материальные ресурсы в небольших количествах, обеспечить бесперебойный процесс производства при более низком уровне производственных запасов у них [25, С.281].

Запасы  в каналах сферы обращения (дистрибутивных каналах) разбиваются на:

  • запасы в пути;
  • запасы на предприятиях торговли.

Запасы  в пути (или транспортные/транзитные запасы) находятся на момент учета в процессе транспортировки от поставщиков к потребителям.

Каждая  организация в цепи поставок является, с одной стороны, поставщиком (изготовителем), а с другой - потребителем. С этих позиций промышленное предприятие всегда имеет производственные и товарные запасы.

По  исполняемым функциям запасы подразделяются на [25, С.283]:

  • текущие;
  • подготовительные (буферные);
  • гарантийные (страховые, или резервные);
  • сезонные;
  • переходящие.

Текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения материальными ресурсами производственного процесса, а также реализации (распределения) готовой продукции предприятиями-изготовителями и организациями торговли в период между двумя смежными поставками. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их величина постоянно меняется.

Подготовительные (буферные) запасы выделяются из производственных запасов, они требуют дополнительной подготовки перед использованием в производстве (сушка древесины, например). Подготовительные запасы готовой продукции вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям.

Гарантийные (страховые, или резервные) запасы предназначены для непрерывного снабжения продукцией потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов является постоянной величиной. При нормальных условиях работы эти запасы являются неприкосновенными.

Сезонные  запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки продукции. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке.

Переходящие запасы — остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они обеспечивают непрерывность производства и потребления в отчетном и в следующем за отчетным периоде до очередной поставки.

Выделяют  также спекулятивные и рекламные (для продвижения продукции) запасы.

Спекулятивные запасы создаются в целях защиты от возможного повышения цен или введения протекционистских квот или тарифов, а также чтобы использовать конъюнктуру рынка для получения дополнительной прибыли.

Рекламные запасы (для продвижения продукции) создаются и поддерживаются в каналах распределения для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику. Они связаны с широкомасштабными рекламными мероприятиями. Эти запасы должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на продукцию фирмы.

По  времени запасы подразделяются на [25, С.287]:

  • максимальный желательный запас;
  • пороговый уровень запаса;
  • текущий уровень;
  • гарантийный запас.

Максимальный  желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.

Пороговый уровень запаса («точка заказа») используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.

Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным, пороговым или гарантийным уровнями запаса.

Гарантийный запас (страховой или резервный) предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.

Можно также  выделить неликвидные запасы — длительно неиспользуемые производственные и товарные запасы. Образуются в результате ухудшения качества товаров во время их хранения, или морального износа.

К принципам  управления запасами можно отнести:

  • ускорение оборачиваемости всех видов запасов;
  • скорейший возврат дебиторской задолженности;
  • снижение операционных издержек;
  • повышение прибыли;
  • разумные сроки выплаты кредиторской задолженности.

Таким образом, мы видим, что существует множество классификаций запасов сырья на предприятии и мы приходим к выводу, что запасы нужны для того, чтобы ослабить непроизводственные зависимости между поставщиком, производителем и потребителем. Наличие запасов позволяет обеспечить производство сырьем, поставляемые оптимальными по размеру партиями, а также производить переработку сырья в готовую продукцию партиями оптимального размера.

1.3 Методы управления запасами на предприятии

В условиях рыночной экономики становится актуальным совершенствование организации управления предприятием и, прежде всего, процессом производства, эффективным использованием финансовых, материальных и трудовых ресурсов, основных фондов, запасов и т.д.[17, С.148].

Целью решения  всех этих задач является снижение себестоимости выпускаемой продукции  для повышения конкурентоспособности  и увеличения сбыта. Данные вопросы  должны решаться наряду с такими задачами, как увеличение объемов выпуска  продукции, разработка новых образцов техники, повышение качества и надежности выпускаемой продукции и т.п.

Определяется, какой эффект получен от работы отдельных  служб предприятия (производственных цехов, участков, ремонтных служб, отделов  снабжения и сбыта и т.д.) в  снижении издержек, и что в этом плане сотрудникам соответствующей службы еще надлежит конкретно сделать в следующем отчетном периоде, например, уменьшить перерасход материалов, тепла, электроэнергии на выпуск того или иного изделия; ускорить ремонт оборудования, снизить уровень излишних запасов и т.д. [29, С.45].

Для решения  этих задач, управляющие должны обладать не только недюжинными организационными способностями, хорошими знаниями экономики, технологии производства, финансов, бухгалтерского учета и т.д., но и иметь в своем распоряжении мощный и работоспособный «инструментарий», обеспечивающий возможность эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью промышленного предприятия [29, С.46].

Под «инструментарием»  понимается разработанный профессионалами типовой пакет методических документов по определению, например: норм выработки, норм расхода сырья и материалов на выпуск единицы продукции, норм использования оборудования, норм запасов, норм и нормативов оборотных средств и т.д. Для автоматизации этой работы на основе типовых методических документов, создаются специализированные программные комплексы.

Основной задачей  любого предприятия является получение  прибыли, и как достижение этого  – правильное управление запасами предприятия. 

Управление   запасами   заключается   в   решении   двух   основных   задач [24, С.97]:

  • определение размера необходимого запаса, то есть нормы запаса;
  • создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.

Нормой запаса называется расчетное минимальное  количество предметов труда, которое  должно находиться у производственных или торговых предприятий для  обеспечения бесперебойного снабжения  производства продукции или реализации товаров.

При определении норм товарных запасов используют три группы методов: эвристические, методы технико-экономических расчетов и экономико-математические методы [24, С.99].

Эвристические методы предполагают использование  опыта специалистов, которые изучают  отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные, в значительной степени, на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста может выступать работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования запасов. Используемый в этом случае метод решения задачи (из группы эвристических) называется опытно-статистическим.

   В том числе, если поставленная задача в области управления запасами достаточно сложна, может использоваться опыт не одного, а нескольких специалистов. Анализируя затем по специальному алгоритму их субъективные оценки ситуации и предлагаемые решения, можно получить достаточно хорошее решение, мало чем отличающееся от оптимального. Этот метод также относится к группе эвристических и носит название метода экспертных оценок.

Информация о работе Сущность управления запасами на предприятии