Сущность понятия <<эффективность>> и вопросы оценки эффективности реконструкции железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 17:20, доклад

Описание работы

В экономической науке термин “эффективность” используется для характеристики степени результативности определённых процессов, например, процессов труда, использования основных средств по их видам, производства, функционирования различных частей капитала и т.д.

Файлы: 1 файл

№ 11.docx

— 26.57 Кб (Скачать файл)

Сущность понятия <<эффективность>> и вопросы оценки эффективности реконструкции железнодорожного транспорта

В экономической науке термин “эффективность” используется для характеристики степени результативности определённых процессов, например, процессов труда, использования основных средств по их видам, производства, функционирования различных частей капитала и т.д.

Это означает, что понятие << эффективность>> не может быть применено к явлениям , не  имеющим временной протяжённости, а также к тем процессам, которые не имеют собственных результатов и затрат. Последний вывод следует из того, что показатели эффективности принято рассчитывать путём деления результата, а точнее – полезного результата, каким является и финансовый результат полученный от определённого процесса, связанного с затратами.

По статистической природе показатели эффективности являются относительными показателями интенсивности и поэтому характеризуют степень эффективности процесса, имеющего собственный результат и затраты. Такое определение сущности эффективности позволяет сделать вывод,  что этот показатель,  относящихся к одному явлению (объекту) . которые являются двумя его признаками,  характеризующими результат и затраты процесса. Это условие соблюдается при определении степени эффективности производства вообще, когда, например, результат производства ( среднесписочную численность работников, издержки производства и капитал, авансированный в производство).

Известно, что относительные показатели отличаются от абсолютных тем, что создают возможность сопоставлять относительные показатели относящиеся к разным периодам  иногда и к разным объектам, в то время как сопоставление абсолютных показателей не всегда корректно или даёт искажённое представление о происходящих процессах. По этой причине применение относительных показателей позволяет получать те характеристики, которые не могут обеспечить абсолютные показатели.

В связи с этим возникает задача характеристики результата и затрат в экономике.

Как правило, любой процесс имеет результат и затраты, но  когда мы говорим о сфере экономики, то показатели результатов и затрат должны быть экономическими категориями, размер которых измерим и они должны непосредственно а не посредственно относиться к характеризуемому процессу.

По нашему мнению, показателями результата для отдельных элементов процесса производства – рабочей силы, предметов труда и орудий труда – являются соответственно продукты труда и показатели полезного результата от применения различных видов предметов и орудий труда. Такое название группы показателей употреблено в связи с  тем, что в экономической науке отсутствует общепринятый термин но исследования позволяют сделать вывод о необходимости выделения таких показателей – на практике они существуют но называются по отношению к подвижному составу показателями работы.

Аналогично должны выделятся показатели затрат для отдельных элементов процесса производства- показатели затрат времени работников и орудий труда а для предметов труда – показатели их расходом.

На основе этих показателей могут рассчитываться показатели эффективности использования рабочей силы предметов труда и орудий труда подвижного состава (производительность локомотива и вагона ) времени локомотива и вагона  (среднесуточный пробег локомотива. Вагона, скорости движения локомотива и поезда рассчитываемые путём деления показателей полезного результата от их использования на затраты времени локомотивов и вагонов).

Однако по нашему мнению употреблять выражения эффективность реконструкции << эффективность инвестиций>> и т.п. следует весьма осторожно. Понятие <<эффективный руководитель не относится к процессу и поэтому является фигурой речи не более того. Правомерно говорить об эффективном руководстве но тогда возникает задача оценки степени эффективности этого руководства и, следовательно, выбора показателей результатов и затрат.

Таким образом, можно сформулировать следующие условия расчёта показателей, которые могут быть названы экономическими показателями эффективности. Используемые и получаемые в результате расчёта показатели должны:

Характеризовать процесс

Относиться непосредственно к данному объекту и одному периоду

Быть измеримыми

Следует также обратить внимание на то что в экономике наблюдаются процессы связанные с результатами деятельности организаций не прямо а косвенно. Такими например являются процессы реконструкции производства организаций инвестиции. Их особенности заключаются в том что они характеризуются затратами финансов которые направляются на обновление орудий труда (основных средств и нематериальных активов).Эти финансы могут стать капиталом спустя определённое время т.е после завершения реконструкции и инвестиций. Результатом этих процессов является создание прибыли и поэтому они не обладают свойством эффективности.

В экономической науке довольно часто предпринимаются попытки оценить эффективность процессов, не имеющих собственных результатов и затрат но тесно связанных с производственной деятельностью. Именно поэтому для характеристики результатов и затрат этих процессов используются показатели результатов и затрат производства. Такими процессами являются реконструкция модернизация инвестирование финансов. По нашему мнению если показатели результата и затрат характеризующие какой- либо процесс установить невозможно или можно установить только один из них то об эффективности таких процессов с экономических позиций вести речь неправомерно. Мы полагаем что такими не обладающими определённой степенью эффективности являются процессы которые как правило создают условия для повышения эффективности ( например уже упомянутые реконструкции модернизация и инвестиции вообще).

Так реконструкция организации или технологического процесса создаёт условия для повышения эффективности производства но то будут ли использованы эти условия зависит от конкретных решений работников управления. В свете этого неправомерно  говорить об  эффективности реконструкции. Надо говорить о возможном повышении эффективности производства вследствие реконструкции или в результате осуществления инвестиций. С этих позиций весьма нелепо смотрятся попытки установить математическую зависимость между процессом обновления орудий труда и ростом производительности труда. Ведь практически никой зависимости между этими процессами нет. Да ,обновление орудий труда создаёт условия для повышения производительности труда, но будут ли они использованы и какой степени не может установить никакая математическая модель. Поэтому такое направление развития экономической науки  тупиковое что и подтверждается практикой не  использующей такие модели.

В экономической науке железнодорожного транспорта рассматривается проблема эффективности  реконструкции  и развития материально- технической базы железнодорожного транспорта. Однако в силу изложенного выше по нашему мнению такая постановка вопроса является не корректной. Эффективность реконструкции так таковая не имеет смысла, поскольку у реконструкции как процесса  нет собственных показателей результатов и затрат. Эффективность реконструкции можно рассматривать в неразрывной связи с эффективностью производственной деятельности. Реконструкция сама по себе не может быть  ни более ни менее эффективной она может только создать условия для повышения  эффективности производственной деятельности.

Для обоснования принципов характеристики возможностей которые создаёт реконструкция железнодорожного транспорта необходимо понимание того что нормы действующие в организациях железнодорожного транспорта характеризуют возможные уровни показателей.

К показателям норм относятся нормы расхода предметов труда ( запасных частей, материалов и т.п) , затрат капитала выработки и т.п. В связи с этим для оценки степени роста возможностей которые создают реконструкция и модернизация необходимо оценивать возможный рост нормы.

Например часовая норма выработки работника определённой квалификации, занятых созданием определённого продукта труда, характеризует возможный уровень их среднечасовой производительности труда, именуемый производительной силой труда. Поэтому для характеристики возможностей созданных реконструкцией в этом отношении надо рассчитывать возможный рост часовых норм выработки. Динамика производительной силы труда может быть реальной а может быть ожидаемой.

Вопросы оценки реальной динамики производительной силы труда рассмотрены в работе(1).На основе принципов расчёта реальной динамики производительной силы труда предлагается производить расчёт ожидаемой динамики производительной силы труда I по формуле:

                                    =∑/∑=(∑∑H.

где ∑ – затраты труда в перспективном периоде ( календарном году ) при нормах труда базисного периода, тыс.

Под перспективным периодом понимается любой период (календарный год) а будущем ( после реконструкции ), в котором предполагается установить нормы труда Н, а в качестве базисного – период (календарный год ) , предшествовавший реконструкции.

Рассчитанный таким образом показатель роста производительной силы труда будет реально характеризовать последствия реконструкции определённой отрасли железнодорожного транспорта в отношении роста производительности труда – одного из показателей эффективности производства, с изменением которого тесно связано изменение других показателей (производительность коллектива организации, себестоимость единицы произведённой продукции, отдача авансированного в производство капитала, рентабельность продукции, производства, транспортной компании).

Предложенная формула расчёта индекса производительной силы труда может быть преобразована следующим образом:

                      

Где DqH – ожидаемая относительная экономия затрат труда в связи с ростом производительной силы труда т.е уменьшением норм труда ты.ч.

Из предложенного порядка расчёта индекса производительной силы труда следует что для характеристики возможно повышения эффективности производства по результатам реконструкции можно рассчитывать показатели ожидаемого эффекта выраженного относительной экономией затрат труда времени издержек производства авансированного в производство капитала и относительным приростом прибыли транспортной компании.

Впоследствии на основе достигнутых результатов следовало бы рассчитывать фактические размеры относительной экономии затрат труда в  связи с ростом эффективности производства. Тогда сопоставление размеров фактически полученного эффекта с размером ожидаемого эффекта позволит обоснованно делать вывод о  том насколько экономически целесообразно оказалась реконструкция или модернизация. Таким образом оценка эффективности реконструкции железнодорожного транспорта превращается в оценку её экономической целесообразности.

Как показывают результаты изучения сложившегося положения многие вопросы оценки экономической целесообразности реконструкции железнодорожного транспорта нуждаются в дальнейшей научной  разработке. Однако ясно что значительные вложения капитала, которые намечено осуществить в процессе реконструкции требуют предварительной оценки экономической целесообразности чтобы можно было выбрать те направления реконструкции которые обеспечивают

 

 


Информация о работе Сущность понятия <<эффективность>> и вопросы оценки эффективности реконструкции железнодорожного транспорта